Организация условий для коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста имеющими НОДА




Организация условий для коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста имеющими НОДА

В последнее время обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОПДА) в детском возрасте сопровождается соматическими и психофизиологическими нарушениями. Эта группа детей полиморфна и включает различные заболевания суставов, позвоночника, мышц, нервов. Наибольшую группу составляют дети с повреждением центральной и периферической нервной системы.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации детей к дошкольной организации. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции [ Левченко, 84].

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

• развитие игровой деятельности;

• развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

• расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

• развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

• развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

• формирование математических представлений;

• развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

• воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

• подготовка к школе [Левченко, 87].

Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы. Результаты динамического изучения детей необходимо периодически обсуждать и анализировать всем педагогическим коллективом.

Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели распределяют между собой обязанности по проведению следующих коррекционных занятий:

• изобразительная деятельность и конструирование,

• развитие предметной и игровой деятельности,

• развитие речи и ознакомление с окружающим,

• трудовое воспитание,

• формирование элементарных математических представлений.

Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед. [Мастрюкова, 49]. Специалист по ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сада. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и логопед, и воспитатель, и специалист ЛФК.

В связи с тем, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, при подготовке детей к школе, следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы (дефектолога, логопеда, специалиста ЛФК, в рамках, которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми.

В специальных ДОО для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательной патологией - необходимое оборудование для передвижения и занятий [левченко, 90].

Детский сад №23, который входит в состав структурных подразделений МАДОУ детский сад «Детство» в 2017 году стал участником федеральной программы «Доступная среда», которая нацелена на развитие инклюзивного образования, создание условий для детей-инвалидов, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и детей с ОВЗ.

В дошкольном учреждении для беспрепятственного входа и выхода в здание детского сада и транспортировки инвалидов колясочников установлен подъемный пандус, с электроприводом. Для вызова персонала в доступном месте установлена специальная кнопка - вызов. Территория входа обложена тактильной плиткой. Расширены дверные проемы и установлены новые двери. Для перемещения внутри детского сада имеется сменная инвалидная коляска, приобретены перекатные пороги, установлены поручни по всему коридору. Полностью отремонтирована группа, туалетная комната, где также установлены поручни, положена новая плитка на пол и стены, установлено новое сантехническое оборудование.

Так же в рамках программы в детском саду оборудована сенсорная комната. Сенсорная комната – это организованное пространство, воздействующее на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. Необычная обстановка комнаты расширяет границы восприятия и способствует развитию внимания и наблюдательности. На занятиях в сенсорной комнате, дети смогут выполнять специальные упражнения с использованием оборудования (например, трогают ладонями или стопами различные по своей фактуре предметы, «купаются» в сухом бассейне с шариками, прислушиваясь к своим ощущениям). На сенсорных дорожках и специальных панелях для развития тактильной чувствительности разместили предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т. п. Ощупывая их, дети научатся различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий – жесткий и т. п. У детей улучшится зрительно - моторная координация и чувствительность кончиков пальцев, что дает возможность освоения новых ощущений. Оборудование для релаксации: фибероптический душ воздушно-пузырьковые колонны в различном исполнении, световые волокна, панно «Бесконечность» способствует концентрации внимания, развитию визуальных ощущений, обладают успокаивающим эффектом, привлекают внимание детей. Эффект «кривого зеркала» усиливает стимуляцию зрительных ощущений и представлений.

Аппаратно-программный комплекс для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предназначен для облегчения управления компьютером. Специализированная сенсорная клавиатура «Клавинта», специально создана для детей нарушением опорно-двигательного аппарата, которая моментально реагирует на прикосновение пальцев к поверхности клавиатуры и позволяет выполнять задания детям с нарушениями функции мелкой моторики. Вибротактильная доска предназначена для развития сенсорного восприятия. Применяется в целях содействия развитию речи, электродинамический преобразователь передает звуковые волны через тактильное восприятие. Подходит как для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата, так и для детей с нарушением слуха.

Мягкие кресла – трансформеры и мешки позволяют ребенку занять удобное положение во время занятий или релаксации. Их можно свободно перемещать по всему пространству комнаты.

Для проведения занятий приобретены специальные столы, которые предназначены для реабилитации детей с детским церебральным параличом или с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Благодаря широкому диапазону регулировки высоты, столик можно использовать в комплекте с любым стулом, инвалидной коляской и даже стоя, то есть точно подогнать по размерам изделие к ребенку. Наклон столешницы и боковые ограждения создают дополнительные удобства при пользовании столом.

В сложной структуре нарушений у детей с церебральным параличом значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. Изучению речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И. А. Панченко, Е. Ф. Архипова и др.). [ левченко, 41]. Все они сошлись в едином мнении: при ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической. Логопедический тренажер Дельта 142 представляет собой компьютерную приставку и предназначен для использования специально в коррекции нарушений голоса и звукопроизношения, развития речи и обучения грамоте у детей детским церебральным параличом.

Для развитии двигательных функций важное значение имеет использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом, тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж, проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением). Для этих целей имеются двойные массажеры для стоп, которые обеспечивают эффект глубокого "обертывающего" массажа, стимулируют кровообращение, снимают мышечное напряжение. Детский простой педальный тренажер “MINI BIKE” с электродвигателем предназначен для разработки верхних и нижних конечностей. Тренажер используется для вращательных упражнений рук или ног. Педали в этом тренажере крутятся самостоятельно, тем самым заставляя ноги (руки) работать. Данный тренажер предназначен для пассивной реабилитации.

Комплект лабиринтов тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение. Массажные валики, разной конфигурации служат для восстановления чувствительности нервных окончаний. Тактильная змейка с песком оказывает массажный эффект на стопы. Тактильная дорожка из 7 модулей, наполнена различными покрытиями и элементами разработана для развития моторики, тактильных ощущений, координации движения и равновесия.

Тесное взаимодействие специалистов: педагога – психолога, учителя-дефектолога, учителя – логопеда - позволит использовать всё имеющееся оборудование в комплексе, осуществлять интегрированные коррекционно – развивающие занятия не только для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Созданные условия послужат отправной точкой в системе помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата их социальной адаптации и интеграции в современное общество, в общество здоровых людей, превращение их в активных членов этого общества.

Список литературы

1. Детский церебральный паралич [Текст]: Авторы: Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", - 2001, 272 с.

2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько - Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] /И. И. Мамайчук - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.

4. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда [Текст] / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова - М.: Просвещение, 1985. - 170 с.

5. Основы специальной психологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

6. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст] / Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 320 с.

Рабочая программа учителя-дефектолога представляет собой документ, который регламентирует работу специалиста с детьми дошкольного возраста с НОДА в условиях ГКОУ ЦИО «ЮЖНЫЙ» ДУО.

В качестве нормативно-правового обоснования рабочей программы выступают:

• проект Приказа, подготовленного Минтрудом России 15.09.2016 Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)";

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. N 32 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014;

• Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с НОДА (одобрена на заседании педагогического совета ГКОУ ЦИО «Южный» решением от 05.06.2020 года, Протокол № 18)

• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Рабочая программа учителя-дефектолога обеспечивает реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с НОДА.

Данная программа определяет специфику, объем и порядок реализации коррекционно-развивающей работы, а также условия организации коррекционной помощи.

Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения программы, содержание коррекционно-развивающих курсов в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и требованиями адаптированной основной образовательной программы для детей НОДА.

Планируемые результаты освоения программы и содержание коррекционно-развивающих курсов зависит также от возраста, индивидуальных психологических и физиологических особенностей ребенка.

Срок реализации рабочей программы 1 год

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ рабочей программы учителя-дефектолога – организация процесса коррекционно-развивающей поддержки процесса воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста с НОДА с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого из воспитанников.

ЗАДАЧИ:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с НОДА;
  • Планирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • Создание условий для возможности успешного овладения детьми с нарушениями слуха (глухота) целевыми ориентирами ДО в соответствии с АООП для детей дошкольного возраста с НОДА;
  • Коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности и формирование структурных компонентов деятельности;
  • Осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и ППК.

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ

На протяжении всего времени реализации программы учителем-дефектологом ведется диагностическая работа и мониторинг, необходимые для определения уровня сформированности различных умений, навыков и развития ВПФ на различных этапах коррекционной работы. Диагностика так же помогает выявить особенности развития ребенка, определить его особые потребности, опираясь на которые, в последствии, составляется и по мере необходимости корректируется план индивидуальной работы.

В течение учебного года учитель-дефектолог проводит три этапа диагностики:

  • две недели в начале сентября;
  • одна неделя в январе;
  • две недели в конце учебного года в мае;

В зависимости от возможностей, психологических и коммуникативных особенностей ребенка, первичный диагностический период может продлиться до четырех недель. Это особенно касается вновь поступивших детей, испытывающих трудности адаптационного периода.

В ходе диагностики фиксируются показатели по следующим разделам:

  • Состояние общей моторики.
  • Состояние мелкой моторики.
  • Предметные действия.
  • Коммуникативные навыки.
  • Развитие речи.
  • Развитие когнитивной сферы.
  • Особенности поведения.

Результаты диагностики заносятся в карты дефектологического обследования на каждом из этапов. Все параметры развития ребенка оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов. Каждый балл соответствует определенному уровню развития или этапу формирования.

0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Не сформирован или отсутствует Этап формирования Требуется помощь Сформирован Этап закрепления Закреплено Обходится без помощи

Система баллов способствует отслеживанию результатов КРО, а также своевременному изменению или дополнению при необходимости плана индивидуальной работы с ребенком.

С помощью этих же баллов ведется и мониторинг результатов коррекционной работы.

Подсчет результатов происходит по формуле:

SХ100/SО

Где S – это сумма набранных по указанным в разделе показателям, SО – максимально возможная сумма баллов по всем показателям раздела.

Дефектологическая карта составлена так, что с ее помощью можно отследить динамику коррекционной работы на протяжении каждого учебного года и в течение всей коррекционной работы в периода с момента начала коррекционно-развивающей работы до перехода на следующий уровень обучения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА

К шести годам ребенок

Речевое развитие

Понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;

Различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;

Использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами, применяет слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

Пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;

Составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

Различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;

Владеет простыми формами фонематического анализа;

Использует различные виды интонационных конструкций.

Познавательное развитие

Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

Осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно;

Имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков, осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

Имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;

Владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;

Может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

Обладает значительно возросшим объемом понимания речи извукопроизносительными возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;

В речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;

Сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);

Изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел опережает изображение;

Положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства;

Знает основные цвета и их оттенки.

К 7 семи-восьми годам ребенок

Обладает сформированной мотивацией к школьному обучению.

Речевое развитие

Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

Употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с мотивным значением, многозначные;

Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);

Правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

Владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

Осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

Правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

Отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой;

Познавательное развитие

Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

Владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;

Определяет времена года, части суток;

Самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).

Темпы двигательного развития могут существенно варьировать в зависимости от тяжести двигательных нарушений и динамических изменений в ходе лечения. Речевое и познавательное развитие детей с НОДА тесно связаны с их двигательным развитием. У детей с тяжелой двигательной патологией может задерживаться темп познавательного и речевого развития.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ КУРСОВ

Коррекционная работа организуется в рамках ведущей деятельности. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте — эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте — предметная деятельность; в дошкольном возрасте — игровая деятельность.

Важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Основными направлениями коррекционной работы в дошкольном возрасте являются:

  • развитие двигательной деятельности (общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук);
  • развитие навыков самообслуживания и гигиены;
  • развитие игровой деятельности;
  • формирования конструирования и изобразительной деятельности;
  • развитие всех сторон речи и коррекция речевых нарушений;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
  • развитие сенсорных функций;
  • формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
  • формирование элементарных математических представлений;
  • подготовка к школе.

Развитие двигательной деятельности (общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук)

Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков.

Развитие движений представляет большие сложности при НОДА, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего нарушения и не стремится к его активному преодолению. Развитие общих движений необходимо проводить поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированности основных двигательных функций. В ходе коррекционной работы необходимо решить следующие задачи:

  • формирование контроля над положением головы и ее движениями;
  • обучение разгибанию верхней части туловища;
  • тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти);
  • развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину);
  • формирование функции сидения и самостоятельного присаживания;
  • обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия и ползания в этом положении;
  • обучение вставанию на колени, затем на ноги;
  • развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой;
  • стимуляция самостоятельной ходьбы и коррекция ее нарушений.

Чаще всего двигательный стереотип складывается у детей с НОДА к трем годам, однако возможно случаи, когда ребенок переходит к ходьбе с ортопедическими приспособлениями или к самостоятельной ходьбе более поздние сроки. Обычно такая динамика отмечается под влиянием лечебных и коррекционно-развивающих мероприятий.

Вариативные задачи в сфере двигательного развития детей с НОДА решаются в зависимости тяжести двигательной патологии. Для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, которые не передвигаются самостоятельно и не имеют грубые нарушения двигательных функций важна вести работу по формированию навыков сидения, обучению вставанию на колени, на ноги, удержанию вертикальной позы. Большое внимание уделяется обучению захвату и удержанию предметов.

Для детей с двигательными нарушениями средней тяжести важна стимуляция самостоятельной ходьбы, коррекция нарушений равновесия, развитие координация движений.

В работе с детьми с легкими двигательными нарушениями особое внимание должно уделяться развитию тонкой моторики, обучению точным движениям.

Ведущую роль в развитии движений у детей с НОДА играют лечебная физкультура (ЛФК) и массаж.

Для каждого ребенка подбирается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры и массажа в зависимости от формы заболевания и возраста. Основными задачами лечебной гимнастики являются торможение патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка. На начальных этапах развития общей моторики все мероприятия направлены на воспитание задержанных статокинетических рефлексов и устранение влияния тонических рефлексов, а затем на развитие возможностей активных движений. Проведению мероприятий по становлению общей моторики должны предшествовать приемы, направленные на нормализацию мышечного тонуса.

Наряду с лечебной физкультурой при НОДА широко применяется общий лечебный и точечный массаж. Классический лечебный массаж способствует расслаблению спастичных мышц и укрепляет, стимулирует функционирование ослабленных мышц. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация.

Как можно раньше нужно добиваться включения ребенка в активное поддержание позы и выполнение произвольных движений. Нужно подключить к коррекционной работе один из наиболее мощных механизмов компенсации — мотивацию к деятельности, заинтересованность, личную активность ребенка в овладении моторикой. Развивая различные стороны мотивации, нужно добиваться осознания ребенком производимых им действий, по возможности обосновывая ход выполнения каждого действия. Специалист по физической адаптивной физической культуре ЛФК, воспитатель должны привлекать внимание ребенка к выполнению задания, терпеливо и настойчиво добиваясь ответных реакций. При этом следует избегать чрезмерных усилий ребенка, что приводит обычно к нарастанию мышечного тонуса.

При стимуляции двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений лучше всего предлагать в виде увлекательных для ребенка игр, побуждая его к подсознательному выполнению желаемых активных движений.

При развитии двигательных функций важное значение имеет использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом); тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж); проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами); температурных (локально использование льда, упражнения в воде с изменением ее температуры).

При выполнении движений широко используются также звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, особенно при наличии насильственных движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создает положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращенной речи, обогащает словарь. На всех занятиях у ребенка нужно формировать способность воспринимать позы и направление движений, а также восприятие предметов на ощупь (стереогноз).

Наряду с лечебной гимнастикой и массажем при НОДА в большинстве случаев необходимо применение ортопедических мероприятий: этапные гипсовые повязки, специальные укладки, различные приспособления для удержания головы, сидения, стояния, ходьбы (рамы-каталки, ходунки, крабы и палочки). В некоторых случаях целесообразно ортопедо-хирургическое вмешательство.

Очень важно соблюдать общий двигательный режим. Ребенок с двигательным нарушением во время бодрствования не должен более 20 мин. находиться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально приобретаются наиболее адекватные позы для кормления, одевания, купания, игры. Эти позы меняются по мере развития двигательных возможностей ребенка. Если ребенку с двигательным нарушением не удается вытянуть вперед руки или схватить предмет, находясь в положении на спине или на животе, можно добиться желаемых движений, поместив малыша животом на колени взрослого и слегка раскачивая его. В результате ребенок лучше расслабляется, легче вытягивает руки вперед и захватывает игрушки. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не сидел в течение длительного времени с опущенной вниз головой, согнутыми спиной и ногами. Это приводит к стойкой патологической позе, способствует развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы его ноги были разогнуты, стопы стояли на опоре, а не свисали, голова и спина были выпрямлены. В течение дня полезно несколько раз выкладывать ребенка на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. Чтобы облегчить принятие этой позы, ребенку под грудь подкладывают небольшой валик.

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с формированием общей моторики. При развитии функциональных возможностей кистей и пальцев руку у детей с двигательными нарушениями необходимо учитывать этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опора на раскрытую кисть, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

Перед формированием функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук: поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по пальцам от кончика к их основанию; похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев; поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя); похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности; вращение пальцев (отдельно каждого); круговые повороты кисти; отведение-приведение кисти (вправо-влево); движение супинации (поворот руки ладонью вверх) - пронации (ладонью вниз). Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «Покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя); поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху); противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев); щеточный массаж (кончиков пальцев и наружной поверхности кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, что вызывает расправление кулака и веерообразное разведение пальцев).

Все движения необходимо тренировать сначала пассивно (взрослым), затем пассивно-а



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: