РАБОТА БИБИЛОТЕК В ОНЛАЙН РЕЖИМЕ
ДИСТАНЦИОННОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Туймазы, 2020
Библиотеки совершенствуют работу в онлайн-формате, а читатели получают информацию, не выходя из дома. На сайтах и в социальных сетях учреждений появляются новые инициативы: прямые эфиры с писателями, виртуальные выставки, подборки книг.
Многие библиотеки перешли на дистанционное обслуживание. Сейчас эта тема актуальна и в дальнейшем в век информационных технологий дистанционное библиотечное обслуживание станет нормой. Библиотеки уже успешно применяют такую форму обслуживания, однако пока она не получила широкого распространения.
Чтобы пользователи нас не забывали, мы можем работать с ними удаленно.
Библиотеки раскрывают фонд библиотеки, дают полезную информацию на своих сайтах, блогах, ведут на своих страницах в социальных сетях (Facebook, Instagram, YouTube, ВКонтакте и других), мессенджерах (WhatsApp, Telegram, Viber и других). Не стоит копировать информацию с других ресурсов и размещать на своих страницах Нужно давать новую информацию из книг, журналов. Делитесь со своими читателями ссылками на интернет-издания газет и журналов, которые имеются на нашем сайте в разделе «Ресурсы» (подраздел «Периодические издания»). Продумайте выход в прямой эфир. Это могут быть экскурсии, лекции, мастер-классы.
Необходимое условие при таком режиме - выявление тематических интересов различных групп читателей и формирование на этой основе тематических форумов.
Дистанционные читательские конференции.
Они открывают принципиально новые возможности для работы с читателями, которые, выбрав интересующую их тему, могут зарегистрироваться и принять участие в таком мероприятии. В отличие от обычных конференций, которые проходят в здании библиотеки, дистанционные могут проводиться параллельно, быть разной продолжительности и по-разному организованы.
Онлайн-формат мероприятий. В своих социальных сетях можно проводить различные мероприятия в формате онлайн. Например, запустить марафон чтения, состоящий из пяти заданий или подготовить увлекательные обзоры книг и интернет-ресурсов, посвященные определенным датам, виртуальные выставки и т.д.
ВИРТУАЛЬНЫЕ КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
Виртуальная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.
Типология виртуальных книжных выставок
· По статусу – самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие (например, при анонсировании книги в Интернете);
· По содержанию – универсальные, отраслевые, тематические, персональные;
· По целевому назначению - в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня;
· По времени публикации и поступления в библиотеку предоставленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»;
· По срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные;
· По видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные, газетные, электронные), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты), сайты, блоги, мультимедийные приложения;
· По составу представленных изданий: выставка одной книги, серии, коллекции.
Существуют различные формы представления виртуальных книжных выставок (в скобках указаны программы и онлайн-сервисы для их создания):
· Презентация (Power Point, Slide Share)
· Слайд-презентация (слайд-шоу) обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением (Power Point).
· Видеообзор с рекомендациями библиотекаря, записью «громких чтений» читателей, видеовпечатлений читателей и известных в городе людей (Windows Movie Maker, Youtube).
· Выставка в виде интерактивного плаката (Power Point с использованием гиперссылок).
· Выставки на географической карте (Google Maps)
· Выставка – виртуальная доска (Thinglink, Google Презентации)
Также существуют различные способы демонстрации виртуальных выставок, например:
§ Можно просто написать статью о подобранных книгах, с обложками книг, цитатами, кратким содержанием, рассказать.
§ Обзор книжной выставки можно записать на видео, где библиотекарь, сидя за столом или стоя у книжной выставки, подробно рассказывает о книгах.
§ Если вам сложно говорить перед веб-камерой, то можно сделать презентацию с закадровым голосом, текст можно читать по бумаге. Можно записывать видеоролики с помощью простейших программ Camtasia Studio 7 (скачать её можно здесь: https://camtasia_studio.download-windows.org/camtasia-studio-7) и PowerPoint (эта программа есть во всех компьютерах).
С помощью этой программы можно читать стихи, а на презентации будут соответствующие стихотворению картинки.
В самом общем виде выставку можно оформить в презентации MS Power Point, а затем сохранить как отдельные картинки каждый слайд. После – вставить картинки в видеоролик и разместить готовое видео на сайте или в социальных сетях.
О других выставках: интерактивных, виртуальных, поющих, звучащих; создание виртуальной книжной выставки в онлайн-сервисе Thinglink для вставки в блог/страницу в социальной сети и другие подробные методические указания по созданию виртуальных выставок смотрите здесь: https://libkrasnodar.blogspot.com/2017/03/blog-post.html.
БУКТРЕЙЛЕРЫ
Буктрейлеры (короткие видеоролики не более 3 минут) — это тоже вариант рассказа в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов — реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
Классификация
По способу визуального воплощения текста:
§ игровые (мини фильм по книге);
§ неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
§ анимационные (мультфильм по книге).
По содержанию:
§ повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
§ атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
§ концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Этапы создания:
1. Выбрать книгу
2. Посмотреть примеры буктрейлеров.
3. Написать раскадровку к ролику. Найти иллюстрации, видеоматериал. Вынести в заголовок трейлера основную идею книги.
4. Записать аудиоматериал.
5. Объединить имеющиеся аудиоматериалы в ролик.
6. Просмотреть получившийся буктрейлер.
7. Разместить буктрейлер в сети Интернет.
КАК СОЗДАТЬ ВИДЕОРОЛИК
(на примере программы Windows Movie Maker)
1. Написать сценарий будущего видеоролика.
2. Скачать видеозаписи. Пример: скачать видеозаписи из Youtube: на странице с выбранным видео в адресной строке между «you» и «tube» пишем «magic» (без пробелов, тире) и нажимаем «Enter». На открывшейся странице нажимаем «Download» начинаем скачивать. Второй вариант: между «you» и «tube» написать «ss» (без пробелов, тире) и также нажать «Enter».
3. В программе Windows Movie Maker используются форматы видео avi, аудио – mp3. Соответственно, если скачанные файлы не поддерживаются, их необходимо конвертировать, т.е. перевести в нужный формат. Для этого в интернете набираем в поиске «Online-Converter» и заходим в Online-Converter. Выбираем нужный формат, начинаем загрузку и преобразование файла и сохраняем его на компьютер. Более поздние версии программы поддерживают любые форматы.
4. Чтобы добавить видео для монтажа, нажимаем «Импорт» в поле «Операции» в левом верхнем углу. Далее перетаскиваем его на шкалу времени видео в нижнюю панель. Справа будет отображаться фильм и значок обрезать, - два прямоугольника, разделенные пунктиром, а на шкале времени мы сможем его обрезать. Для этого двигаем начало и конец фрагментов фильма и обрезаем ненужное, нажимая «Удалить» правой кнопкой мышки.
5. Чтобы заглушить звуковую дорожку фильма, нажимаем на плюс возле надписи «Видео» видеодорожки фильма, и на нужном нам фрагменте кликая правой кнопкой мышки, выбирая из списка «Выключить».
6. Чтобы создать титры, нажимаем в поле «Операции» в левой верхней колонке «Создание названий и титров» - «Выбрать титр», печатаем текст, меняем шрифт, анимацию. Чтобы добавить титр перед определенным слайдом, нажимаем «Добавить название на выбранном клипе на шкале времени».
7. Чтобы создать переходы и эффекты, нажимаем «Отображение раскадровки», далее в поле «Операции» в левой верхней колонке выбираем «Монтаж фильма» - «Просмотр видеопереходов» и выбираем понравившийся переход. Затем перетаскиваем выбранный переход в приготовленное место между нужными частями фильма.
Для создания эффекта на частях фильма или изображениях, изменяем шкалу времени на раскадровку, нажимаем «Отображение раскадровки». Кликаем на «Просмотр видеоэффектов» в поле «Монтаж фильма», выбираем нужный и перетаскиваем его на выбранный эпизод фильма или изображение.
8. Для добавления музыки, добавляем аудиофайл, перетаскиваем файл с музыкой на звуковую дорожку. Если в каком-то фрагменте фильма не заглушена изначальная аудиозапись, она сохранится вместе с общей для всего ролика.
9. Чтобы сделать начало и конец фильма, нажимаем «Отображение шкалы времени», выбираем видеоэффект «Появление из черного».
10. Сохраняем на компьютере в высоком качестве нажимая «Сохранить как». Обратите внимание, что во время монтажа фильма, при его воспроизведении будет низкое качество. После сохранения этот дефект будет устранен.
ПРОЕКТ «ПЕРСОНА»
В проекте «Персона» можно на страницах сайта, блога, соцсетях рассказывать о знаменитых людях не только прошлого века, но и современного 21 века, которые прославили свою республику, край, область, сделали многое для своего региона. В этом проекте можно рассказывать о знатных односельчанах, народных умельцах села, города и пр.
ВРЕМЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Многие библиотекари прекрасные чтецы.
Как это сделать интересно смотрите здесь: https://www.youtube.com/channel/UCZTdBCjt0g-PdNtBY4-Sg4Q/videos?view=0&sort=dd&shelf_id=1.
Среди читателей тоже есть хорошие декламаторы. Было бы хорошо записать их выступление на видео и разместить на своих страницах сети Интернет.
ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Если у вас есть маленькие дети, внуки, умненькие, обаятельные маленькие читатели, то вы можете создать целую серию видеороликов «Как сделать чтение увлекательным занятием», применяя различные способы:
§ Поменяйте имя главного героя на имя вашего малыша. Тогда история приобретет личный характер, ребенок лучше запомнит содержание книги.
§ Озвучьте рассказ. Не читайте монотонно, меняйте интонации, подражайте голосам животных, звуку машин и т. д.
§ Задавайте вопросы. Во время чтения задавайте ребенку как можно больше вопросов.
§ Прерывайте чтение. Любимые книги дети просят читать постоянно, в итоге знают произведение наизусть. Прервите чтение, пусть он дальше продолжит или закончит фразу.
§ Подробно объясняйте, что изображено на каждой иллюстрации. Называйте цвета, животных, людей и чувства персонажей. Таким образом, книжные герои могут помочь самым маленьким детям развить умение наблюдать.
§ Намеренно ошибайтесь, называя неправильно имя героя, подождите, когда вас ребенок поправит.
§ Отступайте от текста. Просите ребенка сочинить дальнейшее развитие сюжета. Так его воображение будет развиваться, словарный запас увеличиваться, а также ребенок научится принимать решение в различных ситуациях.
§ Разыграйте сценки из книг. К примеру, покажите, как тянете репку. Чем больше мы вкладываем в чтение малышу, тем большую отдачу получаем.
Здесь предлагается 25 увлекательных способов, как можно играть с книгой: https://blogslava.ru/?p=5000
Приведены интересные игры: «Литературный герой», «Игрушки в стихах », «Угадай строчку», «Литературная дуэль», «Книжный аукцион », «Книжная эстафета». Подробнее смотрите здесь: https://blogslava.ru/?p=4606
ВИДЕО-МАСТЕР-КЛАССЫ
В Интернете множество онлайн-курсов от кулинарных до занятий фитнесом. Почему бы и нам не начать создавать такие курсы? К примеру, если вы ведёте кружок кукольный театр, то снимите видео, как надо правильно надевать куклу на руку, как её управлять, как она должна появляться\уходить, двигаться, брать предметы и т.д.
Можно на видео записать, как вы проводите опыты по книгам, к примеру, по книге «Большая книга экспериментов», в которой описано более 200 интереснейших и безопасных экспериментов, которые ребенок может провести самостоятельно. Описание опытов наглядно проиллюстрировано.
При библиотеке у всех работают клубы как для детей и подростков, так и для людей пожилого возраста. Можно для них размещать различные видео, к примеру, гимнастика для мозга, развития памяти, для глаз, точечный массаж и т.п.
Появилась возможность проявить себя в роли телеведущих. Сценарии кукольного спектакля можно написать по детским книжкам или придумать самим, сюжет может состоять из поучительной истории на морально-воспитательную тему. Библиотекарь — ведущий передачи, он объясняет, что нужно делать и как надо себя вести в той или иной ситуации. В конце передачи показать мультфильм, снятый по произведениям детской литературы (дать ссылку).
Подборка таких мультфильмов:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Мультфильмы_по_литературным_произведениям_по_авторам.
СЕТЕВЫЕ АКЦИИ, КОНКУРСЫ
Можно проводить различные акции, конкурсы с хэштегом и ключевым словом — #читаемдома.
К примеру, можно провести сетевые акции или конкурсы на следующие темы:
· «Пойман за чтением», «Мама, почитай!», «Читают все: и ребята, и зверята!» — конкурс фотографий. Попросить пользователей прислать фотографии, как они проводят свой досуг с книгой.
· «Домашний спектакль» — семье показать видео — отрывок из какого-нибудь произведения или сказку.
· «Мой рейтинг книг» — написать 10 лучших книг, которые читатель рекомендует для прочтения другим.
· «Я люблю тебя!» — конкурс на лучшее признание книге.
· «Голоса любимых книг» — озвучить книгу, читая текст, используя различные шумы, звуки.
· «Книга в моей жизни» — конкурс на лучшее сочинение.
· «Книжный совет» — посоветуй книгу — выиграй приз!
· «На лучший библиотечный слоган» — придумать слоган, девиз, призыв в пользу чтения, книги, библиотеки.
· «Актёрское мастерство» — изобразить книжного героя с помощью мимики и жестов.
· «Книжный натюрморт» — нарисовать или составить композицию с книгой.
· «Читаем сказку» — конкурс на лучшего чтеца сказок.
· «Литературная премия читателя» — читатели присуждают свою премию полюбившим прочитанным произведениям.