Например, западные коллеги определяют наш образовательный стандарт как «регулирующий» образовательный процесс, а не проектирующий «пороговый результат».




Система образования в Казахстане должна стать динамично развивающейся и способной адек­ватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации.

В связи с этим система образования должна нацеливаться на формирование нового типа специа­листа, который умел бы самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать необходимую ин­формацию и эффективно использовать ее в нужный момент. Этого можно добиться с переходом на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалавр — магистр — доктор).

Мировая образовательная практика выработала эффективную систему обучения, которая полу­чила название кредитной технологии обучения.

Кредитная технология обучения — это сложная система, требующая для успешного функциони­рования множества согласованных факторов, в том числе определенных условий, включающих учеб­но-материальное обеспечение (использование базового учебника, отвечающего требованиям Евро­пейского стандарта, для организации СРС — лингафонные кабинеты, компьютерные классы, видео­залы). При кредитной системе обучения очень важно, чтобы вуз обеспечивал учебный процесс в пол­ном объеме всеми необходимыми информационными источниками: учебными и методическими по­собиями, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам, активными раздаточными материалами и т.п.

В соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг., утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 11 октября 2004 г. № 1459, в системе высшего и послевузовского образования будут создаваться условия по присоединению Казах­стана к Болонскому процессу и вместо традиционной системы организации учебного процесса вво­дится кредитная система обучения, которая стимулирует активную самостоятельную работу студен­тов, обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории, мобильность, большую сте­пень академической свободы бакалавров, магистрантов и докторантов, способствует признанию доку­ментов об образовании в мировом образовательном пространстве [1].

Необходимость присоединения Казахстана к Болонскому процессу продиктована объективны­ми процессами, происходящими в мировой образовательной сфере деятельности. Казахстан, провоз­гласивший себя демократичным, открытым государством с рыночной экономикой, не может быть в стороне от международных тенденций современного мира. Присоединение Казахстана к Болон­скому процессу обеспечит:

1) расширение связей Казахстана с зарубежьем в области высшего образования;

2) устранение угрозы изоляции в мировом образовательном пространстве;

3) расширение перспектив обмена студентами, преподавателями, учеными-исследователями с вузами европейских стран;

4) увеличение возможностей предоставления образовательных услуг иностранным студентам (экспорт высшего образования из Казахстана);

5) освоение новых образовательных технологий и рациональных форм организации учебно­го процесса.

Один кредит, а это академический час, равный 50 минутам, проходит в интерактивных формах и сопровождается в течение недели самостоятельной работой студента (СРС) и работой под руково­дством преподавателя (СРСП), во время которых сдается заданная тема. К концу недели каждый пре­подаватель подводит результаты занятий, и студенты знакомятся со своим еженедельным рейтингом. Таким образом, можно видеть динамику своих успехов: подготовился слабо раз, другой — получил меньше баллов, а значит, средневзвешанная оценка уровня достижений (GPI) будет меньше, чем у других. А раньше как было: студент не ходил на лекции, семинары, а перед экзаменом выучил весь материал или случайно вытянул хороший билет — и, что называется, выплыл.

Друг и «компас» студента в океане знаний — эдвайзер — помогает выбрать преподавателей, оп­ределить траекторию обучения (в основном она касается выбора дополнительных для изучения дис­циплин). Первокурсники пока оглядываются, боятся не рассчитать силы, поэтому больше двух-трех дополнительных не берут. Возможно, и дальше кто-то не захочет перегружать себя — ну, выберешь два предмета и хватит, но когда работодатель будет принимать молодого специалиста, он поинтере­суется, а стремился ли человек осваивать новые знания, есть ли в нем жилка трудоголика? Кто-то скажет: а зачем финансисту культурология, логика или религиоведение? Это нужно, чтобы быть эру­дированным человеком. И не только. Кредиты лишними никогда не бывают. И если ты не ленивый, за четыре года можно параллельно освоить смежную специальность. В этом, собственно, и заключа­ется гибкость, мобильность студента, который, если пожелает, может окончить вуз за два года. Лет­ние семестры как раз организовываются для удовлетворения потребностей ускоренного, дополни­тельного обучения и ликвидации разницы в учебных программах.

Возрастной психологией установлено, что у студенческого возраста есть отличия от школьного. Для студенческого возраста характерны: минимальная величина скрытого периода реакции ко всяко­го рода сигналам, в том числе и вербальным (словесным); наивысшие активность оперативной памя­ти и скорость переключения внимания; наивысшая скорость решения вербально-логических задач; оптимум чувствительности анализаторов внешней среды. Именно в студенческом возрасте происхо­дит профессионализация интересов, критически переосмысливаются ранее несомненные истины, по­нятие творчества становится полновесным [2].

Переход на кредитную систему обучения требует качественной перестройки работы преподава­теля со студентами, изменения методов и методики преподавания.

В условиях кредитной системы при обучении студентов главными задачами являются:

  • - унификация объема знаний;
  • - создание условий для максимальной индивидуализации обучения;
  • - усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся.

Характерные черты кредитной технологии:

1) введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каж­дой дисциплине;

2) свобода выбора обучающимися дисциплин из числа дисциплин по выбору, включенных в рабочий учебный план при формировании индивидуального учебного плана;

3) непосредственное участие в формировании своего индивидуального учебного плана;

4) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образо­вательной траектории;

5) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений по каждой учеб­ной дисциплине;

6) обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материа­лам;.

7) свобода выбора студентами преподавателя при условии достаточного количества профес­сорско-преподавательского состава в вузе или данном населенном пункте.

Преимущества кредитной системы обучения:

  • - расширение академической свободы факультетов, кафедр и преподавателей;
  • - достижение интенсификации учебного процесса через внедрение современных информацион­ных технологий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и каче­ства преподавания.

Отличия кредитной системы обучения от традиционной:

  • личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана, т.е. определение образовательной траектории на весь период обучения;
  • свобода выбора студентом части дисциплин, приведенных в учебном плане;
  • введение должности эдвайзера и тьютора (консультанта) для выбора дисциплин;
  • использование балльной системы для оценки текущей и рубежной успеваемости.

К положительным моментам по внедрению кредитной технологии обучения в высших учебных заведениях Казахстана относятся:

  • унификация знаний по общеобразовательным и базовым дисциплинам;
  • предоставление студенту возможности самостоятельно формировать свою образовательную траекторию;
  • устранение субъективизма при оценке знаний студентов;
  • создание конкурентной среды для преподавателей, позволяющей усилить их работу в направ­лении постоянного роста научно-педагогического уровня;
  • необходимость в постоянном улучшении качества образовательных услуг на основе развития и укрепления материально-технической базы вуза, внедрения инновационных технологий обу­чения;
  • выделение большего времени для индивидуальных занятий, что позволяет развивать в студен­тах творческий подход к изучению дисциплин и навыки исследовательской работы.

Проблемными вопросами для вузов являются следующие:

  • большая загруженность профессорско-преподавательского состава, а также структурных под­разделений, обслуживающих учебный процесс, поскольку обучение осуществляется парал­лельно: по традиционной системе и по кредитной технологии;
  • значительные дополнительные затраты, связанные с внедрением инновационных технологий обучения и дальнейшим их совершенствованием;
  • увеличение учебно-методической и временной нагрузки профессорско-преподавательского со­става, которое связано с необходимостью подготовки каждым преподавателем раздаточных материалов, силлабусов и методических указаний по самостоятельной работе студентов, что влечет за собой увеличение каждого академического часа на 10 минут;
  • сложность адаптации некоторых преподавателей к новым требованиям и новой методике про­ведения занятий;
  • трудности, связанные с неопределенностью методики расчета учебной нагрузки профессорско- преподавательского состава, недостаточной готовностью студентов 1 курса к самостоятельной работе и личной ответственности за свои учебные достижения (заметим, что она особенно ощутима на начальном этапе, т.е. в начале семестра);
  • неподготовленность родителей к тому, что первокурсник занят учебой в течение всего дня (ут­ром СПСП и СРС).

Первоочередная задача вуза — научить студента учиться и уметь ориентироваться в многообра­зии научного материала. Направленность инновационных технологий на развитие у студентов навы­ков самостоятельной работы позволит повысить уровень их творческой активности и стимуляции в освоении знаний. Эффективность такой работы будет обеспечена за счет регулярного общения сту­дента и преподавателя в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

Отсутствие гибкости образовательной траектории, учебная загруженность студентов, кратко­срочность периодов обучения, отрыв от производства — все это негативно сказывается на качестве высшего образования в целом и на уровне подготовленности специалистов в частности. Развитие дистанционных форм поможет сделать обучение в вузе максимально удобным и привлекательным. По мнению экспертов, дистанционное образование войдет в XXI в. как одно из наиболее эффектив­ных (и перспективных) систем подготовки специалистов. Это повлечет за собой рост профессиональ­ной мотивации преподавателей и повышение результативности их научно-педагогической деятельно­сти.

Если раньше система образования выполняла преимущественно роль транслятора социального опыта, то теперь она становится катализатором социальной мобильности человека. Открываются ши­рокие возможности для постижения интеллектуальных и культурных ценностей, позволяющих лич­ности быстро продвигаться по социальной лестнице. Изменение образовательной политики предпо­лагает определенную переоценку уже сложившихся стереотипов и подходов к научно­педагогической деятельности.

Некогда основательная и качественная система образования перестала отвечать привычным за­просам общества. Выпускникам вуза должны прививаться умения, позволяющие совмещать аналити­ческие способности с практическими навыками работы в условиях внедрения современных техноло­гий. Это непременно повлечет за собой изменение системы оценки качества образования, которая, в отличие от нынешней, будет способствовать определению уровня креативной состоятельности спе­циалиста.

В соответствии с современными темпами жизни становится необходимой многообразная, мно­гоуровневая и многовекторная подготовка, предоставляющая индивиду возможность успешной адап­тации к быстрым и резким трансформациям социума. Свободное обучение в условиях инновацион­ной парадигмы базируется на принципе самостоятельности и ведущей роли личности в процессе сво­его обучения.

Внедрение кредитной технологии обучения подразумевает изменение философии образования, т.е. превращение учета успеваемости из контролирующей в самоконтрольно-стимулирующую.

Таким образом, внедрение кредитной технологии обучения позволяет не только войти в мировое образовательное пространство, но и существенно интенсифицировать процесс обучения студентов в высшем учебном заведении.

Кредитная технология обучения предполагает конкурсность — студенты сами выбирают препо­давателя, у которого будут заниматься. Некоторые болезненно восприняли тот факт, что их не вы­брали. Но ведь первокурсники еще не знают, кто есть кто. Могут случиться и такие издержки: высо­коклассный, но жесткий преподаватель тоже рискует остаться без студентов. Но года через три- четыре все встанет на свои места — пойдут к тому, кто требует, но и готовит лучше.

В условиях формирования в Казахстане конкурентоспособной системы генерации, распростра­нения и использования знаний введение кредитной системы обучения позволит решить необходимую задачу — превратить вузовское образование в процесс не только учебно-образовательный, но и науч­но-познавательный. Его составляющая — обучение студентов («думающая рабочая сила» в будущем) не только научным знаниям как таковым, но и методологии их получения и применения, чтобы при­вить им способность к непрерывному самообразованию и профессиональному росту в условиях сис­темной трансформации общества. Лишь следуя этому, можно будет говорить о самодостаточности образования как социального института и его качестве.

Научная основа преподавания — это тот самый фундамент, без которого невозможно предста­вить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем — профессиональную самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и соци­альных стандартов общества. А потому в условиях стремительного развития и расширения доступно­сти открытых информационных сетей передача «готовых» знаний уже не главная задача учебного процесса.

Результаты качественного высшего образования — это сочетание образованности и поведенче­ской культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в даль­нейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас совре­менные представления о фундаментальности образования.

При этом учебно-познавательная деятельность студентов, в широком понимании, рассматрива­ется как один из видов познания, которое протекает на основе отражательно-преобразующей дея­тельности субъекта. И именно в этом процессе совершается систематическое и последовательное формирование тех личностных качеств, которые подводят студентов к позиции сформировавшейся активной личности.

По характеру деятельности студенчество является социально-профессиональным резервом. П о­этому важной характеристикой студенческой молодежи является ее переходный период. Пребывание людей в составе студенчества носит временный характер, длится 5-7 лет. Своеобразие же особенно­стей возрастной психологии студенческой молодежи выражается, в частности, в романтизме, стрем­лении проявить себя, категоричности и нетерпимости к мнению других, в потребности в полной са­мостоятельности и вместе с тем в недостаточности жизненного опыта. В период обучения, связанно­го с выбором профессии, происходит становление личности и формирование мировоззренческих по­зиций, становление зрелости, расширение и углубление ведущих интересов, определение осознанно­го выбора жизненного пути. Для поведения студента характерен интенсивный поиск более рацио­нальных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценно­стей жизни и культуры. Итак, ведущим видом деятельности для этой группы, следовательно, являет­ся ценностно-ориентационная познавательная деятельность. Проблемы формирования ценностной ориентации студенческой молодежи зависят от образования и воспитания, именно в процессе обуче­ния в вузе происходит становление будущего специалиста как личности.

Таким образом, высшая школа должна не только готовить специалистов, соответствующих тре­бованию общества, но и культивировать, внедрять новые культурные ценности, активизировать мыс­лительную, познавательную деятельность студентов. Достичь этого, по нашему мнению, возможно, если наряду с учебным прогрессом будет должное внимание уделено активизации личностного нача­ла в процессе обучения, духовно-нравственному становлению студента.

Задача высшей школы — ориентировать студентов на будущее, активизировать их мыслитель­ную, познавательную деятельность, формировать ментальные характеристики человека, духовно­нравственное пополнение образования, формировать, культивировать новые культурные ценности у студенческой молодежи.

Для этого необходимо:

  • вести учебный и воспитательный процесс в высших школах параллельно, наряду с обучением и воспитанием молодого человека как специалиста, уделять большое внимание его формиро­ванию и развитию как полноценной личности;
  • познавательной и практической деятельности; дополнять друг друга; они должны соприка­саться, взаимообогащаться; полученные знания должны соответствовать конкретным требова­ниям современного общества;
  • поднять на должный уровень социальный статус ученого, преподавателя;
  • предоставить доступ к культурным ценностям человечества, не терять связь с общественным сознанием предыдущих поколений с помощью дальнейшего развития такой дисциплины, как история Казахстана.

Только тогда, когда высшая школа в действительности станет центром культурных ценностей человечества, звенья восходящей линии «школьник — студент — специалист» предстанут как звенья процесса формирования и развития личности. Необходимо формировать творческую деятельность студента, желание что-то создать, чего мы добьемся благодаря внедрению кредитной технологии обучения в противоположность той традиционной системе, которая существует и по сей день и тор­мозит активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: