Классный час «Охрана детского голоса»




Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация, в значительной степени, определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно поэтому любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Пение, являясь важнейшим средством музыкального воспитания и развития таких музыкальных способностей как музыкальный слух, память, чувство ритма, играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Исполняя вокальное произведение, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки, облегчает усвоение мелодии, способствует развитию речи и объединяя детей общим настроением приучает к совместным действиям.

Детский голосовой аппарат сильно отличается от взрослого человека. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, изменяется, и чрезмерное напряжение может помешать его нормальному росту. Детский голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями, т. е. с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса слабая.

Голос у детей созревает в течение длительного периода и претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Голосовой аппарат чутко реагирует на любые негативные изменения в общем состоянии организма.

Что влияет на звучание голоса;

· Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении.

· Настроение, эмоциональная настройка влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма. Общий тонус ребенка зависит от
режима сна, за соблюдением которого должны следить родители.
Известно, что если певец спал меньше обычного времени, то голос у него не звучит.

· На звучание голоса оказывает влияние и режим питания, как время приема пищи, так и ее качество. Переполненный пищей желудок ограничивает подвижность, свободу движений диафрагмы и тем самым затрудняет певческое дыхание. Кроме того, после обильной пищи наступает вялость, а иногда и сонливость, поэтому пищу следует принимать за 2-3 часа до пения в умеренном количестве.

 

Что вредно для голоса;

· Громкие разговоры: в момент сильного напряжения голоса (при крике) может произойти кровоизлияние в голосовую складку, т.е. разрыв кровеносного сосуда.

· Неумелое пользование голосом: форсированное (крикливое) пение, злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение завы- шенного по трудности репертуара. Начинающие певцы, пытаясь увеличить свой диапазон, самостоятельно упражняются на верхних нотах, не умея ими пользоваться. Особенно грешат этим дети. Перегрузка голосового аппарата чрезмерной работой, форсирование звука вызывает перенапряжение и переутомление голосовых органов, что отрицательно сказывается на голосе.

· Пение в больном состоянии и неправильные навыки голосообразования могут стать причиной узелковых заболеваний голосовых (связок) складок. При болезнях голосового аппарата, присутствие на занятиях не рекомендуется, так как голос в этих случаях должен находиться в состоянии покоя.

 

Охрана и гигиена детского певческого голоса в условиях вокальной
работы:

1. При работе с детьми следует всегда учитывать такую их особенность, как способность выдерживать физические нагрузки. Пение — процесс физиологический во время которого происходят большие затраты энергии связанные с дыханием, работой в удобных и неудобных тесситурах, удерживанием вокальной позиции и, наконец, с умением выдерживать длительные по времени репетиции и концертные выступления. Руководителю следует внимательно относиться к юным артистам, неспособным выдерживать перегрузки.

2. Занятия с детьми нужно проводить в проветренных помещениях.

3. Необходимо соблюдать такой ритм работы, при котором дети после репетиционного часа занятий имеют отдых (перерыв), способствующий снятию напряжения, своего рода «реабилитация» после сложного урока.

4. Нежелательно проведение репетиций в раннее время, когда голос, как говорят, «еще спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. В таком случае, происходит насилие над детским голосом, что препятствует его естественному звучанию и может навредить здоровью ребенка.

5. Начинающим певцам свойственна быстрая утомляемость. Поэтому, режим занятий с ними должен строиться с учетом этой особенности.

6. Недопустимо, чтобы ученик уходил после занятия с уставшим голосом. По мере развития выносливости, занятия постепенно удлиняются до 30-45 минут с 2-3 перерывами по 5-10 минут в течение этого времени.

7. Необходимо учитывать общее состояние здоровья учащегося. Все изменения, происходящие в организме певца, так или иначе, влияют на его голос.

8. Эмоционально-психологический микроклимат на уроке. От настроения ученика очень часто зависит качество урока. Когда человек в хорошем настроении, ему хочется петь. Если же ученик пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет.

Родителям и детям на заметку:

 

· Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а также шоколадные конфеты и сладости. Вредны также орехи и семена подсолнуха. Их размельченные частицы застревают в складках слизистой оболочки глотки.

· Употребление холодных напитков и мороженого особенно вредно сразу после пения, когда гортань разгорячена, ткани переполнены кровью. Следует избегать употребления холодной пищи, напитков в те дни, когда певец поет.

· Постоянное употребление очень горячей пищи вызывает сухость слизистой оболочки, что затрудняет пение.

· Простудные заболевания;

Для певцов характерна повышенная восприимчивость ко всякого рода заболеваниям голосового аппарата и особенно к простудным. Это объясняется тем, что голосовой аппарат после усиленной вокальной работы разгорячен довольно длительное время и потому становится более чувствительным и восприимчивым ко всем факторам, которые могут вызвать раздражение или заболевание, поэтому следует внимательнее отнестись к здоровью ребенка.

Детский голосовой аппарат, находящийся в постоянном развитии, требует особого внимания и бережного отношения. Голос ребенка естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. И мы, взрослые, должны беречь этот бесценный дар.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: