РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIXВЕКА. ТВОРЧЕСТВО Н. ГЕ И В. СУРИКОВА




 

Выполнила М.М.Миллер 4ДГ Преподаватель: О.В. Гасанова 2016


Содержание:

 

 

Н. Ге 3

 

 

Суриков 8

 

 

Источники 26


1831–1894 Николай

Николаевич Ге

 

 

Выдающийся мастер портрета, сюжетной, исторической и религиозной картины, обновивший ее язык в преддверии символизма и авангарда. Выходец из семьи помещика, первоначально учился на математических отделениях Киевского и Пе- тербургского университетов (1847-50). В 1850 поступил в Академию художеств, ко- торую окончил в 1857. Во время учебы в Академии испытал большое влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Работал в Риме и Флоренции (1857-69), в Санкт Петер- бурге, а с 1876 — на хуторе Ивановский в Черниговской области.

 

Он начал с академического романтизма а ля Брюллов, и закончил экспрессо- низмом.

 

Внук французского дворянина, эмигрировавшего в Россию во время Великой фран- цузской революции (1789–1794). Учился на физико-математическом отделении философского факультета Киевского университета в 1847–1848, затем – на физи- ко-математическом факультете Санкт-Петербургского университета в 1848–1850. Учебу не закончил. Художественное образование получил в Императорской Ака- демии художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ) в 1850–1857 по классу исторической живописи у П.В.Басина. Пенсионер ИАХ (1857–1863) в Италии. Посетил Германию, Швейцарию и Францию. Профессор ИАХ (с 1863), в 1890 отказался от звания по принципиальным соображениям. Один из инициаторов создания и член- учреди- тель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Жил и работал во Флоренции (1864–1870), совершая поездки в Англию, Германию и Францию. В 1870 окончательно вернулся в Россию, жил в Санкт-Петербурге. В 1876 поселился на хуторе Ивановском Черниговской губернии. С 1882 сблизился с Л.Н.Толстым, во многом разделял его религиозно-философские взгляды. Творчество Ге сочетало в себе традиции романтического и реалистического искусства, оно во многом пред- восхитило поиски мастеров начала XX века.


 

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе 1871

 

Замысел картины приобрел особую актуальность в преддверии 200-летнего юби- лея Петра I (1672–1725) и споров о роли его реформ, вспыхнувших в связи с этим событием. В трактовке темы Ге сближается с художниками-передвижниками в по- нимании жанра исторической картины. Конфликт раскрыт без излишней патетики, характеристика героев, интерьер дворца Монплезир – все подчинено задаче исто- рической достоверности. Рассеянное освещение придает сцене бытовой характер. Полный внутренней мощи облик Петра противопоставлен бессилию царевича, фи- гура которого будто сливается с интерьером. Зрителю очевидно сразу, на чьей сто- роне историческая правда.

 

 

 

Петергоф. Дворец Монплезир


«Что есть истина?»

Общество в первую очередь шокировал образ Христа. У Ге он не богочеловек, а обычный че- ловек со всеми противоречивыми стремлениями души.

В произведении «Что есть истина? (Христос и Пи- лат)» Ге в самом названии обозначает главный вопрос эпохи. Композиция строится на противо- поставлении двух противоположных мировоззре- ний. Пилат, проходящий мимо Христа, не намерен вести длительный спор, так как решение им уже принято. Пилат размещён на переднем плане в залитом солнечным светом пространстве. Худож- ник изображает его со спины, благодаря складкам его одежд фигура напоминает античную колонну. Христос же напротив, изображён в тени. Он слов- но загнан в угол, но выражение его лица говорит о готовности противостоять злу. Христос далёк от смирения и верит в свою истину. Но его истина для Пилата расположена во тьме, где он её не видит. Прокуратор поднял руку в вопрошающем жесте, который словно разделяет пространство между двумя героями.

Целью художника было создать такое произведе- ние, которое способно пробудить душу к размыш- лениям и заставить задуматься о проблемах бы- тия.


 

«Что есть истина?»


1848–1916 Василий

Иванович Суриков

Главная задача - преодоление академизма, отвлеченности, мифологичности. Изо- бражение на полотнах подлинных русских исторических событий, конфликтов, ха- рактеров. Эту задачу выполнил В.И. Суриков.

 

В.И. Суриков (1848 – 1916)

 

 

Сибирь, патриархальный уклад жизни, сильные характеры, торговая казнь в Крас- ноярске – вот детские впечатления Сурикова, сыгравшие огромную роль в творче- ских поисках художника, когда он обратился к картинам допетровской Руси. После некоторого обучения у местного художника в 1868 г. Суриков поехал в Санкт- Пе- тербург через Москву. В Москве он увидел перед собой «древнюю Московию», со- боры, храмы, Кремль, - все, что так дорого оказалось для его сибирской натуры. И следом за этим, словно прыжок в Европу, - Санкт–Петербург, с его холодной классицистической или пышной барочной европейской красотой. Это было подоб- но путешествию из 17 века в 18 и 19 века.

 

В Академии Суриков написал интересную работу – «Памятник Петру Первому при лунном освещении», где дано двойное освещение монумента: светом фонарей и луной. На темном фоне Исаакиевского собора монумент смотрится величественно и даже зловеще.

 

После Академии Суриков выполнил несколько работ по заказу, но подлинно свой язык нашел, когда в Москве прикоснулся к эпохе царя-преобразователя. В год смерти от рук террористов Александра Второго, в 1881 году, Суриков создал пер- вое свое значительное полотно – «Утро стрелецкой казни».

Трагическая трилогия 80х годов

 

«Утро стрелецкой казни» 1881 г. ГТГ

 

 

Главный герой картины – стрельцы в окружении своих семей и сочувствующей им толпы – то есть народная масса, что связывает поиск Сурикова с особенностями русской передовой культуры второй половины 19 века. Царя, выделенного на фоне ровной и светлой кремлевской стены, мы видим потому, что на него устремлен ненавидя- щий взгляд рыжебородого стрельца. В ответ Петр

посылает такой же упорный, исполненный дикого гнева взгляд. Это – суть непри- миримости конфликта. Сравним м некоторой вялостью взгляда Петра на картине Н. Ге «Петр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». У Сурикова изображена невозможность одной из сторон уцелеть.

 

Суриков изображает не противостояние характеров, а конфликт двух миров. Чтобы у зрителя не возникло реакции сострадания, Суриков изобразил не свершившуюся казнь, а только начало ее. Это торжественность и трагичность последних минут перед казнью. Поэтому он избирает местом действия Красную площадь, 2вечные стены» Кремля и собор Василия Блаженного. Живописный собор соотносится с


массовой сценой, а справа – четкие линии стен Кремля созвучны стройным рядам петровских полков. Главная цветовая гамма полотна - горящие свечи в голубова- тых утренних сумерках. Пламя свечей не может соперничать с утренним светом - в этом исторический смысл события. Медленно рассеивается средневековая ночь, и набирает силу свет еще далекого дня. Но за этот свет заплачено страшной ценой, это и есть настоящая трагедия.

 

«Меншиков в Березове» 1883 г ГТГ

 

 

Суриков продолжает тему великой эпохи в следующей своей картине «Меншиков в Березове». В «Стрельцах..» побеждает Петр. В «Меншикове в Березове» спод- вижник Петра в опале. Это – итог преоб- разований для их активного участника. За столом в промерзлой избе собрались не- обычные люди. Младшая дочь Алексан- дра Даниловича в нарядном полушубке и парчевом платье. На пальце Меншикова

– перстень, из-под тяжелого края шубы старшей, Марии, выбивается складка расшитого зо-

лотом парчевого платья. Это – знаки их прежней жизни, из документов известно, что у Мен- шикова были изъяты все драгоценности, Суриков специально сохранил малую часть их на своем полотне, тем самым мы понимаем, что их жизнь сегодня – контрастна той, что была до этого. Изба сырая, бревенчатая, с земляным полом, если Меншиков выпрямится во весь свой немалый рост, он упрется головой в потолок. Меншиков восседает в кресле, сжата рука, видно, что он не смирился. Трагедия продолжается.

 

 

«Боярыня Морозова» 1887 г ГТГ

 

 

Сюжет картины занимал Сурикова с 1881 года, художник сделал огромное коли- чество эскизов к картине, долго искал верное направление саней, расположение толпы, окончательную композицию. Немалое влияние на колорит картины оказало пребывание Сурикова в Венеции, где он был поражен чистоте и богатству красок великих венецианцев.

 

С созданием этой картины возникла трилогия, тема которой – Россия на переломе. Сюжетно трилогия должна начинаться с рас- кола- «Боярыня Морозова», продол- жаться реформами Петра - «Утро стрелецкой казни» и завершаться судьбой спод- вижников - «Меншиков в Березове».

«Боярыня Морозова» – лучшее полотно Сурикова по колориту, по богатству ком- позиционных решений, по размаху и оригинальности композиции. Картина пред-


ставляет собой по форме декоративное панно. Тема картины – герой и толпа. По- рыв боярыни безответен. Ее вскинутое в воздух двоеперстие вызывает насмешку, откровенное издевательство, страх. Только несколько персонажей не скрывают своего сочувствия6 нищенка на коленях, юродивый, своим двоеперстием благо- словляющий Морозову на мученический подвиг, девушка в расшитом лазоревыми цветами платке, боярышня в расшитой шубке и странник с посохом и котомкой за плечами, в котором некоторые исследователи видят автопортрет художника. Это жалость и сострадание, а не энтузиазм и поддержка единомышленников. В самом героизме Морозовой есть немалая доля фанатизма с пугающей жестокостью. Ее двоеперстие над толпой – знак ненависти к врагам.

 

Основу колорита картины составляет контраст черного одеяния Морозовой и ярко- го соцветия шубок, платков, архитектурной росписи, белого снега. На фоне такого многоцветия черная одежда боярыни звучит, как похоронный мотив среди празд- ника. В самой декоративной красоте полотна, в его яркой полихромии – черты рус- ского узорочья 17 века. Картина становится прощанием со средневековьем, идеи которого выражает Морозова. Но зритель не может не сочувствовать ее одиноче- ству среди толпы – и это черты подлинной трагедии.

 

Героическая трилогия 90х

 

«Взятие снежного городка» 1891 г

 

 

В дальнейшем Суриков прощается с трагическим мироощущением и ве- личием своих первых трех полотен, и в его творчестве все сильнее дает себя знать поиск положительно- го идеала. Такова картина «Взятие снежного городка», где мы присут- ствуем на масленичной неделе, ви- дим эпизод народной игры. Это уже не драма, а жанр, так как конфликт как таковой отсутствует.

 

«Покорение Сибири Ермаком» 1895 г

 

 

Героическое начало дает себя знать в этой эпической картине. Но на первом плане – не жертвы, а победоносная дру- жина Ермака под стягами и хоругвями.

«Две стихии встречаются»,- писал сам художник, побеждает более организо- ванная, где отчетливо видны отдельные лица, индивидуальности, а войско Кучу- ма

 

– действительно стихия, в которой теря- ются отдельные лица. Дружинники Ерма- ка тверды, бесстрашны – исход поединка предрешен. Эпический масштаб возни- кает от панорамного разворота полотна, сурового сибирского пейзажа.

«Переход Суворова через Альпы» 1899г.


 

Перед нами эпизод легендарного маневра русской ар- мии, поставленной в невыносимые условия. Но на по- лотне он решен скорее как эпизод шуточной зимней потехи, напоминающей «Взятие снежного городка». Ве- селье солдат, ободрение их гарцующим на краю бездны полководцем – маскировка драматизма события. Пор- трет Суворова дан в профиль и напоминает знаменитую скульптуру Гудона, где изображен Вольтер. Так возни- кает реминисценция с 18 веком. Срез полотна – показ пропасти, некоторый драматизм усиливает фигура кре- стящегося пехотинца из старых суворовских ветеранов. В картинах 80-ых годов сила исторических обстоятельств одолевала героический характер, на полотнах 90-ых гг.

 

сила характера героев одолевает трагических характер обстоятельств.

 

 

На первое место выходит не столько реальная история, сколько ее песенно-фоль- клорное начало. Кульминацией этого процесса стала картина «Степан Разин» 1907 г. ГТГ

 

Перед нами безбрежный волжский простор, тихо несется ладья с поднятыми вес- лами, хмур одинокий атаман, погруженный в свои думы – все это черты обычные для произведения фольклора. Это не реальная история, а преображенная поэзи- ей, народной фантазией. Этим путем шел В.М. Васнецов.


1848–1916 Виктор

Михайлович

Васнецов

Учился в Вятке, в духовном училище, затем семинарии. Занимался в Рисоваль- ной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге зимой 1867–1868 у И.Н.Крамского. Обучался с перерывами в Императорской Академии художеств (ИАХ) в 1868–1874. Посетил Францию (1876–1877) и Италию (1885). Действи- тельный член ИАХ (1893–1905). Почетный член многих российских и иностранных учебных и художественных учреждений. Принимал участие в деятельности Абрам- цевского художественного кружка С.И.Мамонтова (с 1880-х). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878),художественного союза "Изограф" (1917), Союза русских художников (с 1918) и других объединений. Васнецов зани- мает особое место в русской исторической живописи второй половины ХIХ века, он является основоположником национально-романтического направления. С 1880- х обратился к национальному эпосу – былинам, сказкам. Начав творческий путь с реализма, в дальнейшем пришел к декоративно-монументальному неорусскому стилю. Проявил творческий универсализм, в 1885–1896 исполнил большую часть росписей Владимирского собора в Киеве.

 

“Три царевны подземного царства “1879

 

 

Картина написана по мотивам русской сказки "Три царства – медное, серебряное и золотое", три царев- ны олицетворяют богатства подземных недр Урала. Васнецов изменяет сюжет сказки, он помещает в кар- тине фигуры, символизирующие золото, драгоцен- ные камни и уголь. Узорчатые одежды старших царе- вен кажутся сотканными из драгоценных металлов и усыпанными самоцветами, они искрятся и перелива- ются, озаряя пространство фантастическим светом. Хрупкая фигурка младшей царевны таинственно про- ступает на фоне темной скалы. Ее лицо светится во тьме. Васнецов обобщает в картине сюжеты многих русских сказок, в которых старшие сестры высоко-

мерны и горды по отношению к младшей. Меньшая сестра не может похвастаться красотой наряда, но именно она владеет секретом людского счастья. Неслучайно ее царство называют "черным золотом", ведь уголь дает людям тепло и свет. Стар- шие царевны властвуют лишь над алчными человеческими душами, а младшая – олицетворяет мудрый союз человека с природой

 

 

ВАСНЕЦОВ СТАЛ СОЗДАТЕЛЕМ НОВОГО ТИПА ДЕКОРАЦИЙ ДЛЯ ТЕАТРА.

 

 

В 1881 году для домашней постановки в Абрамцеве «Снегурочки» Островского он создал замечательные декорации. В палатах Берендея передана пестрая гамма народного искусства, художник достигает целостного восприятия картины, стано- вится соавтором драматурга – это огромное достижение Васнецова, по которому пойдут его последователи.


«Аленушка». ГТГ 1881

Отказавшись от конкретного сюжета и событийности, Ва- снецов сумел выразить в картине душу русской сказки, родственную неяркой среднерусской природе. В образе Аленушки, написанной с крестьянской девочки, передано страдание кроткой, одинокой, всеми отвергнутой сиротки, которую можно встретить во многих сказках. Она бесконеч- но долго сидит на белом камне, как будто сама окаменела от страданий, в ее глазах застыло немое отчаяние. Взгляд девочки притягивает к себе подобно омуту. Темная глубина воды, в которой проступает призрачное отражение, неумо- лимо манит Аленушку. Фигурка девочки словно сотворена из природных форм, гаснущих вечерних красок и узоров листвы и концентрирует в себе сосредоточенную грусть осенней природы, заботливо скрывающую и охраняющую героиню. Природа утешает ее, как мать утешает свое дитя. Пейзажные мотивы навеяны поэтическими фольклорными образами, например ласточки, что собрались на веточке над головой Аленушки – добрые вестницы, помощницы в беде, а трепещущие осины – символ горькой доли.

 

 

«После побоища Игоря Святославича с половцами». ГТГ 1880

 

 

 

Каменный век. Пиршество 1883

 

Эскиз для росписи зала каменного века в Историческом музее в Москве


«Иван Грозный». ГТГ 1897

 

 

Это историческое полотно Васнецова дает иную, чем у Репина трактовку образа царя. Перед нами царь из на- родной песни. Низкий горизонт рисует его могучую фи- гуру, облаченную в пеструю, подстать народной песне, одежду, в руках у него легендарный посох. Грозный по- дозрителен, умен, жесток, могуч. Замечателен пейзаж в окошке - заснеженные крыши Александровской слободы. Здесь нет осуждения тирана, а есть проникновение в ха- рактер народного представления о Грозном

 

Богатыри 1898

 

Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы бы- линных защитников Древней Руси – Илью Муромца, Добры- ню Никитича и Алешу Поповича – Васнецов стремился на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифи- ческое олицетворение созидательных сил русской земли.

Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревь- ям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль елочки и сосенки

– метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю вопло- щены в Добрыне Никитиче. А в образе Алеши Поповича нашло отражение поэтиче- ское, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты

 

Крещение Руси 1885-1896


«С квартиры на квартиру» 1876

 

Бедные старики, муж и жена, вынужденные покинуть преж- нюю квартиру, бредут по льду Невы к своему новому месту обитания. Их лица отражают чувства растерянности и не- доумения. А скудные одежды и невеликие пожитки, собран- ные в грязный узел, подчёркивают их жалкое положение. Полное безлюдье, и лишь съёжившаяся от холода собака, забежавшая вперёд ждёт путников. На заднем плане ве- личественно возвышается шпиль Петропавловской крепо- сти, который погружает зрителя в атмосферу «униженных

и оскорблённых». Искусствовед Нина Молева писала в 1951 году, что «ощущение бесприютности, одиночества, безысходной тоски подчёркивается предельно выра- зительным пейзажем с бесконечным снеговым покровом, низко нависшим свинцо- вым небом, крепостью вдалеке».

 

В. М. Васнецов – создатель новых форм архитектуры

 

 

В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была по- строена небольшая церковь-усыпальница, "избушка на курьих ножках". В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов, где художнику удалось возродить лучшие черты допетровско- го зодчества, в то же время это, конечно, стилизация.

 

В проекте фасада Третьяковской галереи, разработанном Васнецовым было выра- жено общенациональное культурное значение постройки. Используя разнообраз- ные мотивы древнерусской архитектуры и прикладного искусства, творчески их переосмыслив художник подчинил разнородные элeменты единой задаче возве- личивания национальных духовных ценностей, как ценностей общечеловеческих.

 

После 1917 Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).

 

В результате деятельности В.М.Васнецова в живописи стало преобладать деко- ративное начало, театральность, поиск положительного начала в народном искус- стве.

 

Замечательно творчество брата Виктора Михайловича Аполлинария Михайлови- ча Васнецова, воссоздавшего поэтически богатый образ допетровской Москвы с археологической точностью и снабдившего свои работы исторически верным ком- ментарием.

 

Для этого ему пришлось стать ученым-исследователем. Лучшие исторические кар- тины: «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века», обе — 1900; «Всехсвятский Каменный мост. Конец XVII века», 1901, и многие другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: