1. Общие требования к конкурсным работам
- Каждая конкурсная работа должна сопровождаться отдельной анкетой-заявкой (приложение № 2).
- Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке (при необходимости с использованием латинских названий видов животных и растений), в приложениях возможно представление скан-копии разборчиво написанного рукописного текста.
- Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.
- Объем работы в номинациях «Гуманитарно-экологические исследования», «Традиционная культура» и «Эколого-краеведческие путеводители» не ограничен, в прочих номинациях – см. ниже.
- Дополнительные наглядные материалы к работам участники привозят на очный этап. Они должны непосредственно соответствовать теме работы и быть оформлены в соответствии с видом материала. Дополнительные материалы после защиты возвращаются их авторам.
- Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются: название образовательной организации, при которой выполнена работа; регион (субъект РФ) и населенный пункт; название детского объединения; тема работы; фамилия, имя, отчество автора; класс; фамилия, имя, отчество, должность и место работы руководителя конкурсной работы (полностью) и консультанта (если имеется); год выполнения работы.
2. Требования к учебно-исследовательской работе
Структура учебно-исследовательской работы предусматривает:
- титульный лист (требования см. выше);
- содержание с указанием глав и страниц;
- введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;
- обзор литературы по теме исследования;
- методика исследования – описание и обоснование методов сбора и обработки материала;
- основная часть, в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;
- заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;
- список использованных источников литературы.
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстративные материалы могут быть даны в основном тексте или в приложении к работе.
При использовании литературы источники указываются в конце работы, а в тексте приводятся ссылки.
Картографические материалы должны иметь легенду, а также (как и любой другой иллюстративный материал) быть разборчивыми.
3. Требования к путеводителю и эколого-краеведческому маршруту
- Содержание данного материала должно представлять собой чёткий, связный рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.
- Картографический материал обязателен. Он должен быть чётким, наглядным, точным и содержать обозначение маршрута.
- Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним - наглядность, точность и информативность.
- В тексте могут раскрываться следующие вопросы:
· история поселения(-й): возникновение, археология, топонимика,
· развитие;
· природа края (географическое положение, рельеф, климат, растительность и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов);
· сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);
· население (численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т.п.);
· основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);
· традиции населения (фольклор, религия, духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.);
· современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и другие проблемы края, пути их решения).
- Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения может быть систематической (от природы к истории, культуре и современности), хронологической, географической (в порядке движения по маршруту) или иной. Подбор фактов, последовательность и форма их изложения - на усмотрение авторов. В начале или в конце путеводителя приводятся сведения о его апробации и использовании.
- При использовании сведений из литературы или иных источников ссылки на эти источники обязательны.
4. Требования к публицистическому произведению
- Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объём в печатном варианте не должен превышать 40000 знаков (примерно 22 стандартных машинописных страницы). Видеосюжеты (файлы, записанные на CD/DVD дисках) по продолжительности не должны превышать 7 минут.
- К работе, помимо титульного листа, прилагается сопроводительный текст (объем – не более 2 страниц), содержащий сведения об авторе, помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные (или интернет-ссылка), а также отклики на публикацию (если были). Указывается, как используется произведение в работе по сохранению природного и культурного наследия.
5. Требования к проектам номинации «Традиционная культура»
- Проект должен состоять из двух разделов:
· введение, где раскрывается его актуальность, цель и задачи;
· описание хода изучения темы проекта (по литературным и интернет-источникам, бесед с носителями традиций, экспертами и др.); история вопроса (соответствует теме проекта); описание особенностей традиции (национального костюма, предмета быта, рукоделия, песни, танца, обряда, игры и др.), а также технологий в данном конкретном регионе (городе, селе и др.);
· этапы работы над проектом;
· практические результаты, где необходимо обосновать практическую значимость проекта, возможности использования его результатов. Это может быть видеозапись проведения какого-либо праздника, обряда, игр; фотографии или рисунок изготовленного предмета и другое.
· Желательно в приложении иметь наглядный материал (по усмотрению автора - видеозаписи на CD/DVD дисках, фотографии, рисунки и др.).
Натуральные экспонаты на заочный этап не принимаются
6. Требования к работам номинации «Живой символ малой родины»
Под «живым символом» понимается объект живой природы (определённый вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села, города, района, области, края, республики.
Под понятием «животное-символ» подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Обычно в качестве символа выбираются птицы или звери.
Под понятием «растение-символ» подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).
Авторы самостоятельно выбирают «живой символ».
Помимо представления живописной работы, авторы также должны приложить письменное обоснование выбора «живого символа», в котором требуется аргументировать именно его предпочтение (в чём заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.).
Для участия в Конкурсе надо выбрать, изобразить и обосновать по одному животному или растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса.
Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории, региона, населённого пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т. д. из любого материала.
На конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм). Работу на Конкурс следует предоставлять в конверте, проложенные плотным картоном. Скручивать работы нельзя.
На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе: Ф.И.О., место проживания автора, почтовый адрес, возраст, номер школы и класса (УДО, название объединения), название работы. Объемные художественные изделия тоже должны быть снабжены этикеткой с этими данными.
К каждой работе необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объём которого должен быть не менее одной и не более трёх страниц формата А4 (шрифт 12-14 размера через 1,5 интервала). Текст может быть набран на компьютере или пишущей машинке, либо разборчиво написан от руки. В нём также нужно повторить информацию об авторе (ФИО, место проживания автора, возраст, номер школы и класса (УДО, название объединения), название работы).
Работы участникам Конкурса не возвращаются.
Организаторы не несут ответственности за потерю работ или за причиненный им ущерб при пересылке.
7. Требования к протоколам по итогам муниципального этапа Конкурса
Вместе с конкурсными работами и анкетами-заявками предоставляется протокол по итогам муниципального этапа Конкурса. В числе обязательных сведений в протоколе должны быть указаны:
· образовательная организация, осуществляющая организацию и проведение регионального этапа Конкурса, (полное название согласно уставу), почтовый адрес, номер телефона/факса, e-mail для контакта);
· ФИО и должность сотрудника, ответственного за проведение Конкурса;
· численность участников муниципального этапа;
· численность детей-участников с ограниченными возможностями здоовья;
· сведения о победителях номинаций: фамилия, имя, отчество (полностью), класс и место учёбы; название конкурсной работы.
Приложение 2
Критерии оценки конкурсных работ
на финальном (заочном) этапе
1. Критерии оценки работ по номинации «Гуманитарно-экологические исследования»
· качество оформления: структура, наглядно-иллюстративный материал и др.);
· применение комплексного, междисциплинарного подхода;
· постановка цели и задач, актуальность темы и её обоснование;
· теоретическая проработанность темы, использование литературы;
· обоснованность выбора методики;
· достаточность собранного материала и полнота его представления;
· глубина проработанности и осмысления материала;
· значимость и обоснованность выводов;
· практическая значимость и (или) научная новизна исследования.
2. Критерии оценок работ по номинации «Традиционная культура»
· соблюдение требованиям к оформлению проекта;
· объём и глубина проработки изученного материала;
· применение комплексного, междисциплинарного подхода;
· соответствие содержания проекта традициям изучаемого региона;
· полнота и точность воспроизведения;
· техника изготовления предмета или исполнения произведения;
· соответствие стиля подачи материала представляемой традиции;
· качество иллюстративного материала;
· фотографии - качество и композиционное решение;
· видеофрагменты - режиссура и операторская работа;
· практическая значимость проекта.
3. Критерии оценки работ по номинации «Эколого-краеведческие путеводители»
· стиль изложения, выразительность;
· степень информативности описания;
· использование комплексного, междисциплинарного подхода;
· достоверность и уровень подачи сведений о природе;
· достоверность и уровень подачи культурологических и этиологических сведений;
· оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);
· качество картографического материала;
· возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;
· использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.
4. Критерии оценки работ по номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»
· актуальность поднятой проблемы;
· глубина осмысления темы;
· компетентность в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
· информативность;
· адекватность содержания поставленной проблеме, внутренняя логика;
· оригинальность концепции и изложения;
· применение комплексного, междисциплинарного подхода;
· стилистическая грамотность, образность, характер детализации;
· наличие опубликованного материала по заявленной теме (в том числе в сети интернет).
5. Критерии оценок работ по номинации «Живой символ малой родины»
· соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, его соответствие требованиям к оформлению;
· значимость объекта и обоснованность выбора, соответствие символа природным особенностям местности и культурно-историческим традициям населения;
· оригинальность работы;
· научность представленного материала;
· информативность сопроводительного текста и качество обоснования;
· стилистика сопроводительного текста: художественность, образность, эмоциональность и убедительность;
· качество художественного изображения;
· перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т. д.;
· применение комплексного, междисциплинарного подхода.
Приложение 3
Критерии оценки конкурсных работ
на финальном (очном) этапе
1. Критерии оценки работ по номинации «Гуманитарно-экологические исследования»
· обоснование актуальности проведённого исследования, постановка цели и задач;
· наличие комплексного, междисциплинарного подхода, соответствие идее конкурса;
· полнота изложения методики и обоснованность её применения;
· достаточность собранного материала для получения результатов и выводов, качество, чёткость и наглядность представленных результатов исследования;
· формулировка заключения или выводов, соответствие их цели и задачам работы;
· качество доклада (чёткость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
· творческий подход, самостоятельность и активность исследователя, степень владения материалом, ответы на вопросы;
· практическая значимость проведённого исследования для сохранения природного и культурного наследия.
2. Критерии оценок работ по номинации «Традиционная культура»:
· соответствие выступления заявленной теме, информативность содержания, глубина проработки;
· наличие комплексного, междисциплинарного подхода, соответствие идее конкурса;
· соотнесение представленного материала с традициями изучаемого региона, соответствие стилю, композиции и символике;
· компетентность автора в вопросах культурологии, этнологии и экологии;
· качество выступления (чёткость построения, соблюдение регламента, доступность изложения, выразительность);
· самостоятельность автора, степень владения материалом, ответы на вопросы;
· перспективность дальнейшего использования представленного материала.
3. Критерии оценок работ по номинации «Эколого-краеведческие путеводители»:
· выразительность, информативность и качество оформления материала (описаний, карт);
· удобство использования материала в экскурсионной работе;
· наличие комплексного, междисциплинарного подхода, соответствие идее конкурса;
· интересность, достоверность и уровень подачи сведений о природе;
· интересность, достоверность и уровень подачи сведений о культуре;
· апробация и использование собранного и оформленного материала в экскурсионной работе;
· качество доклада (чёткость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения, наглядность);
· самостоятельность автора, наличие творческого подхода, степень владения материалом, ответы на вопросы.
4. Критерии оценок работ по номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»:
· актуальность поднятой проблемы;
· наличие комплексного, междисциплинарного подхода, соответствие идее конкурса;
· стиль изложения, выразительность и образность текста;
· глубина осмысления проблемы, логичность;
· информативность представленного материала;
· компетентность автора в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
· качество доклада (чёткость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
· самостоятельность автора, степень владения материалом, ответы на вопросы.
5. Критерии оценок работ по номинации «Живой символ малой родины»:
· наличие комплексного, междисциплинарного взгляда на проблему. соответствие идее конкурса;
· историческая, культурологическая, естественнонаучная обоснованность выбора объекта как живого символа данной территории;
· техника исполнения художественного изображения, его качество, художественность, дизайн, оригинальность;
· соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, информативность, научность, достоверность, глубина проработки;
· информативность, научность, достоверность выступления;
· качество выступления (чёткость построения, соблюдение регламента, доступность изложения, выразительность);
· самостоятельность автора, степень его участия в разработке, владение материалом, ответы на вопросы;
· перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для оформления, в туристическом бизнесе и т.д.