НАЧАЛО ТАТАРСКОГО ПОСЕЛКА




Новая мечеть старого города

Во времена Золотой Орды на территории нынешнего Пугачевского района существовали поселения – как опорные пункты степного шелкового пути. Караван – сарай был расположен на месте нашего города возле речного переката. Поселения были также у современных сел Беленка и Березово. С падением Золотой Орды исчезли и средневековые места обитания людей.

Три века назад Иргиз стали обживать русские старообрядцы. Свою Слободу они назвали Мечетной. Название шло от развалин трех золотоордынских мечетей. Остатки одной из них до 30-х годов позапрошлого века находились напротив Воскресенского собора. Другая мечеть располагалась на месте, где впоследствии был построен универсальный магазин А.А.Шмидта и где сейчас находится налоговая инспекция (угол улицы Топорковской и Рев. проспекта). Русские поселенцы использовали камни мечетей для строительства домов и сараев. В краеведческом музее находятся образцы камней, украшавших мечети, а также кирпич особой формы в виде квадрата. Есть золотоордынская посуда и другая утварь того времени.

Слобода Мечетная в 1835 году была преобразована в г. Николаевск. Население города стало быстро расти. В 1840 году из Хвалынского и Кузнецкого уездов сюда переселилось много татар, основавших на окраине Николаевска татарскую слободу.

Татары выстроили небольшую мечеть. В начале века она была разобрана и на этом месте в 1903 году была построена новая (в советское время там находился клуб «Северный»). Мечеть строилась на народные деньги, на пожертвования. Большую помощь оказали богатые люди. Среди них Шамярбай-Шамседдин, который жил на берегу Иргиза, а также Юсуп-бай из деревни Сафарка Дергачевского уезда.

На пожертвования народа была построена и другая мечеть. В татарском поселке действовали две магометанские школы (мектебе). В одной из них долгое время работал учителем Муфтахуддин Войнов.
Мечети были закрыты в 1938 году, а в годы Великой Отечественной войны в них жили солдаты. В последующие годы одна мечеть была разобрана. Строительный материал использовали при расширении татарской школы. Здание другой передали отделу культуры. В 50-х годах прошлого века здесь разместился клуб.

По просьбе мусульман в 1980 году был открыт молитвенный дом по Татарской улице. А в 1990 году светская власть возвратила верующим здание клуба «Северный”. Началось восстановление храма. Большую роль в его реставрации и открытии сыграл имам-хатыб Зуфар Салимович Гараев. В сентябре следующего года был построен минарет по фотографии, хранящейся в музее. В октябре 1992 года состоялось открытие мечети.

Как почти век назад, мечеть восстанавливали на добровольные пожертвования. Самые крупные взносы были получены от Ф. А. Тимраляева, В.В. Мамедова. Помогли городские предприятия.

НАЧАЛО ТАТАРСКОГО ПОСЕЛКА

Татарский поселок в старом Николаевске основали в 1840 году переселенцы из сел Хвалынского и отчасти Кузнецкого (Ульяновского) уездов. Первыми ходоками, которые пришли сюда выбирать место, были два зажиточных татарина: Башир-бабай и Нямай-бабай (бабай -означает «дед» и звучит уважительно).
Татарам Николаевск приглянулся по двум причинам. Во-первых, на правом берегу Волги не хватало земли, а здесь ее было с избытком. Во-вторых, каждый приписанный к Николаевску мог откупить своих сыновей от службы в армии. В рекруты тогда забирали на четверть века, ломали людские судьбы. Поэтому переселение в Николаевск хоть как-то спасало от произвола. Как только первые семьи закрепились на новом месте, вслед за строительством жилья на народные пожертвования последовало строительство мечети. В 1870-х годах была открыта школа – мектебе. Первым учителем в ней работал Муфтахутдин Воинов. Он учил татарских ребятишек грамоте в течение 35 лет.
Помещалась мектебе в одной половине избы недалеко от мечети. Эту избу завещал для школы один зажиточный татарин.
Помещения явно не хватало. В классе насчитывалось более ста учеников. Они занимались, сидя на полу на коленях.
М. Воинов вначале не получал жалованья, а жил на пожертвования. Каждый ученик передавал ему от родителей от двух до десяти копеек перед пятницей. Этот день у мусульман праздничный. Только потом государство стало платить учителю по три рубля в месяц.

 

Муфтахутдин-абы не мог прокормить на такие средства семью из девяти человек. Поэтому учитель немного крестьянствовал, но больше ходил жать хлеб к русским землевладельцам. Впрочем, так поступали почти все жители татарского поселка. Летом они нанимались на сезонные работы в помещичьи хозяйства.
Основатели компактного проживания татар Башир-бабай и Нямай-бабай выделялись из основной массы своей зажиточностью. Башир-бабай имел большой сад в урочище «Труба» – против татарского поселка на левом берегу Большого Иргиза, а Нямай-бабай засевал большие площади хлебом и имел доход от торговли зерном. Но земледелием занимались немногие татары. В поселке доминировал другой промысел – гужевой. Городскими извозчиками в основном были татары. Все жили приблизительно вровень.
В начале XX столетия стали появляться богачи. Некоторые из них занимались в уезде скупкой шкур крупного и мелкого рогатого скота, шерсти, пригоняли баранов из степи. Например, у Шамер-бая закупкой сырья занимались 32 агента из числа бедных татар. Говорят, хозяин бил их за мелкие провинности.
Приблизительно в 1906 году в Николаевск приехали два предприимчивых татарина: Аюпов из Еруслана и Тяпаев из Царева, что под Царицыном. Они привезли опыт орошаемого земледелия, которого в степном Николаевске никогда не было.
Аюпов и Тяпаев вместе с русскими купцами устроили на городских землях плантации картофеля, капусты и других огородных культур. У Аюпова были большие плантации в районе Белого Гая. На них работали не только городские жители, но и много крестьян из соседнего села Каменка.
Тяпаев построил небольшой хутор за железнодорожным мостом. Название «Хутор Тяпаева» встречался на картах Пугачевского уезда вплоть до 1926 года.
Воду на огородные плантации подавали чигирями — большими колесами с черпаками. В движение этот простейший механизм приводили лошади или верблюды.
Как и среди русского населения, у николаевских татар были свои умельцы. В этом отношении особенно показательна семья Билюковых. Асян-бабай Билюков делал деревянные плуги (сабаны). Он снабжал ими весь уезд. Дети Асяна-бабая продолжили семейное дело. Они построили кузницу и делали уже металлические плуги. Когда в Заволжье появились заводские плуги, братья Билюковы ремонтировали их для крестьян уезда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: