Продолжительность 4 часа
Цель: Определение основных школ и тенденций в развитии отечественной и зарубежной психологии.
1. Основные положения неофрейдизма в работах К. Хорни, Э. Фромма, Э. Эриксона.
2. Сущность необихевиоризма с позиций Э. Толмена, Дж. Мида, А. Бандуры.
3. Гештальт-терапия Ф. Перлза.
4. Когнитивная психология (У. Найссер, Дж. Келли).
5. Гуманистическая психология (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс).
6. Трансперсональная психология (С. Гроф, Р. Ассаджиоли).
7. Диспозиционное направление в психологии (Г. Айзенк, Р. Кеттелл, Дж. Роттер).
8. Концепция становления личности профессионала Ю.П. Поваренкова.
Литература
1. Анцыферова, Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии / Л.И. Анцыферова. – М.: Наука, 1974. – 358 с.
2. Анцыферова, Л.И. Психологическая концепция Пьера Жане / Л.И. Анцыферова // Вопросы психологии. – 1969, № 5. – C. 172-184.
3. Бек, А. Техники когнитивной психотерапии / А. Бек // Московский Психотерапевтический журнал. Спец. выпуск по когнитивной терапии. – 1996. – № 3. – С. 49-69.
4. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 411 с.
5. Великие психологи. Серия «Исторические силуэты». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 576 с.
6. Гольцман, Е. Пьер Жане, Зигмунд Фрейд и множественные личности / Е. Гольцман // Наука и жизнь. – 2002, № 6. – С. 77-83.
7. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности / А.Н. Ждан. – 3-е изд., испр. – М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 1999. – 510 с.
8. История психологии. ХХ век / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 832 с.
9. Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 416 с.
10. Кузнецова, И.В. Профессиональное развитие студентов педагогического вуза: Учебное пособие / И.В. Кузнецова, Ю.П. Поваренков. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2003. – 128 с.
11. Лейбин, В. Фрейд. Психоанализ и современная западная философия / В. Лейбин. – М., 1990.
12. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.
13. Лихи, Т. История современной психологии / Т. Лихи. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.
14. Лучинин, А.С. История психологии: Учебное пособие / А.С. Лучинин. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005. – 288 с.
15. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во «Эксмо», 2004. – 352 с.
16. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
17. Миллер, Дж.А. Когнитивная революция с исторической точки зрения / Дж.А. Миллер // Вопросы психологии. – 2005, № 6. – С. 104-109.
18. Морозов, А.В. История психологии: Учебное пособие для вузов / А.В. Морозов. – М.: Академический Проект, 2003. – 288 с.
19. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. М.: Изд-во «Педагогика-Пресс», 1994. – 528 с.
20. Пиаже, Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика: Сборник. Пер. с англ., франц., исп. / Составл., вступ. статья и общ. ред. Ю.С. Степанова. – М.: Радуга, 1983. – C. 133-137.
21. Поваренков, Ю.П. Диалектика становления профессионала / Ю.П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. – Вып. 1. – М.-Яр., 1999. – С. 19-38.
22. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека, М., 2002.
23. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Изд-во «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
24. Рощин, С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики / С.К. Рощин. – М., 1980.
25. Смит, Н. Современные системы психологии. История. Постулаты. Практика / Н. Смит. – СПб.-М., 2003.
26. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.
27. Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова, Л.И. Анцыферовой. – М.: Наука, 1989. – 268 с.
28. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Изд-во «Прогресс», 1990. – 368 с.
29. Xьелл, Л. Теории личности: (Основные положения, исследования и применение) / Л. Xьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с.
30. Холмогорова, А.Б. Философско-методологические аспекты когнитивной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал: Спецвыпуск по когнитивной терапии. – 1996, № 3. – С. 7-28.
31. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология США / П.Н. Шихирев. – М., 1979.
32. Шкуратов, В.А. Историческая психология / В.А. Шкуратов. – М., 1998.
33. Ярошевский, М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии / М.Г. Ярошевский, Л.И. Анцыферова. – М.: Педагогика, 1974. – 301 с.
Темы рефератов и докладов к семинарам
1. К. Хорни и ее вклад в разработку проблем психологии.
2. Вклад Г. Салливана в разработку проблем личности.
3. Э. Фромм и его «гуманистический психоанализ».
4. Трансактный анализ Э. Берна.
5. Представления о сущности человека в концепции Э. Фромма.
6. Достоинства и недостатки необихевиоризма.
7. Гештальт-психология: история формирования и ключевые представители направления.
8. Формирование и развитие гуманистической психологии.
9. Теория потребностей А. Маслоу.
10. Периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже.
11. Самоактуализирующаяся личность: особенности и пути формирования.
12. Смысловая реальность Д.А. Леонтьева.