по курсу ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ




Контрольно-зачётное задание

 

ИНСТРУКЦИЯ

Вам будет предложен набор понятий (5-7 понятий, например – «теоретическое мышление», «теоретическое знание», «учебная задача», «учебная деятельность», «рефлексия» и т.п.), ваша задача будет раскрыть эти понятия и объяснить, как они связаны между собой, выстроив целостный «рассказ»-объяснение. Ни одно из понятий не должно остаться «за кадром» объяснения. Все предложенные понятия должны быть раскрыты, охвачены и включены в объяснение.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. теоретическое знание

2. теоретическое сознание

3. рефлексия

4. учебная деятельность

5. мотив учебной деятельности

6. учебная задача

7. субъект деятельности

8. обобщённый способ действия

9. самоконтроль

10. самооценка

11. усвоение

12. понимание

13. осмысление

14. запоминание

15. восприятие

16. обыденное знание

17. теоретическое знание

18. учебное знание

19. психическое развитие

20. развивающее обучение

21. традиционное обучение

22. зона актуального развития

23. зона ближайшего развития

24. учебное сотрудничество

25. стратегия исследования

26. метод исследования

27. эксперимент

28. формирующий эксперимент

29. новообразования

30. содержательная абстракция

31. содержательное обобщение

32. понятие

33. эмпирическое знание

34. эмпирическое мышление

35. личностная зрелость

36. социальная зрелость

37. мотивационно-смысловые установки

38. императивная стратегия взаимодействия

39. манипулятивная стратегия взаимодействия

40. диалоговая стратегия взаимодействия

41. воспитание

42. социализация

43. личность

44. выбор

45. идентификация

46. индивидуализация

47. обособление

48. действенный субъект

49. учение

50. научение

51. ассоциативно-рефлекторная теория учения

52. деятельнстная теория учение

53. «стимул – реакция»

54. интериоризация

55. опосредствование

КОММЕНТАРИЙ-ПРИМЕР

 

Теоретическое мышление – развернутый в пространстве и времени процесс воспроизводства законов и принципов объективного существования предметов, поиск и раскрытие условий их происхождения. Это – обобщенный способ действия.

Теоретическое мышление включает в себя следующие компоненты: содержательный анализ, планирование, рефлексию. Эти мыслительные действия, ориентированы на существенные и всеобщие особенности предметов.

Содержательный анализ направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения.

Содержательное планирование заключается в поиске и построении системы потенциально возможных действий, соответствующих главным условиям задачи.

Содержательная рефлексия связана с поиском и рассмотрением человеком существенных оснований собственных действий.

Все эти мыслительные действия взаимосвязаны. Планирование тесно связано с анализом и рефлексией, а анализ опирается на рефлексию. Их выполнение позволяет строить содержательные абстракции и обобщения.

Содержательное обобщение – это, согласно В.В. Давыдову, способ мысли, главная характеристика мысли о предмете. Мысль, которая строится на основе обобщения содержательного типа, выделяет в предмете существенное исходное отношение, которое определяет стороны и свойства этого предмета, образующие его сущность. Способ мышления может быть другим, мысль может работать вовсе не с существенными свойствами или признаками объекта. Но это будет уже другая мысль, другой способ мысли. В первом случае способ мысли соответствует особенностям теоретического мышления, в другом – эмпирического.

Возникновение и развитие содержательных мыслительных действий связано с тем, что ребенок в процессе обучения сталкивается с принципиально новым для него типом знания – научным понятием. За каждым понятием скрыто особое действие или система таких действий, без выявления которого нельзя раскрыть механизм возникновения и функционирования данного понятия.

Теоретические знания являются основой развивающего обучения. Их усвоение происходит на основе понимания существенных связей между явлениями, которые ребенок устанавливает сам в специально организованной поисковой деятельности.

Формирование научно-теоретических понятий происходит посредством выполнения учащимися учебной деятельности. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является основной и ведущей среди других видов деятельности. В нее входят следующие компоненты: учебно-познавательный интерес, целепологание (постановка и осознание познавательной цели), учебные действия, действие контроля, оценки.

Сохранение данной структуры на уроке и целенаправленное формирование каждого из компонентов определяет развитие теоретического мышления.

 

Литература

1. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии ⁄ Т.В. Габай. – М.: Академия, 2010. – 240с.

2. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Электронный ресурс] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 264 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212168

3. Кузьменкова, О.В. Лекции по педагогической психологии: Психология учения, обучения, воспитания ⁄ О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. – 188с.

4. Кузьменкова, О.В. Лекции по педагогической психологии: Психология учителя ⁄ О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. – 188с.

5. Фиофанова, О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учебное пособие [Электронный ресурс] / О.А. Фиофанова. – М.: Флинта, 2012. – 120 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114741

6. Шабанова, Т.Л. Педагогическая психология: учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Флинта, 2011. – 320 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468

7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология ⁄ Л.С. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. и психолог. специальностям ⁄ И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2007. – 384с.

9. Инновации в образовании [Электронный ресурс] / под ред. И.В. Сыромятников – М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2014. – № 3. – 158 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232748

10. Кузьменкова, О.В. Лекции по педагогической психологии: Введение ⁄ О.В. Кузьменкова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – 188с.

11. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. – М., 2002. – 272 с.

12. Психология обучения [Электронный ресурс] / под ред. Б.П. Бархаев – М.: Издательство СГУ, 2014. – № 7. – 108 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238374

13. Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова: монография по материалам Междунар. сетевой науч. конф. (Беларусь, Италия, Россия). Волгоград, 6-8 апр. 2016 г. / сост. и общ. ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкого, Л.К. Максимова. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2016. – 274 с.

14. Реан А.А. Социальная педагогическая психология: Учеб. пособие для вузов / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2000. – 416с.

15. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2006. – 288 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: