Используя различные техники выдвижения (конвергенция, сцепление, обманутое ожидание) опишите, как Ваня смотрел на сливы и решился съесть одну из них.

Речевое воплощение замысла

Теоретическая часть:

1. Элокуция как учение о выражении мысли.

2. Тактики речевого воздействия.

3. Основные качества стиля.

4. Тропы и фигуры как паралогические способы построения высказывания.

 

ПРАКТИКУМ

1. Редактирование. Проверьте и исправьте, проведите его окончательной литературной обработке:

Сочинение в IX классе „Я вас любил..." (любовная лирика А.С. Пушкина).

I. У каждого человека, наверное, есть книги, к кото­рым хочется возвращаться вновь и вновь.

II. Для меня таковыми являются томики стихов Пушкина.

III. Как все, я вначале познакомилась с его сказка­ми, потом в школе изучала его стихи.

IV. Когда же в мою жизнь, вольно или невольно, стали вторгаться светлые чувства любви, я поняла, что так проникновенно мог писать о любви только сам ис­пытавший её человек.

V. Однако в одной из книг о Пушкине я с удивлени­ем прочла, что директор лицея, где он учился, отзывал­ся о нём как о человеке, „осквернённом всеми эротиче­скими произведениями французской литературы".

VI. Дотошные литературоведы подсчитали, что он посвящал свои стихи сто тридцати семи женщинам, и многие из них любили поэта.

VII. Они только не понимали, что гению позволено порою больше, чем другим, что без вдохновения, кото­рое вызвано любовью, невозможны прекрасные произ­ведения о любви.

VIII. Они возникают оттого, что поэт влюблён и хочет выразить и высказать свои чувства.

IX. Но самое для меня дорогое и ценное не в том, что у поэта было много увлечений, а в том, что после же­нитьбы на Наталье, Пушкин любил уже только её и посвящал свои стихи жене:

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться:

Спокойствие моё я строго берегу

И сердцу не даю пылать и забываться...

X. Трудно быть женой гения, если ты притом моло­да и красива.

XI. В их семейной жизни было всякое: радости, высокая любовь, четверо детей, но были, конечно, и недомолвки, ссоры. А ещё разлуки.

ХП. Но как ни трудно приходилось им, ничто не могло омрачить их искренней любви.

XIII. Не любить Наталью Николаевну сердце Пуш­кина не могло, поэтому и решился Пушкин на поеди­нок с Дантесом — вступился за честь своей жены и его собственную честь.

XIV. Два дня, борясь со смертью, после роковой дуэли, ему нелегко было думать о том, что он оставил семью без средств.

XV. Но может быть, он вспоминал свои строчки, отнеся их теперь к Наталье:

Я вас любил так искренно, так нежно

Как дай вам Бог любимой быть другим.

XVI. Листая стихи поэта, мне думается, какие уди­вительные люди жили и как они умели любить.

XVII. Встречу ли я в жизни что-нибудь похожее?

 

Следующие задания выполняются по тексту

Л. Н. Толстой Косточка.

Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравилась. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и тоже сказал: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и кто не умеет их есть и проглотит косточку, тот через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

2. С помощью каких языковых средств возможно усилить выразительность текста. Напишите свой вариант текста.

Используя различные техники выдвижения (конвергенция, сцепление, обманутое ожидание) опишите, как Ваня смотрел на сливы и решился съесть одну из них.

4. И. С. Ипатова называет следующие приемы диалогизации монолога: «К приемам диалогизации монолога относится часто используемая проблемная ситуация, призванная стимулировать познавательный интерес, а также прием сопереживания, когда оратором увлеченно и подробно описываются события, связывающие его с аудиторией. Вопросно-ответное построение главной части дает выступающему возможность создать у слушателей впечатление, что им делегированы возможности принимать решения по обсуждаемой проблеме. Прием выдвижения неожиданно новых гипотез, предложений также сближает оратора с аудиторией и, кроме того, создает ему репутацию интересного, «нестандартно мыслящего» собеседника» (Ипатова И. С. Практическая риторика, или Человек в контексте речи, Ниж. Новгород, 2004).

Используя перечисленные приемы, введите элементы диалога в свой вариант текста.

5. Напишите введение к своему тексту, используя следующие приемы стимулирования интереса слушателей:апелляция к интересам аудитории, «прямое включение»; апелляция к известным источникам (или их авторам), цитирование; апелляция к фактическим событиям, примеры; статистические данные; показ значимости информации, прогноз; новизна материала, «эффект неожиданности»; создание (изложение) парадоксальной ситуации, «провокация»; краткое отступление от темы; сравнение, сопоставление всех “за” и “против”; принципиально новая оценка общеизвестного события, явления.

Обратите внимание, что прием апелляция к интересам аудитории. характерен для докладчиков, которые сразу начинают с главного (единственное условие «прямого включения» – аудитория должна быть подготовлена к тому, чтобы воспринимать материал). Можно начать: «Я не буду делать долгие вступления, начну с главного…». В любом случае, применяя тот или иной прием, оратору следует помнить об ответственности. Так, прогнозирование должно быть основано только на реальных фактах, а использование принципиально нового фактического материала для достижения эффекта неожиданности предписывает говорящему серьезную базовую подготовку (он должен быть в несколько раз более информированным, чем аудитория). Создание парадоксальной ситуации часто сопровождается «провокацией», которая призвана вызвать у слушателей реакцию несогласия. Здесь важно не отступить от запланированного «на роптание» регламента, иначе ситуация может выйти из-под контроля. Использование этого приема дает говорящему краткий промежуток времени для уточнения формулировок, а также для подготовки слушателей к конструктивным выводам. Прием краткого отступления от темы обеспечивает возврат к ней – но уже на более высоком уровне интереса и внимания аудитории» (Ипатова И. С. Практическая риторика, или Человек в контексте речи, Ниж. Новгород, 2004).

6. Предложите несколько вариантов заглавия своего текста. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Дайте речевые варианты а) с учетом положительной стилистической окраски, б) с учетом отрицательной стилистической окраски. Например:

Солнце сияло вовсю. Солнце ласково грело. Солнце дружелюбно опекало природу. Солнце жгло. Солнце горело. Солнце нещадно палило.

Литература

1. Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 1996.

2. Голуб И. Б. Основы красноречия. М., 2000.

3. Клюев Е.В. Риторика. – М., 1999.

4. Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. – М., 1996.

5. Хазагеров Г. Г. Лобанов И. Б. Риторика. – Ростов-н/Д., 2004.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!