Дополнительные декоративные эффекты




Нанесение состава резервирующего

Ткань с помощью ниток или булавок закрепляется на раме или вставляется в пяльцы. Карандашом на ткани наносится контур рисунка с заранее приготовленного шаблона. Необходимое для работы количество состава резервирующего переливают в емкость (тару после этого следует плотно закрыть). Затем грушей засасывают в трубочку состав резервирующий. Касаясь концом трубочки ткани, по карандашному следу наносят состав резервирующий. Обязательным условием является замкнутость контура, иначе краска будет растекаться по ткани, давая бесформенные пятна. Линия должна вестись плавно без остановок, чтобы состав резервирующий смог пройти сквозь ткань. После нанесения состава резервирующего следует посушить ткань на воздухе до полного его высыхания (не менее 40-50 минут), а затем проверить целостность и надежность контура. Для этого в отдельные замкнутые контуром участки ткани кистью наносят воду, содержащую 1-2 капли шампуня или жидкого мыла. Если состав резервирующий нанесен небрежно, через 2-3 минуты вода просочится через промежутки в контуре и обозначит их темными пятнами за границей состава резервирующего. В этом случае нужно карандашом отметить места нарушений, высушить ткань (можно использовать фен) и нанести еще раз состав резервирующий, но лучше с изнанки ткани. Убедившись в надежности состава резервирующего можно приступить к окрашиванию. После работы необходимо удалить из стеклянной трубочки остатки состава резервирующего и тщательно промыть трубочку уайт-спиритом или бензином.

 

Холодный батик

Красильные растворы, предлагаемые в наборе, имеют очень высокую концентрацию. Для их разбавления необходимо приготовить раствор питьевой соды. Для разбавления желтого, красного, синего и зеленого красителей следует растворить одну чайную ложку соды в стакане теплой кипяченой воды; для разбавления черного красителя – половину чайной ложки. Перед началом работы растворы соды и красок смешивают в пропорции 1:1. Красильные растворы неограниченно смешиваются между собой и с раствором соды, поэтому пропорция может изменяться в зависимости от желаемой интенсивности окраски. Однако готовые растворы с содой не следует хранить более двух дней. Разбавленные красильные растворы наносят на ткань кистью или ватными шариками, накрученными на деревянную палочку.

Как правило, сначала закрашивают светлые элементы рисунка, а затем более темные его части. Растворы легко растекаются по ткани, но при закрашивании больших поверхностей (каймы платка, фона) и, особенно, при работе по натуральному шелку следует равномерно протирать всю влажную поверхность куском ваты.

После высушивания работу следует снять с рамы и подвергнуть обработке паром. Для этого работу заворачивают в ткань или бумагу (не газету) так, чтобы окрашенные ее части не касались друг друга. Работу можно складывать произвольно, но на поверхности свертка обязательно должна быть бумага. Запаривание можно проводить в большой кастрюле, ведре или баке, дно которого заливают водой (толщина слоя воды не более 5 см.). От ручки к ручке бака протягивают веревку из синтетической нити, к которой подвешивают перевязанный бечевкой сверток с работой. Крышку бака сверху и снизу целиком закрывают свернутым в 2 раза махровым полотенцем. Бак нагревают на электрической или газовой плите. Если работа небольших размеров и свернута в 2-4 раза, продолжительность запаривания может не превышать 30 минут, если работа большая (платок, шарф) и свернута много раз, запаривать следует 60-90 минут. После запаривания не мешает развернутую работу дополнительно прогладить горячим утюгом с лица и изнанки.

На следующем этапе изделие промывают сначала холодной водой, затем горячей и стирают вручную с мылом. Ткань из натурального шелка после стирки обрабатывают при комнатной температуре в растворе уксуса (2 столовые ложки 9% уксуса на литр воды) в течение 10 минут. Изделия из хлопка, вискозы или льна после ручной стирки следует 2 раза по 5 минут прокипятить в растворе стирального порошка, предназначенного для стирки цветного белья. Гладить изделие нужно еще влажным, сначала с изнанки, а затем с лица.

 

Горячий батик

Метод горячего батика отличается от метода холодного тем, что в качестве резервирующего вещества используют расплавленный воск (парафин, стеарин или их смесь). Горячий воск с помощью кисти из щетины или специальной медной лейки наносят на те места ткани, которые должны остаться белыми, (восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым).

Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высушивания ткани воском закрываются те участки, которые должны остаться светлоокрашенными и остальное пространство закрашивается в более темные тона. Цикл: резервирование – крашение – сушка повторяется несколько раз и заканчивается нанесением черной краски. После высушивания воск удаляется проглаживанием работы с лица и изнанки закрытой несколькими слоями газеты. Листы газеты меняются по мере их пропитки воском. Красочный слой на такой работе защищен остатком воска от действия атмосферной влаги, поэтому такие работы могут не запариваться и для росписи концентрированные растворы разбавляются не раствором соды, а просто водой. Однако если это изделие создавалось для интенсивной эксплуатации (например, в качестве элемента одежды) его следует запарить также как после росписи методом холодного батика, постирать и прокипятить 3-4 раза по 10 минут в растворах стиральных порошков (не содержащих отбеливателей).

 

Свободная роспись

Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, сольветозы, желатина, альгината и др.). Для предлагаемых в наборе красителей лучше всего подходит КМЦ, продающийся в хозяйственных магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ легко разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивают и работают по ней растворами красителей также как работают акварелью по бумаге. Запаривание производится вышеописанным методом, но промывка обычно удлиняется из-за присутствия на ткани водорастворимого клея.

 

Узелковый батик

Узелковый батик – это крашение ткани, связанной узлами. Ткань или трикотажное изделие складывают и перевязывают синтетической нитью (бечевкой) так, чтобы в местах перевязок краска с трудом проходила внутрь. Такие места должны перемешаться с участками относительно свободными, которые легко доступны для красильных растворов. Разбавленные раствором соды красильные растворы наносят на изделие широкой кистью: сначала светлые растворы, а затем более темные. Влажное изделие нужно подсушить в горячей (с выключенным подогревом) духовке или в сушильном шкафу. После этого удаляются синтетические нити, расправляются узлы, изделие проглаживается с изнанки и с лица горячим утюгом через бумагу или ткань, сушка в шкафу и глажение заменяют запаривание. После них изделие можно прополоскать в воде и стирать с мылом.

 

Термический батик

Термический батик – самый простой способ получения узоров на ткани. Предварительно ткань замачивают в воде, помещают на поверхность устойчивую к влаге и высоким температурам (деревянную или металлическую), складывают мелкими складками и кистью наносят разбавленные растворы красителей. Ткань покрывают калькой, а сверху ставят горячий утюг, аккуратно перемещая его с одного участка ткани на другой до полного высыхания изделия. После этого ткань разворачивают и проглаживают с изнанки и лица. Без запаривания изделие промывают водой и стирают с мылом.

 

Дополнительные декоративные эффекты

Дополнительные декоративные эффекты можно получить используя, например, поваренную соль (лучше крупнокристаллическую), помещая кристаллы на влажные окрашенные участки ткани. При этом получается рисунок, похожий на каплю. Светлые участки можно получить с помощью крупинок мочевины (удобрения карбамида), распределяемых также по влажной окрашенной ткани. Графические элементы можно получать, если смешать раствор красителя с клеем КМЦ и тонкой кистью наносить загущенный красильный раствор на сухую ткань.

Состав резервирующий, предложенный в наборе может быть не только бесцветным, но и цветным. Для этого небольшое количество масляной краски выдавить на бумагу и оставить на 2 часа, затем смешать с бесцветным составом резервирующим.

На следующем этапе изделие промывают сначала холодной водой, затем горячей и стирают вручную с мылом. Ткань из натурального шелка после стирки обрабатывают при комнатной температуре в растворе уксуса (2 столовые ложки 9% уксуса на литр воды) в течение 10 минут. Изделия из хлопка, вискозы или льна после ручной стирки следует 2 раза по 5 минут прокипятить в растворе стирального порошка, предназначенного для стирки цветного белья. Гладить изделие нужно еще влажным, сначала с изнанки, а затем с лица.

Компания «Гамма» желает вам творческих успехов!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: