Терехова Виктория Александровна




 

 

Актуальность. В условиях модернизации дошкольного образования один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков, место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.

Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов. Такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, поэтому работу по формированию предпосылок к овладению грамотой, необходимо начинать с дошкольного детства, чтобы заложить фундамент к овладению грамотного письма и чтения.

Вид проекта: долгосрочный.

Тип проекта: педагогический. Учебно-игровой.

Длительность проекта: 9 месяцев (сентябрь 2017 – май 2018)

Участники: дети (с ФНР и ФФНР), родители, воспитатели.

По числу участников: индивидуальный, подгрупповой.

Цель: овладение элементами грамоты путём формирования полноценной звуковой стороны речи детей.

Задачи:

1. Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.

2. Научить детей элементарным навыкам письма и чтения.

3. Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.

4. Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.

5. Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

6. Подготовить информационно - консультативный блок для педагогов.

В программе учтены общедидактические принципы:

· научности;

· систематичности;

· постепенного усложнения;

· перспективности.

Для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).

Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

o звуки окружающего мира;

o звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

o гласные звуки;

o согласные звуки (без классификации);

o согласны твердые и мягкие;

o согласные звонкие и глухие.

Параллельно даются понятия:

o слово;

o слог;

o предложение;

o ударение.

Ожидаемый результат:

Ø правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

Ø четко дифференцировать все изученные звуки;

Ø различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

Ø расширять, активизировать словарный запас, грамматический строй,

Ø развивать фонематическое восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;

Ø выработка навыков составления и чтения слогов, слов чтение;

Ø повышение коммуникативных, творческих способностей детей;

Ø повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе;

Ø повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Планирование занятий на 1 учебный год.

Продолжительность занятий Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год  
Подготовительная группа 2 раза Подготовительная группа Подготовительная группа
20 мин 40 мин 20 часов

Календарно-тематический план занятий.

Период Количество часов Тема Цель
Сентябрь 4-я неделя   40 мин. Звуки и буквы Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим.
Октябрь 1-я неделя   40 мин.   Слова и звуки.   Слово и предложение.   Познакомить детей с понятием «звук», «слово». Учить вслушиваться в обращенную речь и определять количество слогов в словах. Познакомить детей с понятием «Слово», «предложение». Учить вслушиваться в обращенную речь и определять количество слов в предложении.
2-я неделя   40 мин.   Домик А, где живёт звук [А] Знакомство с буквой А. Гласный звук [А] в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
3-я неделя   40 мин.   Домик О, где живёт звук [О] Знакомство с буквой О. Гласный звук [О] в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
4-я неделя 40 мин. Домик Э, где живёт звук [Э] Знакомство с буквой Э. Гласный звук [Э] в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
Ноябрь 1-я неделя   40 мин. Домик И, где живёт звук [И] Знакомство с буквой И. Гласный звук [И] в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
2-я неделя     40 мин. Домик Ы, где живёт звук [Ы] Знакомство с буквой Ы. Гласный звук [Ы] в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
3-я неделя     40 мин. Дифференциация звуков [И]-[Ы] Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек.
4-я неделя   40 мин. Домик У, где живёт звук [У] Знакомство с буквой У. Гласный звук [У] в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
Декабрь 1-я неделя     40 мин.   Домик М, где живёт звук [М]. Согласные звуки. Слоги. Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек.
2-я неделя       40 мин.   Домик М, где живёт звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные. Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек.
3-я неделя     40 мин. Домик К, где живёт звук [К]   Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
4-я неделя   40 мин. Домик К, где живёт звук [К'] Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
Январь 1-я неделя   40 мин. Домик Х, где живёт звук [Х] Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
2-я неделя   40 мин.   Домик Х, где живёт звук [Х'] Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
3-я неделя     40 мин.   Дифференциация звуков [К]-[Х], [К’]-[Х’] Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. Преобразование слогов. Выкладывание графической схемы простого предложения с предлогом.
4-я неделя 40 мин. Домик В, где живёт звук [В] и [В’] Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
Февраль 1-я неделя   40 мин.   Домик Ф, где живёт звук [Ф] и [Ф'] Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
2-я неделя   40 мин.   Дифференциация звуков [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. Преобразование слогов. Выкладывание графической схемы простого предложения с предлогом.
3-я неделя   40 мин.   Домик Й, где живёт звук [Й'] Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
4-я неделя 40 мин. Домик Я, где живёт звук [Й’] и [А] Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
Март 1-я неделя   40 мин.   Домик Ё, где живёт звук [Й’] и [О] Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
2-я неделя   40 мин.   Домик Ю, где живёт звук [Й’] и [У] Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
3-я неделя   40 мин.   Домик Е, где живёт звук [Й’] и [Э] Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
4-я неделя 40 мин. Домик Л, где живёт звук [Л] Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
Апрель 1-я неделя 40 мин.   Домик Л, где живёт звук [Л'] Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
2-я неделя   40 мин.   Дифференциация звуков [Й’] и [Л’] Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек.
3-я неделя   40 мин.   Домик Р, где живёт звук [Р] Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
4-я неделя 40 мин.   Домик Р, где живёт звук [Р’] Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.
Май 1-я неделя   40 мин. Страна Азбука Изготовление Азбуки.
           

Диагностика.

Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в начале и в конце). Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований. Проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, по итогам стартовой диагностики, наметить пути их исправления. Использую материалы «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь» Е.В. Колесниковой.

Обследуется речь по следующим признакам:

- развитие звуковой культуры речи;

- развитие фонематического слуха;

- развитие звуко-буквенного анализа.

Слева каждого задания нарисован шарик, с условным обозначением, его нужно раскрасить после каждого задания в следующие цвета:

---- если задание выполнено правильно;

---- если есть одна-две ошибки;

---- если задание не выполнено.

Оценка результатов (баллы-шарики):

раздел     уровень развитие звуковой культуры речи развитие фонематического слуха развитие звуко-буквенного анализа
Высокий уровень 9-12 15-18 9-12
Средний уровень 6-9 12-15 6-9
Низкий уровень 4-6 10-12 3-6

 

Список литературы:

1. Алтухова Т.А. Звуковая мозаика. СПб., Лань, 1998.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.

3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ступеньки к школе. М., Дрофа, 2000.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Ч.3 – М.: Баласс, 2017.

5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Ч.4 – М.: Баласс, 2017.

6. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. М., 1992. 15.Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1958.

7. Жукова О. Логопедический букварь. М., АСТ, 2016.

8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.

9. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986.

10. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет, Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2016.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: