Лирический герой Лермонтова одинок, печален.




Ход урока.

Поэты не рождаются случайно…

И.Тальков

Он мало жил, он умер рано,

Не завершив великих дел,

В стране рабов, в стране тиранов

Тяжел был гения удел…

М.Геллер

 

- Итак, речь сегодня на уроке пойдёт о великом русском поэте М.Ю. Лермонтове.

 

I. Постановка цели и задач урока.

II. Проверка домашнего задания.

 

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевен. Она была умна, образованна, властолюбива, внука сво­его любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.

Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.

Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и бо­гатого рода Столыпиных.

Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817г. мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское име­ние, а Михаил Юрьевич остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петрови­чу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При на­рушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

Лермонтов рос болезненным ребенком, и Елизавета Алексеевна во­зила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.

Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел французским и немецким языками и подгото­вился для поступления в Московский университетский благород­ный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. в четвертый класс.

Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.

В 1832 г. из-за участия в «маловской истории» (бунт студен­тов против бездарного преподавателя Малова) и трений с про­фессорами Лермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпра­порщиков и кавалерийских юнкеров.

По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Зимой 1837 г., откликаясь на смерть А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.

Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки...») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев.

Весной 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвра­тили в гвардию, в тот же лейб-гвардии Гусарский полк, откуда он от­бывал в ссылку.

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском общест­ве, познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетне­вым, В.Ф. Одоевским — писателями пушкинского круга.

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 г. На балу у графини Лаваль сын фран­цузского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине

М.А. Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отда­ла «слишком явное предпочтение» Лермонтову.

Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».

Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам ба­бушки Лермонтова, император разрешил ему взять отпуск на два меся­ца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Лермонтов и его знакомый Л. С. Пушкин были в веселом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увиде­ли Ник.Соломоновича Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвар­дейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Марты­нов подошел к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончив­шийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначи­тельной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвел выстрел в воздух. Мар­тынов же решил убить Лермонтова.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор.

 

М.Ю.Лермонтов – крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С.Пушкиным русской классической литературы.

- Как вы думаете, почему изучение творчества Лермонтова следовало, как правило, сразу же за творчеством Пушкина? (По хронологическому порядку (дате жизни)).

Лермонтов такое же «светило русской поэзии», как и Пушкин. Лермонтова называют «преемником Пушкина».

- Какие стихотворения вам известны? («Море», «Парус», «Узник», «Три пальмы»).

- Нет ли у Лермонтова стихотворений созвучных с пушкинскими? («Узник», «Пророк»)

 

Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвяза­ны, что наложило отпечаток и на образ его лирического героя.

Лирический герой — своего рода художественный двойник авто­ра-поэта, выступающий в качестве лица, наделенного личной судь­бой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определенности (облик, повадки, осанка).

Лирический герой Лермонтова одинок, печален.

Особенности лирического героя Лермонтова:

· свобода – абсолютная ценность – идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»);

 

· погружен в безысходное разочарование, необыкновенно чуток к природе («Тучи», «Утес», «Парус»);

 

· всегда ярко представляет романтическое двоемирие – чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к Богу;

 

· в реалистической лирике («Бородино», «смерть поэта») переживает враждебное отношение к власти.

 

Вывод: Мотив одиночества неотделим от темы любви в лирике поэта. По Лермонтову, «любить стоит только невозможное – тот идеал или в будущем («бесплотное видение»). Тоска, тревога лирического героя раскрываются и через мир природы.

Задание: соотнесите каждое стихотворение с предложенными темами (мотивами).

 

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

 

· жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);

· разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);

· любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);

· критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);

 

· трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);

 

Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова — это летопись процессов самопознания и самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности — истинное художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору.

 

. (выразительное чтение стихотворений; определение темы, идеи)

 

III. Домашнее задание

Конспект главы учебника «Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: