Образец написания указан ниже, после тем.




Контрольная работа по дисциплине: «Литературное образование дошкольников».

Педагог: Астраханцева Татьяна Николаевна

Произведения для составления литературоведческого анализа произведения.

Образец написания указан ниже, после тем.

Александрова Наталья 1 1. Тема воспитания в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Бахтерова Александра 2 2. Тема детства и взросления в пьесе Л.Н. Андреева «Младость».
Быкова Лариса 3 3. Образ ребенка и его художественное выражение в творчестве Л.С. Толстого «Четыре русские книги для чтения».
Войтос Лада 4 4. Детство в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Волкова Наталья 5 5. Образ «блудного сына» и его отражение в повести Л. Пантелеева и Г. Белых «Респуб-лика Шкид».
Егорова Кристина 6 6. Образ ребенка в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».
Иванова Алена 7 7. С.Т. Аксаков повесть «Семейная хроника».
Измайлова Надежда 8 8. Л.С. Толстой «Азбука»
Кириллова Ольга 9 9. С.Т. Аксаков повесть «Детские годы Багрова-внука».
Константинова Ольга 10 10. Н. Носов «Живая шляпа»
Константинова Света 11 11. Н. Носов «Заплатка».
Курбанова Ольга 12 12. «Два брата» Е. Шварц. Новое отношение автора к известному сюжету. Образ праде-душки Мороза: народная трактовка и авторское переосмысление.
Леонтьева Анжела 13 13. Поэтическая литературная сказка: П. Ершов «Конек-Горбунок».
Мардарьева Татьяна14 14. X. К. Андерсен «Гадкий утенок».
Маслова Ксения 15 15. Детские образы в произведениях А. Гайдара. Понятия «счастье», «хорошая жизнь» в трактовке А. Гайдара («Голубая чашка»).
Михайлова Виктория 16 16. Научно-художественная сказка В. Одоевского «Городок в табакерке»: поиски художе-ственных средств изложения научных знаний.
Мурзаева Екатерина 17 17. В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»
Низамова Нурия 18 18. М. Зощенко «Не надо врать», «Бабушкин подарок».
Павлова Алиса 19 19. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
Смирнова Мария 20 20. К. Ушинский «Четыре желания».
Смирнова Олеся 21 21. В. Осеева «Волшебное слово».
Спиридонова Оля 22 22. Нина Артюхова «Приехали!»
Филиппова Инна 23 23. Юрий Вийра «Завийральные истории».
Швецова Екатерина 24 24. Виталий Бианки «Аришка-трусишка».
¾ 25. К. Чуковский «От двух до пяти», Глава вторая «Неутомимый исследователь»

Ознакомьтесь с примером литературоведческого анализа произведения, раскрывая 5 групп вопросов, представленных ниже.

“Он живой и светится...” – литературное произведение. Его автор – русский детский писатель Виктор Юзефович Драгунский (1913–1972). Первые рассказы о Дениске, позже объединенные в книгу “Денискины рассказы”, были написаны в 1959 году. Время действия книги – начало 60-х годов XX века.

Это эпическое произведение, так как в его основе – повествование о жизни героя; по-скольку в произведении речь идет только об одном событии и в нем мало действующих лиц, то это рассказ (жанр), написанный прозой.

Рассказ “Он живой и светится...” знакомит читателей с Дениской, точнее, с особенно-стями мировосприятия этого мальчика, с уже существующей у него, хотя и осознаваемой лишь интуитивно, системой ценностей.

Название рассказа необычное и, как становится понятно в финале, метафорическое. В название автор выносит слова Дениски, который отстаивает перед мамой свое представление о ценностях.

В рассказе всего три действующих лица – Дениска, его друг Мишка и мама Дениски. Главный герой, безусловно, Дениска. Мы становимся свидетелями его ожидания запаздыва-ющей с работы мамы, его встречи с Мишкой и разговора между мальчиками. Мишке понра-вился Денискин самосвал, и он хочет выменять его. Сначала Дениска отказывается от пред-ложений Мишки, но потом соглашается отдать самосвал за светлячка. Любуясь светлячком, Дениска дождался мамы, а дома попытался объяснить ей, почему он выменял “червячка” на такую дорогую игрушку – папин подарок. Это фабула рассказа.

Экспозицией является фрагмент, заканчивающийся словами “...сидеть на песке и ску-чать”. В экспозиции мы узнаем и о скрытом конфликте Дениски и мамы: мама опаздывает.

Завязка начинается со слов И в это время во двор вышел Мишка (первое вдруг) и за-канчивается словами Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.

Следующий фрагмент – развитие действия – это предложения Мишки. Развитие дей-ствия завершается первой кульминацией – Я открыл коробочку... А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму, – за которой следует развязка, разрешение конфликта между Мишкой и Дениской. И Мишка схватил мой самосвал... И я забыл про всех на белом свете.

Приход мамы, казалось бы, снимает намеченный в экспозиции скрытый конфликт – рассказ может быть завершен.

Но тут же начинается новое действие и намечается новый конфликт. Экспозицией в нем становится сообщение о приходе мамы, а завязкой – вопрос мамы о самосвале. Действие развивается стремительно и летит к кульминации: И мама погасила свет... Но рассказ по-строен так, что развязки этого конфликта в нем нет, финал оказывается открытым: мы слы-шим вопрос мамы и ответ сына. Но сказать однозначно, приняла ли мама позицию сына, нельзя.

Наличие второго конфликта и открытого финала придают рассказу своеобразие и многоплановость.

Дениска предстает в этом рассказе как мальчик, наделенный фантазией, воображени-ем, способностью откликаться на тончайшие движения окружающего его мира, устремлен-ный к тайне, сказке и умеющий увидеть сказку в реальной жизни: чудо светлячка – это чудо природы, которое сильнее и грандиознее сказочного волшебства именно потому, что абсо-лютно реально. Светлячка можно держать в руке, но это не лишает его прелести и сказочно-сти.

Способность Дениски видеть в обычном, повседневном что-то свое обозначена писа-телем в самом начале рассказа. Дениска ждет маму, но его настроение нельзя определить од-ним словом, нарисовать одной краской. Ожидание того, кто опаздывает, всегда доставляет нам волнения – волнуется и Дениска, но это не мешает ему размышлять, чтобы погасить тре-вогу: “она, наверное, задерживалась в институте или в магазине или, может быть, долго сто-яла на автобусной остановке”. Это предложение говорит и о том, что Дениска уже не в пер-вый раз оказывается в подобной ситуации, что он прекрасно знаком с жизненными реалиями. Но несмотря на целый ряд возможных и объективных обстоятельств, задержавших маму, Дениска все-таки обижается. Об этом говорят следующие два предложения. И мы понимаем, что ему очень одиноко.

Драгунский добивается контраста между уютным домашним миром, который есть у каждого ребенка, и положением Дениски, на время лишенного тепла повседневности. Но это еще не все, что мы узнаем о герое рассказа. Уже первый абзац раскрывает нам уникальное качество мальчика – его фантазию, способность мгновенно переноситься из реального мира в воображаемый. Вот он видит маму на автобусной остановке, а вот – своих сверстников, пьющих чай. Во втором абзаце внимание Дениски переключается на пейзаж, который тоже становится пищей для фантазии: огоньки окон и музыка аккомпанируют танцу облаков. В.Ю. Драгунский строит предложение так, что движение “темных облаков” воспринимается как следствие заигравшей музыки. И тут же облака превращаются в бородатых стариков. Это сравнение несет и эмоциональную окраску: Дениска устал, день завершен – образ старости

появляется как ассоциация, вызванная и формой облаков, и их цветом, и психологическим состоянием героя. Многоточие в конце предложения указывает и на то, что фантазия героя устремляется дальше, и на то, что проходит время.

Именно течение времени приводит Дениску к новому состоянию: он уже проголодал-ся. Повтор “а мамы все не было” (конец первого и начало третьего абзацев) подчеркивает неумолимое движение времени и усиливает чувство одиночества мальчика. Его фантазии все больше и больше определяются этим чувством, и конкретный образ мамы занимает в них центральное место. Мы понимаем, что герой привязан к маме, что без нее ему скучно и ни-что ему ее не заменит. Он создает модель поведения, которая приемлема для него и которую он ждет от взрослых: нельзя заставлять ждать того, кого любишь, кто в тебе нуждается; нет ничего важнее, чем дорогой тебе человек.

Вот как много мы узнаем о Дениске из экспозиции рассказа.

Действие начинается с появления Мишки. Частица “и” в начале первого предложения подчеркивает внезапность его появления. Приветствие – подражание взрослым – рождает надежду на то, что Мишка сможет отвлечь Дениску от грустных мыслей, скрасить время ожидания. Но, чтобы это произошло, Мишка должен хотя бы удивиться тому, что Дениска во дворе один, обратить внимание на то, что он не играет, почувствовать его эмоциональное состояние. Но этого не происходит, поскольку внимание Мишки приковывает не Дениска, а игрушечный самосвал. О том, что у Дениски с собой игрушка, мы узнаем именно от Мишки, сам герой словно забыл про него, погруженный в свои переживания и фантазии.

Вопросы, которые обрушивает Мишка на своего товарища, отменяют диалог. Драгун-скому не нужно описывать, что делает мальчик в это время: мы легко восстанавливаем его действия по вопросам, которые он задает. Ответов Дениски мы не слышим: он выключен из диалога, а Мишка, по сути, в них не нуждается. Мишка напорист и практичен: ему понрави-лась игрушка, и он просит разрешения взять ее домой. Просьба естественная и понятная, по-этому Дениска старается объяснить свой отказ: это подарок папы. За этой короткой репликой кроется глубокое содержание, которое ребенок еще не может передать словами: подарок становится своеобразным заменителем отсутствующего папы, а разве папу можно одолжить? Это очевидно для Дениски, но не для Мишки. Вновь в рассказе звучит лейтмотив обиды. И природа словно реагирует на случившееся: “На дворе стало еще темнее”. Конечно, время не стоит на месте, но темнеет на душе у Дениски, потому что ссоры он не хочет, но и изменить себе не может.

Конфликт обозначен: Мишка обиделся на Дениску из-за отказа одолжить самосвал, а Дениска продолжает переживать свой затянувшийся странный конфликт то ли с мамой, то ли со временем. Не отвлек Мишка друга от переживаний, не скрасил его одиночества, и поэто-му Дениска вновь предается фантазиям на тему “Причина опоздания мамы”. Его ожидание достигает высшей точки, о чем свидетельствует фраза: “Я смотрел на ворота, чтоб не пропу-стить, когда придет мама”. Но заметим, Дениска не жалуется товарищу, ни слова не говорит о том, что он волнуется, что ему скучно: ведь и маму не заменит никто.

Мишка же не обращает внимания на позу Дениски, на его взгляд, не чувствует его напряжения: он озабочен своей проблемой – самосвалом. Словно объяснения Дениски и не было! Развитие действия обретает стремительность: Мишка начинает торговаться. Начина-ется второй акт пьесы под названием “Самосвал”. Реплика Дениски уже не объяснение. Она звучит даже грубо, будто Дениска отмахивается от навязчивой мухи. А Мишка как ни в чем не бывало продолжает торг и добивается того, что Дениска отвечает. В этом диалоге обозна-чаются ценности второго героя: что именно он готов отдать за понравившийся ему самосвал – “подарок папы”. Для Мишки ответы Дениски только повышают цену товара, для Дениски же предложения Мишки абсурдны сами по себе, но “лопнутый плавательный круг” – это уж слишком. Глагол “рассердился” показывает реакцию Дениски, а его ответ звучит колко-иронично и служит сигналом к прекращению торга.

Последняя попытка Мишки – спичечный коробок – вызывает поначалу удивление: что же еще может он сопоставить с подарком Денискиного папы? Но Мишка намекает на свою “чрезмерную доброту”, и мы понимаем, что он выложил свою последнюю карту – са-мое дорогое для него, самое ценное, чем он владеет. Что же это может быть?

То, что открылось Дениске в спичечном коробке, – тайна. Мы только наблюдаем ее вместе с героем. Описание передает и чувства мальчика, и яркость его фантазии. Сравнение “светло-зеленого огонька” с далекой крошечной звездочкой (уменьшительные суффиксы со-здают образ чего-то очень маленького) было бы не так уж и интересно, если бы не было ча-стью оксюморона: звездочка далеко-далеко – и в то же время она на ладони. Вот это совме-щение невозможных пространственных ощущений и вызывает у Дениски восторг, заставля-ющий его перейти на шепот. А Мишка, как купец, нахваливает свой товар. Неужели он ни-когда не переживал того, что переживает на наших глазах Дениска? Обратим внимание на то, что Мишка понимает, что светлячок не “лопнутый круг”, что он действительно хорош, но при этом готов променять его на игрушку. Неслучайно Драгунский подчеркивает, что, услышав предложение Дениски, Мишка “схватил” самосвал и “побежал домой”: вдруг това-рищ передумает!

А для Дениски светлячок – это прежде всего чудо. Его описание предлагается во вто-рой раз: мальчик не может оторваться от огонька. Сравнение цвета “зеленый, словно в сказ-ке” взывает к читательскому воображению: мальчик не в силах описать его оттенки. Нет у него слов и для выражения своих переживаний, поэтому он описывает только физические ощущения: “не мог ровно дышать”, “слышал, как стучит мое сердце”, “кололо в носу, как будто хотелось плакать”. Если мы воспроизведем это состояние, то и испытаем то чувство, которое не умеет обозначить Дениска. Сила светлячка такова, что заставляет Дениску забыть обо всем на свете – даже о маме! Впечатлительность ребенка удивительна: мир открыт для всех, но не все способны удивляться, отзываться на его призывы, замечать его чудеса и тай-ны.

Конфликт между Дениской и Мишкой разрешен к обоюдному удовольствию, но рас-сказ еще не закончен: ведь мы-то помним, что герой ждет маму.

Ценностные категории заданы Драгунским как оппозиция: с одной стороны, матери-альные – самосвал, марки, плавательный круг – то, что ценит Мишка; с другой – подарок па-пы, дом и светлячок – то, что оказывается важным для Дениски.

Образ мамы – взрослого человека – помогает писателю обозначить оппозицию “цен-ная вещь” – и “червячок”, проявить ее, привлечь к ней внимание читателя. Неожиданно в рассказе именно то, что проблема выбора встает не перед ребенком, который мгновенно ре-шает этот вопрос, а перед взрослым человеком.

Мама, узнав о поступке сына, как будто занимает положение Мишки в конфликте с Дениской, а Дениска отстаивает свою правоту. И мы тревожимся, поймет ли мама сына, не разрушит ли одним словом чудо, не посягнет ли на хрупкую еще, но так тонко чувствующую душу ребенка грубым вмешательством.

Впрочем подозрения быстро отменяются хотя бы тем, как смело Дениска отвечает на вопрос мамы о самосвале. Он не обманывает, не изворачивается – значит, не ждет наказания. Нет и многоточий, которые говорили бы о заминке, неуверенности отвечающего. Только об-ращение перед сказуемым звучит как разбег, подготовка к прыжку – значит, все-таки Денис-ка понимает, что оценки его и мамы могут не совпасть.

Реакция мамы говорит о ее родительской позиции: сначала понять – потом делать вы-воды. Ей важно узнать, что же для ее сына оказалось дороже папиного подарка. Кульмина-ция этой части по смыслу практически совпадает с предыдущей: теперь маме открывается чудо, и ее впечатления хоть и не описаны подробно(рассказчик Дениска может передать только то, что он видит и слышит), но оценка совпадает с сыновней – “волшебство”.

Однако взрослое сознание вторгается в сказочный мир и, кажется, готово его разру-шить. Мама задает сыну конкретный “взрослый вопрос”, подчеркивая материальную суть предметов: ценная вещь самосвал – и червячок. Не отречется ли Дениска от своего чуда, не обнаружит ли очевидное: это всего лишь насекомое! А Дениска не колеблется: его позиция определена, и он пытается объяснить маме причину своего выбора.

Финал рассказа неоднозначен. Может показаться, что мама сопротивляется и добива-ется от сына конкретного ответа: “чем именно он лучше?”. С точки зрения взрослого, оцени-вающего мир, как и Мишка, по степени полезности и материальной стоимости, ответить на него практически невозможно. А вот ребенок справляется с этой трудностью мгновенно, да-

же не замечая ее. Напротив, “непонятливость” мамы даже вызывает у него раздражение. Но одно обстоятельство в авторской ремарке перед вопросом мамы заставляет усомниться в ма-мином непонимании: Драгунский пишет: пристально посмотрела на меня. Вот в этом пристально и таится намек на то, что мама испытывает сына, намеренно “давит” на не-го, проверяя прочность его позиции.

Финал рассказа открытый, развязка отсутствует и заставляет читателя вновь и вновь возвращаться к вопросу о том, сохранит ли Дениска романтическое отношение к миру и надежду на то, что взрослые его поймут.

Выбор автором формы повествования от первого лица – рассказчик сам Дениска – помогает писателю показать, каким видит мир ребенок, который далеко не все понимает, а если понимает, то не все может объяснить, выразить словами. Но зато его чувства не замут-нены, у него еще нет стереотипов, он непосредствен и эмоционален, тонко улавливает фальшь, неискренность. Оценки ребенка не всегда будут верны, не всегда справедливы из-за непонимания и незнания всех деталей ситуации, что, в свою очередь, будет рождать комиче-ское.

Итак, в центре внимания Драгунского душа ребенка – внутренний мир Дениски и его друга Мишки. Писатель подчеркивает различия в их жизненных позициях, системах ценно-стей, характерах, а кроме того, знакомит нас и с мамой Дениски, безусловно, оказывающей огромное влияние на сына, вызывающей его доверие и нежную любовь. Автор открывает и детям, и взрослым уникальную способность ребенка любить мир, ценить в нем превыше все-го красоту, поэзию. Этот рассказ – своеобразная прививка читателям от пошлости, бытовой заземленности. Так можно определить пафос этого произведения, его идею.

Чистота души ребенка, по Драгунскому, должна заставить взрослых прислушаться и к мнению маленького человека, обратить их внимание на то, что процесс становления лично-сти сложен и требует бережного отношения и внимания. “Денискины рассказы” явно напи-саны не только для детей, но и для их родителей: уроки жизнь преподносит и тем, и другим.

В ходе анализа мы выявили конфликт и его участников, определили, как меняется эмоциональная атмосфера рассказа и состояние каждого участника, раскрыли особенности внутреннего мира каждого мальчика и увидели принципиальные различия между героями. Все это привело нас к пониманию скрытого в рассказе подтекста и его идеи. Теперь, помня, что задача чтеца – донести до слушателя не только содержание, но и смысл рассказа в целом и каждой фразы в частности (подтекст), заразить слушателя состоянием главного героя, вы-звать в слушательском воображении определенное видение мира, – отразим сделанные нами наблюдения в разметке текста и постараемся детально прояснить подтекст каждой фразы.

1. Вопросы об авторе произведения

1. Фольклорное или литературное произведение перед вами? Важно сразу же уяснить, является ли произведение авторским.

Если оно принадлежит к фольклору, то и работать с ним нужно по зако-нам фольклора. Как это сделать, мы подробнее рассмотрим в следующей главе.

2. Если произведение литературное, то кто его автор, где и когда он жил и когда было создано это произведение?

Внимательно посмотрите на обложку книги, правильно произнесите имя и фамилию писателя (проверьте себя, если у вас есть сомнения). Так, польского педагога, создавшего книги о короле Матиуше, звали Януш Корчак.

Время создания произведения необязательно устанавливать с точностью до года, но период времени – век и его четверть – важен потому, что литература всегда отражает конкретную эпоху, даже если и носит вневременной характер. Также важна и страна, в которой жил или живет писатель. Быт человека обяза-

тельно отражается в произведении, а он, как известно, несет в себе националь-ные черты и при этом меняется со временем. Вы должны очень хорошо пред-ставлять себе атмосферу времени и страны, запечатленную в книге, социальный уклад, окружающий мир, изображенных людей, их костюмы, жилища, даже ес-ли они не описаны автором подробно. Время создания произведения и страна подскажут вам многое или укажут, где можно найти ответы на появившиеся вопросы. Кроме того, вы должны быть готовы к вопросам ваших воспитанни-ков.

2. Вопросы о персонажах и событиях

1. О ком рассказывается в произведении и что происходит с персонажа-ми?

Если вы читаете эпическое произведение (рассказ, литературную или фольклорную сказку, басню и др.), то на первых порах важно уяснить его фабу-лу – последовательность событий, которые происходят с персонажами, и выде-лить элементы фабулы. Такая работа поможет вам отчетливо увидеть, какие со-бытия являются самыми главными, как они связаны между собой, почему одно приводит к другому.

Каждая часть фабулы требует и своей интонации. Так, экспозиционное представление героев должно заинтересовать читателя, вызвать у него опреде-ленное впечатление и желание узнать, что же произошло с героями.

Читая завязку, нужно заинтриговать слушателя, вызвав у него предполо-жения о том, как могут развиваться события, и желание узнать об этом.

При изложении развития действия нужно все время держать слушателя в напряжении, помогая ему увидеть то, что происходит, пережить то, что пере-живают персонажи.

Кульминация – взрыв, самое напряженное место, которое и читать нужно так, чтобы слушатель изнемогал от желания узнать, что же случится, понимая, что это самое главное, что сейчас все определится.

Развязка требует более спокойной, плавной интонации: переживания за-кончились, начинается время размышлений.

2. Как в произведении представлены персонажи?

Ответ на этот вопрос требует выделения элементов сюжета – портретов, сообщений о прошлом персонажей, их внутренней речи (мысли, чувства, кото-рые не озвучиваются персонажем, но о которых мы узнаем благодаря автору), писем, снов и т. п. Все эти элементы помогают нам конкретизировать образ-персонаж, лучше понять его поступки.

Каждый сюжетный элемент обладает определенной эмоциональной окрашенностью, в нем выражается авторское отношение к персонажам и их по-ступкам, а это, в свою очередь, важно передать при чтении.

3. Какие персонажи в произведении играют активную роль, т.е. являются его героями, какие выполняют вспомогательные функции? И хотя в художе-ственном произведении нет незначительных персонажей и у каждого есть своя роль, пусть и маленькая, и без него не могло бы развиваться действие, но все-таки необходимо уяснить для себя иерархию персонажей, чтобы при чтении не получилось так, что второстепенный персонаж очерчен более яркими красками, чем главный герой, – это приведет к тому, что в сознании ребенка персонажи

поменяются местами и произойдет искажение художественного мира всей кни-ги.

4. В каких отношениях персонажи находятся друг с другом? Этот вопрос переключает внимание читателя на конфликт, заставляет выделить группы пер-сонажей – участников конфликта.

5. Почему эти персонажи оказываются по разные стороны барьера? Что заставляет их вступать в конфликт, чего они добиваются, к чему стремятся? Ответы на эти вопросы проясняют образы персонажей, ведут к пониманию мо-тивов их поведения.

6. Должен ли персонаж понравиться слушателю или необходимо вызвать отвращение к нему, настороженность, какие-то другие чувства? Что именно в портрете, в словах и мыслях персонажа вызывает те или иные эмоции? Эти элементы необходимо будет выделить интонационно, привлечь к ним внимание слушателя.

7. Какие поступки персонажа вызывают одобрение автора, какие не нра-вятся и почему? Почему персонаж поступает так или иначе? Ответы на эти во-просы помогут выбрать нужную интонацию и тем самым направить восприятие слушателей, помочь им разобраться в поведении героев произведения.

8. Как разрешается конфликт и как ведут себя при этом персонажи? Как к результату конфликта относится автор? За кого он радуется, кому он сочув-ствует, а кого лишает сочувствия и почему?

9. Изменились ли герои к финалу произведения? Как и почему?

Ответы на эти вопросы привлекают внимание читателя к внутреннему миру героя, заставляют обратить внимание на его развитие, убеждают в том, что жизненный опыт приходит только в испытаниях, что порой трудно сразу найти верное решение, что человеку свойственно ошибаться, но ошибка еще не означает, что человек плох по сути: важна его реакция на ошибки, важны его цели и ценности.

3.. Вопросы о месте и времени действия

1. Где происходит действие произведения, меняется ли место действия? Есть ли в произведении пейзажи, описания улиц, жилищ, комнат? Какую атмо-сферу создают эти описания? Какую роль они играют в раскрытии характеров персонажей? Маленькие слушатели часто отвлекаются, когда им читают описа-ния природы или внутреннего пространства, в котором происходит действие: им важнее само действие, чем его обстановка. Но опытный чтец может так про-читать эти фрагменты, что ребенок ярко, отчетливо увидит описываемое, а главное, испытает определенные эмоции, которых и намерен был добиться ав-тор.

2. Когда происходит действие, как долго оно длится? Почему? Замечаем ли мы ход времени в произведении или нет? Одинаково ли течет время героев? Точно выбранная интонация поможет чтецу передать атмосферу времени, под-черкнуть ее изменения.

4. Вопросы о рассказчике (повествователе).

1. Кто рассказывает нам о событиях: автор-повествователь; кто-либо из персонажей; свидетель событий? Дело в том, что авторское повествование от третьего лица носит объективный характер: автор-повествователь видит и

сильные, и слабые стороны характеров персонажей. Кроме того, он все о них знает: и о мыслях, и о чувствах, и о намерениях, о прошлом и даже о будущем. Безусловно, повествование от первого лица всегда более субъективно, чем по-вествование от третьего лица. С одной стороны, речь персонажа-повествователя, его оценки раскрывают его внутренний мир. С другой стороны, персонаж не может иметь такой же широты информации, как автор, потому что он видит происходящее со своей собственной точки зрения, а она всегда уже авторской. Значит, персонаж-рассказчик может заблуждаться, его суждения мо-гут быть неточными, а оценки – несправедливыми. Поэтому и интонация при авторском повествовании должна отличаться от интонации героя-рассказчика или персонажа-свидетеля, очевидца.

2. Если повествование ведется от третьего лица, то далее следуют вопро-сы об авторском отношении к героям и событиям, о том, почему именно об этом событии рассказывает автор, почему именно к этим деталям привлекает внимание читателя.

Если повествование ведется от первого лица, то нужно прояснить, что знает и чего не знает рассказчик и какую позицию он занимает, что мы знаем о его характере и как характер рассказчика обусловливает его оценки.

5. Вопросы о художественной идее произведения

Этап анализа произведения завершается синтезом – собиранием всех ответов и осмыслением их с новой позиции – с позиции идеи.

1. Что тревожит или волнует автора произведения?

2. Что принципиально нового открыл нам писатель в жизни?

3. Ради чего писатель рассказал нам эту историю?

Идею бывает трудно сформулировать словами, да это и не всегда необхо-димо: она может жить в вашем сознании как некое сложное образование, вклю-чающее и чувство (пафос), и убеждения. Этот пафос вы и будете транслировать в чтении своим слушателям, он и будет диктовать вам следующие вопросы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: