А. И. Солженицын(1918-2008) «Один день Ивана Денисовича» (теория)




1) Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в г. Кисловодск

Со стороны отца Солженицын происходил из старинного крестьянского рода на Северном Кавказе. Отец Исаакий Семёнович учился в Харькове, затем в Москве воевал в первую мировую войну, был награждён Георгиевским крестом. Его жизнь оборвалась трагически за несколько месяцев до рождения сына.

Мать Таисия Захаровна Щербак, дочь зажиточного хуторянина на Кубани, получила прекрасное воспитание и образование: училась в Москве на сельскохозяйственных курсах кн. Голицыной.

В 1924 г. Таисия Захаровна с шестилетним сыном переехала в г. Ростов-на-Дону. В школе юный Александр Солженицын – староста класса, отчаянный футболист, поклонник театра и участник школьного драмкружка

2) А.И. Солженицын - образованнейший человек. Он окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы, преподавал астрономию и математику в одной из школ города Морозовск (недалеко от г.Ростова)

В 1941 году А.И. Солженицын стал солдатом, потом курсантом офицерской школы в городе Кострома.

Фронтовыми дорогами он прошёл от Орла до Восточной Пруссии.

Вот какую «боевую характеристику» дал генерал Травкин командиру «звукобатареи» Солженицыну: «…Солженицын был лично дисциплинирован, требователен… Выполняя боевые задания, он неоднократно проявлял личный героизм, увлекая за собой личный состав, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем». За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2-й степени. Орден Красной звезды (после взятия Бобруйска) – вторая фронтовая награда.

И вдруг…арест, восемь лет оцепленных колючей проволокой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАГ» (Солженицын попал под надзор военной контрразведки за переписку с другом юности Николаем Виткевичем). Судьба распорядилась так, что будущий, писатель прошёл все «круги тюремного ада», стал свидетелем восстания зэков в Экибастузе. Сосланный в Казахстан «навечно», сочинивший несколько произведений (в уме), замысливший огромный роман о России, Солженицын неожиданного узнал, что смертельно болен.

В 1952 г. лагерный врач прооперировал Солженицына по поводу злокачественной опухоли в паху. Но борьба за жизнь не закончилась. Вскоре была обнаружена раковая опухоль в желудке. «В ту зиму я приехал в Ташкент почти уже мертвецом. Я так и приехал сюда – умирать. А меня вернули пожить ещё»,- так написал Солженицын в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила.

Впоследствии Солженицын признался, что вплоть до сегодняшнего дня уверен: «Пока я пишу – у меня отсрочка»

3) Литературный дебют А.И. Солженицына. Когда писателю было далеко за сорок, в журнале «Новый мир» (1962 г.) была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича», сразу ставшая классикой «лагерной» прозы. Первоначальное название повести «Щ-854 (Один день одного зэка)».

А.Т. Твардовский (в то время главный редактор журнала «Новый мир») писал: «Жизненный материал, положенный в основу повести А. Солженицына, необычен… Он несёт отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного… культа личности»

Твардовский высоко оценил повесть «Один день Ивана Денисовича»: «Это не документ в мемуарном стиле, не записки или воспоминания о пережитом автором лично… Это произведение художественное, и в силу именно художнического освещения данного жизненного материала оно является свидетельством «особой ценности, документом искусства».

Этот «документ искусства» был написан за месяц с небольшим.

«Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями» (Я. Паламарчук).

А. Солженицын. «Один День Ивана Денисовича». Рассказ прочитать, ответить на вопросы (кратко)

1. Имя главного героя?

2. Почему автор описывает один день пребывания в лагере своего героя?

3. Как герой попал в лагерь?

4.Почему герой смирился с несправедливым обвинением?

5. Рассказать о главном герое: кем был до войны, где жил и т. д.

6. Тоскует ли герой по своему деревенскому прошлому?

7. Что помогает выжить герою в нечеловеческих условиях лагерного бытия?

8. Почему автор не называет своих героев по лагерным номерам, например Щ-854?

9. Практически всех героев автор наделяет неповторимыми портретными чертами. Для чего он это делает?

10. Дает ли автор развернутый портрет главного героя?

11. Можно ли сказать, что главный герой потерял человеческое достоинство, ведь он покорился и приспособился к обстоятельствам?

12. Что означает формула выживания в стране ГУЛАГ: «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься»?

13. Основная мысль рассказа?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: