Официально-деловой стиль (прочитать)
Основные черты официально-делового стиля
а) точность изложения, не допускающая каких-либо разночтений;
б) неличный характер;
в) стандартизованность, стереотипность построения текста;
г) долженств у юще-предписывающий характер.
Лексические особенности
• Наличие слов, употребляющихся преимущественно или исключительно в документах
• Наличие существительных со значением «лицо по выполняемому действию» (заявитель, домовладелец, работодатель, усыновитель, истец, предъявитель, опекун, попечитель, свидетель, обвиняемый,, заказчик, подрядчик,, поставщик, клиент и т.п.)
• Активное использование ведомственной лексики – терминов и профессионализмов.
Морфологические особенности
• Именной характер изложения, преобладание имени над глаголом
• Использование отглагольных существительных, в том числе с приставкой не-: невыполнение, недонесение, несоблюдение, не вывоз.
• Использование существительных мужского рода, называющих лицо по профессии
• Использование производных предлогов: в целях оказания помощи, в связи с ухудшением качества, в соответствии с заключением экспертной комиссии, согласно…, благодаря…, вопреки…, в области…, …, в отношении…, в течение…, в продолжение…, в силу…, по причине…, ввиду (=из-за)…, за исключением….
Синтаксические особенности
• Расщепленные сказуемые: произвести ремонт вместо отремонтировать, оказать помощь, провести соревнование, допустить перерасход электроэнергии, совершить вынужденный наезд.
• Прямой порядок слов.
• Синтаксический параллелизм: использование однотипных по строению предложений.
• Сложный синтаксис: использование предложений с несколькими придаточными, использование причастных и деепричастных оборотов и т.д.
Текстовые особенности
• Использование клише – устойчивых, стандартных оборотов
• Рубрикация текста
• Использование нумерации однородных членов и частей сложного предложения
• Внимательное отношение к абзацному членению
• наградить (согласно, в соответствии с - приказ).
Документы
• Служебные документы используются в административно-управленческой сфере и делятся на:
1) личные (заявление, доверенность),
2) директивные и распорядительные (приказ),
3) административно-организационные (устав, правила, отчеты, контракты, договоры),
4) информационно-справочные (справки, докладные записки),
5) финансовые,
6) учетные,
7) деловые письма.
Упражнения выполнить.
Официально-деловой стиль (практика)
Задание 1. Отметьте нарушения в текстах официально-делового стиля. Исправьте ошибки
1. Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию проект господина Жукова. Данный проект выиграл грант правительства области и сулит немалую прибыль. Просим Вас ознакомиться с ним и высказать свои соображения. Можно в письменном виде. Все предложения будут скрупулёзно рассмотрены комиссией, которую возглавит сам губернатор области. Не стесняйтесь, высказывайтесь. Благодарю за внимание. |
2. Приказ. О всеобщей диспансеризации сотрудников учебного заведения. Руководителям всех структурных подразделений довести до сведения своих сотрудников о необходимости прохождения всеобщей диспансеризации. Все должны понять важность данного мероприятия и никто не должен отлынивать. Кто не пройдет – будет наказан. Ректор. |
3. Данная доверенность выдана моему другу Савину Олегу Васильевичу. Я доверяю ему, так как мы друзья с детства, и я доверяю ему получение моей премии. |
4.Заявление. Декану факультета. Я, студент-заочник, прошу продлить срок сдачи сессии, потому что у меня куча проблем, и я не успеваю сдать все экзамены в срок. Заранее Вам благодарен. Студент 3 курса. |
5. Из заявления. Прошу представить место в общежитии, так как я приезжий – постоянно проживаю в деревне, а в городе у меня нет ни родных, ни даже знакомых. Прошу не отказать в моей просьбе, иначе мне придется спать на улице. |
Задание 2.
Составьте заявление, объяснительную записку и расписку по образцу
Директору МОУ гимназии №19 Ивановой Р.Е. ученика 6 в класса Иванова И.И. заявление. Прошу Вас разрешить мне досрочное написание итоговой контрольной работы по … в связи с …. Дата Подпись |
Директору МОУ гимназии №19 Ивановой Р.Е. ученика 6 в класса Иванова И.И. объяснительная записка. Мною, Ивановым И.И., было пропущено 2 учебных дня (10 и 11 ноября) в связи с тем, что я ездил в … Дата Подпись |
Расписка. Я, Иванов И.И., ученик 6 в класса гимназии №19, получил от библиотекаря гимназии №19 Клявиной Е.М. во временное пользование (сроком на …) учебник по географии за 7 класс. Обоснование: просьба учителя географии Ширинской Л.А. Дата Подпись |
Задание 3. Пример текста, созданного на чрезмерном употреблении канцеляризмов. Прочитайте, отредактируйте, запишите исправленный вариант.
Порча хорошего настроения.
Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний. После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.
Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.
Задание 4. Исправьте неверно составленную объяснительную записку.
Директору МОУ гимназии №19 г. Липецка
Ивановой Р.Е.
от ученика Иванова Пети
Объяснительная записка
Я, Иванов П. И., опоздал сегодня на урок не потому, что проспал, а благодаря сильной гололедице, вследствие чего транспорт ходил нерегулярно. В результате чего произошло сильное накопление народа на остановке, и по этой причине ни в один общественный транспорт я влезть не смог, а денег на такси у меня не было. Поэтому пришлось идти своим ходом. Исходя из вышеизложенного, прошу моё опоздание считать недействительным.
Ученик 6 класса Иванов П.И. 15.01.2008г