шотландский богослов Уильям Баркли




1-8 НЕУСТАННО В МОЛИТВЕ (Лук. 18,1-8)
В этой притче говорится о случае, который и раньше, да и ныне нередко повторялся. В ней опять же два лица.
1. Судья. Он явно не был иудеем. Все обычные тяжбы и споры между иудеями разбирались в суде старейшин, а не в открытом народном суде. Если по иудейскому закону какое-либо дело выносилось на третейский суд, то решал не один человек, а по крайней мере три человека. Одного назначил истец, другого ответчик, третий же был независим ни от одного, ни от другого.
Этот судья находился на государственной службе, то есть, он назначался Иродом или Римлянами. Эти судьи пользовались дурной славой. Кто не имел хороших связей или денег, чтобы подкупить судью и склонить решение суда в свою пользу, у того было мало надежды на положительное решение своего дела. Говорили, что эти судьи могли манипулировать правосудием в ту или другую сторону за угощение.
2. Вдова символизирует всех бедных и беззащитных. Совершенно очевидно, что без средств и связей она не могла добиться правосудия по своему делу. Но она характерна одной чертой - настойчивостью. Возможно судья, в конце концов, испугался, что его попросту изобьют. Выражение "чтобы она не приходила больше докучать мне", можно толковать "чтобы не подбила мне глаз".
В этой притче использован тот же прием, что и в притче о друге, зашедшем в полночь.
Как там, так и здесь Иисус не проводит параллели между Богом и бесчестным судьей, а противопоставляет их. Иисус говорит следующее: "Если, в конце концов, и неправедный судья может устать от настойчивых требований и защитить вдову, тем больше Бог, любящий Отец, даст Своим детям то, что им нужно".
Это верно, но оно не значит, что мы можем быть заранее уверены в том, что получим все, о чем мы молим Бога. Очень часто отец вынужден отказать своему ребенку, потому что он знает: то, что он просит, скорее причинит ему вред, чем поможет ему. Также и Бог: мы даже не знаем, что ожидает нас в следующую минуту, не говоря уже о том, что будет через неделю, через месяц или год. Лишь Бог видит далеко вперед, и лишь Он знает, что в конечном счете, пойдет нам на пользу. Вот поэтому Христос говорит, что нужно всегда молиться и не унывать. Мы никогда не устанем молиться и наша вера никогда не пошатнется, если, вознеся Богу свои молитвы и просьбы~ мы вознесем и самую совершенную молитву: "Да будет воля Твоя".
9-14
ГРЕХ ГОРДЫНИ (Лук. 18,9-14)
Набожные иудеи молились три раза в день - в 9 часов утра, в полдень и в 3 часа дня. Считалось, что особую силу молитва имела в храме, и, поэтому, в эти часы многие приходили в храм помолиться. Иисус говорит о двухмолящихся в храме.
1. Один из них был фарисей. Собственно, он приходил молиться не Богу: он молился сам себе. Молитва всегда обращена к Богу, и только к Богу.
По иудейскому закону был лишь один обязательный пост - в День очищения. ( Йом-Киппу́р -- в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Согласно Талмуду, в этот день Бог выносит свой вердикт, оценивая деятельность человека за весь прошедший год).
Но некоторые стремясь добиться особыхзаслуг перед Богом, постились также по понедельникамичетвергам. Надобно отметить, что это были рыночные дни, когда в Иерусалим приходило много народа из деревни. Постившиеся выходили на улицы с выкрашенными в белый цвет лицами и были небрежно одеты, и поэтому в эти дни наибольшее число людей могли быть свидетелями их набожности. Левиты (представители еврейского сословия священнослужителей-левитов (из колена Левина)) получали одну десятую часть прибыли каждого иудея. А фарисей демонстративно платил десятину даже с тех продуктов, которые были исключены по закону.
Его поведение было типичным для самых худших в фарисействе. Вот сохранившаяся запись молитвы одного рАвви: "Я благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты позволил мне принадлежать к тем, кто восседает в Академии, а не к тем, кто сидят на перекрестках улиц; ибо я встаю рано, и они встают рано: я встаю ради слов закона, а они - ради суетных дел; я тружусь, и они трудятся: я тружусь и получаю награду, а они трудятся и не получают ее; я бегу, и они бегут: я бегу к жизни мира грядущего, а они - в преисподнюю. Имеется письменное свидетельство, что равви Джакая сказал как-то: "Если в мире только два праведных человека, то они я и мой сын, если же в мире всего только один праведный, то это - я!"
Фактически фарисей ходил в храм не молиться, а сообщать Богу, каким благородным он является.
2. Помимо фарисея в храм вошел мытарь, сборщик налогов. Стоя вдалеке, он даже не решался поднять глаза на небо. В русской Библии справедливо отличено смирение мытаря, молившегося: "Боже! Будь милостив ко мне грешнику!", как будто он был не простым, а особым грешником из грешников. И сказал Иисус: "эта молитва убитого горем и презирающего себя человека оправдала его пред Богом, и Бог принял его". Из этой притчи мы, несомненно, узнаем многое о молитве.
1. Гордый человек неспособен молиться. Врата небесные столь низки, что войти в них можно только на коленях. Посему он должен молить Господа:
Укажи мне Твой путь и настаю, на стезю,
Что приводит к общенью с Тобою;
Возврати в мою грудь мир и радость Твою,
Дай идти мне дорогой прямою.

2. Человек, презирающий своих собратьев, не может молиться, ибо в молитве мы не поднимаемся выше своих собратьев. Мы сознаем, что мы грешное, страдающее, скорбящее человечество, и что все мы преклоняемся пред троном милосердного Бога.
3. Молитва сравнивает нашу жизнь с жизнью Бога. Вне всякого сомнения, фарисей говорил правду. Он действительно постился, тщательно платил десятину, не был подобен другим людям, еще меньше был он похож на мытаря. Но важно здесь: "Сравнится ли моя добродетель с добродетелью Божией?", а не добродетельней ли я моих собратьев?". Все зависит от того, с кем мы сравниваем себя. И если мы сравним свою жизнь с жизнью Иисуса и со святостью Божией, нам останется лишь сказать: "Боже! Будь милостив ко мне грешнику!"
15-17
ИИСУС И ДЕТИ (Лук. 18,15-17)
В первую годовщину дня рождения детей матери по обычаю приносили их к известному равви для благословения. Для этого же матери приносили своих детей и к Иисусу. Не следует думать, будто ученики Иисуса были суровы и жестоки. Напротив, доброта побуждала их к этому поступку. Припомним, куда направлялся Иисус. Он был на пути в Иерусалим, где Его ждала смерть на кресте. По лицу Христа ученики могли увидеть происходившую в Нем внутреннюю борьбу; они не хотели, чтобы люди беспокоили Его. Часто говорят ребенку: не приставай к папе, он сегодня устал и расстроен". Именно так относились к Иисусу и Его ученики.
Что Иисус перед смертью на пути в Иерусалим нашел время для детей, является одним из самых трогательных характеристик в жизнеописании Иисуса. Что подразумевал Иисус под Своими словами?
1. Дети еще не утратили способности удивляться. По мере того, как мы взрослеем, мир становится более серым и усталым. Ребенок же живет в мире сияний, в котором Бог всегда рядом с ним.
2. Вся жизнь ребенка основана на доверии. Пока мы молоды, мы не задумываемся о том, откуда брать следующий обед, или откуда мы возьмем одежду. Как дети полностью доверяют родителям, так и мы должны доверять Отцу нашему - Богу.
3. Дети по природе своей послушны и покорны. Они, правда, часто недовольны и ропщут на родителей, но в них заложен инстинкт повиновения. Они понимают, что должны были повиноваться, и непослушание делает их несчастными. В сердцах их живет убеждение, что родительское слово - закон. Именно таким должно быть и наше отношение к Богу.
4. Ребенку свойственно поразительное чувство прощения.
Как часто родители порицают их за то, что делают сами. Если бы люди обращались с нами так же, как мы со своими детьми, мы, возможно, никогда не простили бы им.А дети прощают и забывают, и в детстве даже не замечают этого. Насколько прекраснее был бы мир, если бы мы могли так же прощать, как прощают дети.
Преклоняться пред изумительным величием Иисуса Христа, сохранять способность удивляться, доверять и повиноваться Ему, прощать и просить прощения грехов вот что такое умаляться, что напутствует нас в Царствие Божие.

ВОПРОСЫ:

1. Какие, по-вашему, ещё могут быть причины неисполнения частых просьб к Богу, кроме того, что они могут быть нам не полезны? Может ли Бог медлить с исполнением по всем параметрам полезных благих просьб, если да, то каковы могут быть причины, как Вам кажется?

2. В притче о мытаре и фарисее говорится о том, что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Согласно размышлениям религиозного философа Н.Бердяева, смирение – это единственный радикальный способ исцеления от главной раны, нанесенной человечеству первородным грехом, – самолюбия*, в широком смысле гордости. Но смирение у него – это освобождение от фантазмов (воображаемых сценариев, в которых исполняется в искаженном виде то или иное желание субъекта), созданных эгоцентризмом, раскрытие души для реальностей.
Другими словами, смирение – это попытка увидеть себя с объективной точки зрения, не возвышая себя над другими, и не самоуничижаясь. То есть стремление осознать и увидеть себя таким, каков я есть на самом деле.
Как Вам кажется, согласуются ли эти мысли с данными стихами, до какой степени возможно себя унижать, полезно ли считать себя хуже всех?

3. В 17 стихе говорится: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.».
На Ваш взгляд, возможно ли воскресить в себе детское восприятие окружающего мира, как это можно сделать? Не подобно ли это тому, как если бы человеку, потерявшему зрение, говорить, что если бы он был зрячим, то спасся бы? Ведь мы уже не можем вернуть себе детскую доверчивость и простоту, так как имеем достаточно негативного жизненного опыта.

*{Самолюбие – главная рана, нанесенная человеку первородным грехом, – мешает надлежащему восприятию реальностей, ибо самолюбие при всякой встрече с реальностью или хочет защитить себя от боли при помощи фантазма (воображаемый сценарий, в котором исполняется - хотя и в искаженном защитой виде - то или иное желание субъекта). Это заходит так далеко, что иногда человек теряет веру, иногда же делается верующим в соответствии с защитой и компенсацией самолюбия. Самолюбие создает свой фантасмагорический мир, в котором все реальности смещены. А так как самолюбие в большей или меньшей степени свойственно всем людям – это есть рана первородного греха, – то все люди в большей или меньшей степени живут в фантасмагорическом мире. Победа над грехом эгоцентризма, приобретение духовности, раскрытие в себе образа и подобия Божьего есть возврат в реальный мир, в бытие. Смирение в глубоком смысле слова есть не что иное, как освобождение от фантазмов, созданных эгоцентризмом, раскрытие души для для реальностей. Н.Бердяев}

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: