К основным характеристикам педагогического исследования, которые формулируются во введении и являются одной из важнейших частей исследования, относятся:
- актуальность;
- объект и предмет исследования;
- цель;
- гипотеза;
- задачи исследования;
- методологические основы и методы исследования;
- научная новизна;
- практическая значимость.
1. Актуальность. При описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:
а) показать актуальность направления исследования;
б) выделить специфику, показать необходимость исследования темы;
в) охарактеризовать актуальность как для науки, так и для практики;
г) показать, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;
д) сформулировать, что сделано Вашими предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков);
е) указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам;
ж) сформулировать противоречие.
Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния. Обратите внимание: противоположные стороны выявленного Вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте).
Примеры:
1) противоречие между педагогическими требованиями и профессиональной деятельности преподавателей, с одной стороны, и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов - с другой. Сформулированное противоречие относится к практике обучения;
|
2) не правильный пример: противоречие между общественной потребностью в осуществлении профессиональной консультации учащихся и недостаточной ее научной разработкой. Здесь одна часть противоречия относится к практике воспитания, другая - к теории;
з) выделить проблему исследования.
Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философско-энциклопедический словарь). Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему, значит ответить на вопрос «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: «Каковы условия, необходимые и достаточные для...?»
и) сформулировать тему исследования.
2. Объект исследования - это часть практики, которую Вы исследуете. Для того, чтобы определить объект исследования, необходимо ответить на вопрос: «Что рассматривается?» Чаще всего объект исследования лежит в области учебно-воспитательного процесса.
Предмет исследования - это часть объекта, та сторона, тот аспект, с которой рассматривается объект. Грамотно сформулированный предмет исследования чаще всего коррелирует его темой.
Примеры:
1) тема: «Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера»; объект - учебно-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие творчества учащихся, предмет - способы развития творчества младших школьников в обучении с применением компьютера.
|
2) тема: «Развитие познавательного интереса слабоуспевающих учащихся на занятиях по физике»; объект - процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении физике; предмет - нетрадиционные формы и методы обучения физике, направленные на формирование познавательного интереса слабоуспевающих учащихся.
Основными ошибками при определении объекта и предмета исследования являются следующие:
- объект исследования относится к области другой науки. Например, объект исследования – процесс восприятия художественного образа детьми. Это скорее область психологии, чем педагогики;
- в качестве объекта исследования выбираются учащиеся или студенты, что не верно, не соответствует определению объекта педагогического исследования.
3. Цель исследования - это то, чего Вы в самом общем виде хотите достичь в итоге работы над исследовательским проектом. Цель исследования обычно коррелирует с его проблемой.
Наиболее употребимы следующие формулировки цели: разработка педагогических (научно-методических, организационно-педагогических и т.д.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо; выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, организационно-педагогических...) условий формирования (воспитания, развития)...; обоснование содержания, форм, методов и средств...; разработка методики (методической системы) формирования чего-либо...; определение и разработка педагогических средств...; разработка теоретической модели...; педагогическое обоснование чего-либо...
|
Цели педагогического исследования по истории педагогики также формулируются примерно одинаково: охарактеризовать педагогическую концепцию (ФИО), показать ее историческую значимость и роль в развитии современной системы образования, или проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт педагогов такого-то периода по тому-то направлению, определить его значение для развития образования на современном этапе.
Аналогично в педагогическом исследовании по сравнительной педагогике: анализ теорий, содержания, организационных форм и методов того-то в таких-то учебных заведениях такой-то страны, или выявление возможностей использования опыта в отечественном образовании.
Нежелательно использовать в формулировке цели исследования термины «меры», «пути» (пути совершенствования, обосновать пути эффективности и т.д.), это делает цель расплывчатой, не конкретной. Также некорректность формулировки цели исследования отмечается в случае подмены цели научного исследования целями практическими (например, «совершенствование процесса обучения алгебре...», «сформировать у детей представления о...» и т.д.).
Гипотеза исследования.
Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования. Выделяют различные типы научных гипотез. Представим некоторые из них.
1) научное предположение (теоретически обоснованное предсказание);
2) эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если..., то...);
3) рабочая гипотеза (первоначальный план, который мы намечаем, чтобы сделать то-то и то-то);
4) нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится) и др.
Гипотезы бывают описательные и объяснительные.
В описательной гипотезе связь между причиной и следствием описывается, при этом условия, факторы, диктующие обязательность поступления следствия не раскрываются. Такая гипотеза не обладает свойством прогностичности.
В объяснительной гипотезе раскрываются не условия, факторы, при соблюдении которых следствие наступит обязательно. Такая гипотеза носит прогностический характер.
Свойства научной гипотезы.
- Гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам.
- Гипотеза должна быть эмпирически проверяемой.
- Гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию.
- Гипотеза должна быть принципиально опровергаемой.
Проверка гипотезы:
- с помощью теоретического обоснования;
- на основе передового педагогического опыта;
- экспериментально.
В педагогическом исследовании по истории педагогики, сравнительной педагогике формулировка гипотезы не обязательна.
Приведем примеры удачно выстроенных гипотез.
1) Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии будет результативной, если:
- организовать целенаправленное профессиональное просвещение учащихся с использованием методики модульного отражения профессиоведческой информации;
- включать школьников в творческую деятельность по решению реальных социально значимых задач в предпочитаемых ими сферах производства и обслуживания.
Основной ошибкой неудачной формулировки гипотез является их очевидный характер, т.е. авторы работ утверждают, что если хорошо учить и воспитывать, то и результаты будут хорошими.
Пример неудачно сформулированной гипотезы: «соединение обучения с производительным трудом выступает важным средством воспитания социальной активности старшеклассников, если: осуществляется связь теоретических знаний с производительным трудом:
в процессе производительного труда обогащается социальный опыт учащихся; педагогически целенаправленно строятся отношения старшеклассников к результатам труда; в процессе трудовой деятельности раскрываются научные основы техники и технологии современного производства».
Как видно, эти утверждения носят очевидный характер, вряд ли против них что-то можно возразить.
5. Сформулированные цель и гипотеза исследования логическиопределяют его задачи.
Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
Чаще всего задачи формируются в 2-х вариантах.
Первый – простой – когда задачи формулируются как относительно самостоятельные, законченные этапы исследования.
Пример: тема «Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике»:
- выявить особенности коррекции математических знаний как части учебного процесса;
- выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью ученика в процессе коррекции знаний по математике;
- разработать педагогическое программное средство по одной из тем школьной программы и методику его использования;
- проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте.
Второй вариант, более сложный и строгий, является предпочтительным. Здесь задачи выступают как отдельные подпроблемы общей проблемы исследования и как частные цели по отношению к общей цели исследования.
Пример: тема «Формирование готовности школьников к выбору профессии ».
Задачи:
1) охарактеризовать сущность понятия готовности к выбору профессии, выявить его критерии и уровни сформированности у учащихся 8-9 классов;
2) определить и экспериментально проверить возможности курса «Трудовое обучение» в формировании у школьников готовности к выбору профессии;
3) обосновать содержание профориентационной работы;
4) определить формы и методы профориентации.
6. М етоды исследования.
Ниже приведен перечень методов исследования, наиболее распространенных в педагогических исследованиях.
Методы теоретического исследования: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование.
Методы эмпирического исследования: изучение литературы, изучение результатов деятельности учащихся, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, интервьюирование, метод экспертных оценок, обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.