Глава 1. Характеристика процесса нравственного воспитания




Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Реферат

 

Двинских Светлана Николаевна

Курс: 3

Группа: 31в/1

Форма обучения: заочная

Руководитель: Кузнецова К.В.

 

   
     
Ирбит 2019 г.    
   
Содержание
Введение  
Глава 1. Характеристика процесса нравственного воспитания1.1Нормативные документы  
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого – педагогической литературе  
1.2 Задачи нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста  
Глава 2. Особенности воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста  
2.1 Понятие нравственных качеств, характеристика основных компонентов  
2.2 Общая характеристика старшего дошкольного возраста, воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста    
Глава 3. Методика работы педагога по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста  
3.1 Формы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста  
3.2 Методы и средства воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста  
Заключение  
Список литературы  
Приложение № 1  
   

 

   

 

Введение

В современной России, переживающей кризисные явления в политической, экономической и общественной областях жизни, а также среди значительной части воспитанников дошкольных учреждений обостряются межличностные конфликты, проявляются бездуховность, жестокость, отсутствие доброты, человечности, чуткости в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственных качеств. На протяжении многих лет наблюдалось отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиции и ценностей. В связи с этим обострился кризис общественного сознания, выражающийся в усилении криминогенности общества, росте преступности, в том числе и детской.

Ослабление внимания государства к вопросам нравственного воспитания приводит к изменению психологии детей. Социологические исследования подтверждают ориентацию большинства детей на материальные блага, а не на нравственные ценности. Источник возникновения этих тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках нравственного воспитания детей, в слабом формировании ценностных ориентаций в образовательном процессе.

В формировании нового человека исключительно велико значение воспитания нравственных качеств. Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждения и действия, слова и дела.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н. К.Крупской, А. С.Макаренко и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. В основе нравственного воспитания - идеи народности и гражданственности. Важнейшим звеном нравственно­го совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во многих произведениях. Главную цель воспитания К.Д.Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах 17.

Именно в дошкольном образовательном учреждении ребёнок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли и нравственного облика.

Причины и источники многих успехов и неудач в воспитании детей дошкольного возраста надо искать в реальном процессе воспитания дошкольного образовательного учреждения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта. Одной из главных задач является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности (6).

Анализируя комплексные развивающие программы, принятые современной практикой образования можно сделать вывод, что раздел «Нравственное воспитание» декларативно выделен лишь в традиционной программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы (4).

Анализ современных представлений детей дошкольного возраста показывает, что, несмотря на сравнительно большой поток информации, нравственные знания дошкольников являются качественными, но несистематизированными, неустойчивыми.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

- нравственным кризисом в современном обществе, связанным с отсутствием целеполагающих приоритетов развития личности;

-недостатком внимания педагогов к проблеме приобщения старших дошкольников к нравственным ценностям в современных условиях.

- необходимостью формирования общей культуры детей дошкольного возраста (ст. 64 закона «Об образовании в Российской Федерации»)(5);

Цель исследования – проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие «нравственные качества »;

- представить характеристику старшего дошкольного возраста

- рассмотреть особенности формирования нравственных качеств

у детей старшего дошкольного возраста;

- раскрыть формы и методы формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Предмет исследования: условия, обеспечивающие успешное формирование

нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте.


Глава 1. Характеристика процесса нравственного воспитания

1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого –

педагогической литературе

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так философ Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) считал, что приближение к высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.

Спустя много веков, Я. А. Коменский (1592 – 1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает» (9, с. 84).

Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Герберт (1776 – 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность» (3, с. 32).

Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и других. Русские просветители А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности. Л. Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [15, с. 150].

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали их исследования, эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Л. С. Выготский, в своих исследованиях отметил позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности (3, с.12).

Таким образом, главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Результат нравственного воспитания – высокий уровень нравственных качеств личности.

 

1.2 Задачи нравственного воспитания детей старшего

дошкольного возраста

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (4).

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознано. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в следующем: воспитание культуры, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.) (13, с.22).

Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития. Общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека.

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, востребованными сегодня качествами. Задачи этой группы: воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся разных национальностей. Особенно важной задачей является воспитание у детей трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться (13, с.25).

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На ее содержания оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

Осуществляя во взаимодействии все эти задачи, педагог влияет на сферу чувств ребенка, воспитывает привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивает способность к оценке и взаимооценке (13, с.34).

Воспитание моральных чувств и привычек является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества, представления о явлениях общественной жизни страны и положительное отношения к ним.

Воспитывая наиболее простые привычки (например, культурного поведения), педагог добивается, чтоб малыш делал все охотно и, в общем, осознанно, т. е. чтобы внешние положительные проявления выражали внутреннюю сущность, его отношение к правилу, Это важно для воспитания доброжелательности, предотвращения возможности возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам и окружающим взрослым. Так, даже относительно простые положительные привычки поведения оказываются ценными для нравственного развития ребенка.

Таким образом, в целях осуществления нравственного воспитания в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Только при этом у ребенка может быть создано ощущение эмоционального благополучия, и он охотно и непринужденно сможет общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними, дружно играть с ребятами, делиться с взрослыми своими радостями и огорчениями (15, с.229).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: