Характеристика политических партий в современной России.




Виды политических партий.

По идеологической направленности выделяют:

1. Консервативные партии. Характеризуются стабильностью, приверженностью традиционным формам осуществления власти; ратуют за постепенные преобразования в обществе, за пре-емственность политики от прежних времен.

2. Либеральные партии. Провозглашают свободу личности, ратуют за приоритет личных интересов, а не общественных.

3. Социалдемократические партии. Провозглашают идеи социализма, всеобщего братства и равенства.

4. Коммунистические партии. В основе их идеологии лежат идеи классовой борьбы и диктатуры пролетариата.

5. Религиозные партии. Создаются на основе какого-либо религиозного течения, выражают идеи соответствующей религиозной направленности.

6. Националпатриотические или фашистские партии. В основе их идеологии лежит идея приоритета какой-либо нации, защиты национальных интересов.

По способу связи с государством партии подразделяют на:

· Правящие или правительственные (находятся у власти, имеют большинство голосов в парламенте, участвуют в формировании правительства);

· Оппозиционные (находятся в оппозиции к официальной власти, проводят противоположные программы, стремятся стать правящими).

В современном обществе формируется новый тип партии, т. н. универсальные политические партии. Их особенности таковы:

· Поддерживают общедемократические, общечеловеческие ценности;

· Выражают общенациональные интересы;

· Выражают идеи компромисса, соглашения между различными слоями общества;

· Отрицают различные догмы, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям, не придерживаются жестко определенной идеологии.

Характеристика политических партий в современной России.

По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.»[1] Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока пяти, с 2012 года — сорока)[1] тысяч членов участников, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.

43.Партийная система - политический институт, характеризующий отношения между политическими партиями и государством и взаимоотношения партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами. В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы конгресса США. В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её власть закреплена законодательно и является неоспоримой. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР (однако, в СССР официального запрета на другие партии никогда не было). Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и Ямайка. При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже. В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

44. Партийная система современной России.

В условиях нынешнего политического режима в России наблюдается режим благоприятствования для существования правящих партий и коалиций. В то время как для оппозиционных партий и коалиций ситуация обстоит не лучшим образом, поскольку для них возникает вызов превращения в полуответственную оппозицию (не готовую к участию в правительстве и не имеющую шансов на вхождение в его состав) либо в полуоппозицию (не представленную в правящей группировке, но готовую в нее войти без фундаментальных изменений режима). Развитие этих процессов в условиях, когда партии являются основным субъектом парламентской политики, в перспективе может привести к дискредитации политических партий как института. С другой стороны, при дальнейшей демократизации режима не исключен и переход к формированию партийных или коалиционных правительств (например, в случае избрания на пост президента представителя КПРФ), и, следовательно, укрепление партий и партийной системы в целом.

Современная партийная система России, может быть охарактеризована как многопартийная, находящаяся в состоянии перехода от поляризованной партийной системы к системе ограниченного плюрализма, с элементами мнимой и искусственной многопартийности, политически фрагментированная.

Низкая стабильность партийной системы связана с, во-первых, социальной структурой общества, а именно, отсутствием четких социальных групп (отсутствием среднего класса как основы политического центра, гаранта стабильности, во-вторых, отсутствием консенсуса в обществе по вопросам о путях развития и сути реформ, в-третьих, отсутствием в обществе определенного взгляда на территориально-государственной устройство) – эти расколы в обществе приводят к фрагментации и низкой стабильности партийной системы.

Однако, необходимо отметить, что наличествуют и постоянные участники избирательных кампаний, которые получают места в Государственной Думе и формируют собственные депутатские объединения. Наличие такого элемента как «партия власти» показывает, что российская партийная система не является институтом сформировавшимся, принявшим конкретные формы, функционирующим по определенным правилам.

Финансирование партий

Политические партии спонсируются состоятельными членами партии, а также лицами и организациями, разделяющими с ней свои политические взгляды и которые получат те или иные плюсы от её деятельности. Левые партии (коммунисты, социалисты) традиционно собирают со своих членов регулярные членские взносы, как правило составляющий несколько процентов от ежемесячного дохода. В большинстве политических партий и фракций (особенно в тех, что имеют доступ к непосредственному управлению государством) существует лобби тех или иных интересующихся групп (крупного бизнеса, торговых объединений). Деньги и подарки партия может также получать в качестве вступительного взноса (или, гораздо реже, в виде платы за включение в избирательный список). Это, тем не менее, является потенциальным источником коррупции. В Великобритании было предложено (но не утверждено) финансировать политические партии из бюджета государства.

46. Отличия общественно-политических движений от политических партий:

■ социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп;

■ общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партия (как правило, достигнув своей цели, движение прекращает свое существование);

■ общественно-политические движения не столь долговременны, как партии;

■ общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, "повернуть" данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-поли-тические движения трансформируются в политическую партию);

■ центром политической активности в общественно-поли-тическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т.д.;

■ в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и т.п.).

 

47. Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: