Молодежь – социально-демографическая группа, переживающая период становления соц. зрелости вхождения в мир взрослых адаптации к нему подготовки к его будущему обновлению что выражается в специфических молодежных формах поведения и сознания.
Молодость – период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций, устойчивого мировоззрения, осознания своего Я, которое происходит как осмысление своего места а жизни родителей, друзей, социума. Границы молодости различны и подвижны (15-30 лет)
Признак взросления – формирование умения отказываться от немедленного, непосредственного удовлетворения своих потребностей в пользу их более позднего удовлетворения.
В процессе социализации молодежь играет активную роль, она не копирует предлагаемые образцы поведения, а вносит в них новое содержание.
Общие черты | Общие проблемы |
|
|
Молодежь имеет двойственный статус | |
Высокий уровень притязаний: - потенциальные возможности - психофизиологическое взросление - ориентация на независимость | Низкий соц. статус: ролевое неравноправие зависимость от мнения и поведения сверстников недостаток жизненного опыта тяга к алкоголю, сексу, насилию |
Поколение – социально возрастная категория, к которой принадлежат люди, чей возраст помещается в интервале 20-25 лет. У каждого поколения и каждой соц. группы свой культурный мир.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой соц. группе. Субкультура может отличаться от доминирующей в обществе культуры:
- языком
- взглядами на жизнь
- манерами поведения
- одеждой и обычаями
Эти различия могут быть очень сильными, но субкультура обычно не противостоит культуре, доминирующей в обществе, по крайней мере не находится в открытом конфликте. Правда, существует контркультура (скинхеды, сатанисты). Субкультура может развиваться полноценно и свободно, а может быть ограниченна бедностью и затрудненностью доступа к культурному наследию.
Функции:
- удовлетворение человеческих потребностей
- адаптация членов группы к соц. жизни
- обеспечение эрзац статуса до завершения социализации (устойчивого и прочного положения среди сверстников). Отношения со сверстниками более комфортные и регулируемые
- творческая самореализация (в некоторых отношениях молодежная субкультура богаче культуры взрослых)
Функции молодежных субкультур:
- отношения со сверстниками – более комфортные и регулируемые(легкость ухода). От сверстников исходит не наказание и назидание, а эмоциональная поддержка.
- обеспечение эрзац-статуса (устойчивого и прочного положения среди сверстников) до завершения социализации;
- удовлетворение общечеловеческих и специфически молодежных потребностей в
системе ориентации, объекте поклонения, стиле, нормах поведения, моде, досуге (ведущая форма жизнедеятельности), общении и коммуникации.
Любое такое сообщество представляет собой малую группу, члены которой связаны сложной системой взаимоотношений, внутригрупповыми нормами и ценностями, за соблюдением которых группа следит, применяя в случае необходимости свои способы воздействия.
Значение молодежных субкультур:
В.отечественной науке высказывались две противоположные точки зрения - негативная и позитивная.
Ю.Давыдов, видный социолог и философ, считает, что молодежная субкультура несет с собой разрушение, бездуховность, что это паразитическое образование; антипод культуры. Зачастую в ней
1. отсутствует экономическая и социальная самостоятельность,
2. избирательность в культурном поведении;
3. преобладают стереотипы, некритичный групповой конформизм (соглашательство).
Часто она носит суррогатный характер (множество искусственных заменителей реальных ценностей – наркотики, поиск приключений и т.п.) Три ее негативных символа –
секс, наркотики, насилие.
Субкультура может стать контркультурой и встать в оппозицию к обществу. При неблагоприятных социальных условиях некоторые молодежные субкультуры тяготеют к отклоняющемуся поведению:
отчуждение, агрессия, фанатизм.
В то же время есть немало социологов, которые оценивают молодежные субкультуры как своеобразный полигон для социальных и культурных экспериментов, где испытываются новые стили жизни, моды, новые жизненные ценности. В некоторых отношениях молодежные субкультуры богаче культуры взрослых (избыток жизненной энергии. богатство воображения, творчество).
Таким противоречивым способом молодежь ищет признания своей психологической взрослости за рамками институтов образования и семьи, где подростков продолжают считать детьми.
Молодежную субкультуру отделяют от взрослой культуры:
1.противоречивость норм взрослой жизни; 2. недоверие к старшему поколению;
3. быстрые культурные и технологические изменения; 4. противоречивое влияние СМИ;
5. неустойчивость социальной среды; 6. одиночество, отсутствие понимания.