Просвещение – от 80-ых гг. XVII до 80-ых гг. XVIII вв. Единственное, что в праве решать вопросы века – человеческий разум, который имеет право подвергать сомнению всё, что угодно. Все беды - от невежества, все незнание - от блага. Метафора - «поток света пробивается сквозь тучи». Просвещение - общеевропейское и сугубо европейское явление.
· Знания ценились раньше, но теперь – убеждение, что разум может раскрыть загадки вселенной. Истина познаётся не через Писание, а через эксперимент.
· Образованный человек должен получить специальное дополнительное образование, полученное в учебном заведении.
· Уходит энциклопедизм, учёные становятся более узкими специалистами. Появляются новые науки – акустика, теплофизика, палеонтология, химия в современном понимании. В то же время, учёный XVIII века – не современный учёный (пример Бенджамина Томпсона, авантюриста).
· Осознание необходимости накопления материала.
· Расширение мира в пространстве и расширение мира во времени. Библейская хронология не так верна (а почему Китай не соответствует Библии?), история человечества древнее, чем казалось.
Наука – не главное, т.к. в инструментарий науки ничего нового привнесено не было, ключевое – общественное. Учёные стали задаваться вопросами «Почему в природе гармония есть, в обществе – нет, почему есть тирания и нищета, почему человечеству столь плохо?». Природа не обладает волей и живёт по своим законам, человек же своей волей свободен, все законы – его => необходимо понять законы, по которым общество должно жить и давать рекомендации (просвещать людей и государей).
Просветители ощущали себя как наднациональная, надконфессиональная организация литераторов, общепринятый язык – французский. Так и появилось единое пространство без границ. Характерные черты Просвещения:
· Новая концепция видения мира, на базе традиций Возрождения, успехов естествознания, научной революции.
· Приоритет разума, которым надо объединять все научные традиции. Единственный путь познания для человека Просвещения – наука.
· Новый взгляд на человека – не «венец творения Божьего/последствие грехопадения», а через биологическое начало – «человек-машина», «человек-животное», мораль – более позднее наслоение. Есть и менее радикальные точки зрения, Руссо и Шефтсбери – «врождённое нравственное чувство» уже в природном состоянии.
· Общественный договор, который конституирует общество, по результатам которого люди создают известный всем свод законов, т.к. естественные законы не противоречат позитивному праву => концентрация просветителей на естественных законах. В основе общества – идея общественного блага. Люди ставят над собой власть, люди имеют право её менять. Отсюда принцип, из Энциклопедии – «Я хочу быть счастливым, но я живу среди людей, которые тоже хотят быть счастливыми – не делай того, что не хочешь, чтобы делали тебе». Также «Все хорошие законы создаёт природа, от природы никто не получал права управлять другими людьми» - концепция власти, которой дано право на всё ради общественного блага.
· Иное отношение к текущему порядку. Ключевой вопрос – организовано ли общество разумно на момент Просвещения? По некоторым – да (Лейбниц и его принцип гармонии, который постоянно высмеивался).
· Антропоцентризм – фундамент мировоззрения просвещения. Самоценность природы человека, включающей добродетели и общественную значимость. Человек обладает всепокоряющей силой, предназначен к высоким помыслам и свершениям.
· Идея прогресса – прямо из Научной революции. Время же, когда «разум спал» можно вовсе игнорировать (Средневековье). Общество проходил множественные эволюции при статичности природы. Просвещение – путь к прогрессу, отсюда оптимизм просветителей.
· Необходимость преобразования общества на основе разума. «Разум не несёт пользы, если он не претворился в практику и реальность». Разум требует, чтобы каждый проанализировал условия общества и мог выбрать себе подходящую форму правления.
· Идея «Вечного мира» - утопической концепции устроения мира без войн. Впервые предложил аббат де Сен-Пьер (трактат о «Вечном мире» 1713 г.), схожие идеи высказывали Бентам и Кант.
· Секуляризация мышления. В основном не буквальный атеизм, но скорее сосредоточенность на других проблемах. Пьер Симон ла Плас – «я не нуждаюсь в этой гипотезе». Лозунг времени – веротерпимость, никого не следует заставлять отказываться от веры. Многие просветители были деистами – Бог понимался как не вмешивающийся в мир первопричина, «великий архитектор мира».
· Космополитизм, тем более удивительный, что появляющийся в эпоху становления национальных государств. Все страны мира развиваются примерно одинаково и проходят один и тот же путь. Когда-нибудь не будет стран, будет создана всемирная республика.
· Пути преобразования – мирный путём, преобразование сверху. Главное – смена образа мысли, главный рычаг – Просвещение.
· Переиначивание терминов:
o Свобода – «состоит в том, чтобы зависеть только от законов» — Вольтер.
o Собственность – базовое право, естественное. Однако по Руссо, собственность — это плохо, не базовое и не изначальное право.
o Равенство – природное и законовое – понятно, вопрос в имущественном неравенстве. Если полагать, что собственность – естественное право, то оно должно быть всячески защищено, в лучшем случае – должно быть ограничено совсем вопиющее неравенство. В обратном случае, всё по-другому (Руссо – ограничение права владеть землёй, Мабли – общественное единство земель).
o Экономика – нельзя выдвигать идеи о преобразовании общества, не пользуясь ей. Английское просвещение – государства в экономике должно быть немного, отсюда физиократы => экономическая и финансовая наука.
Джон Локк – мост между теориями Гоббса и Просвещением. Главные творения – «Письмо о веротерпимости» и «Два трактата о государственном управлении».
· Ключевой термин – естественная свобода – состояния до общества, человек независим ни от чьей-либо воли, только от природы. Преграда – только лишь желание других людей, в остальном все равны, отсюда понимания «свобода» и «равенство». Ограничения – только невозможность нарушать чужие права. В естественном состоянии – только законы природы, исполнительная власть – сам человек.
· У Гоббса подобное состояние – война каждого с каждым, у Локка это состояние мира, которое может прийти к состоянию войны из-за отсутствия закона и регуляции. Получается «сила без права». Итого – нужен судья, которого можно поставить над собой для контроля, отдав ему часть свободы => законодательная власть (у Гоббса – монарха, у Локка – любая, как решит народ). Таким образом, человек меняет естественную свободу на свободу в обществе. Если раньше все решалось c позиции силы, то теперь – с позиции закона. Итого, то, что отличает гражданское общество от естественного состояния – единый закон и единый суд.
· Не только общество – творение человека, но и государство – творение человека => король не ставленник Бога, но ставленник людей. Абсолютная монархия – неправильно.
· Общество должно принимать закон большинством, неважно кто принимает. Закон не ограничивает равенства, т.к. равенство – право на свободу перед законом. Закон не действует на личность, он действует на всё общество, более того – закон делает всех свободными, т.к. свобода – «не испытывать ограничение или насилие со стороны других».
· Цели Локка – мир, безопасность, общественное благо. Однако главное – это сохранение собственности. «Собственность – жизнь человека, его свобода; то, чем он владеет». Каждый человек имеет право на жизнь – и не просто банальное отрицание убийства, но и отрицание рабства (даже добровольного), отрицание права одного человека на другого (государства тоже – осуждение деспотизма и монархии).
· Итого – «Попечение о душе должно быть только у самого человека». Никому нету права навязывать знание, никто не может навязывать свою точку зрения и претендовать на экспертность мнения.
· Что есть собственность? Изначально весь мир создан Богом, в нём её нет. Но если человек приложил к этому труд – вот собственность. Это – протестантская система мышления.
· Цель государства – обеспечивать собственность, Локк не говорит, какой тип управления лучше. Однако по Локку, власти не равны. Примат – у законодательной, которая выводит закон; исполнительная власть – подчиняется законодательной.
Локк не революционен – вместе с тем, он являлся любимым философом революционеров в США и Франции.