Политические режимы в странах Центральной и Восточной Европы, США




План:

1. США в 1920-е гг.

2. Демократические страны Европы в 1920-1930-е гг.

3. Реформизм 1930-х гг.: теория и практика.

1. В начале XX в. США были должником европейских держав (внеш­ний долг Соединенных Штатов составлял около 2,5 млрд. долла­ров). За годы войны американские корпорации обогатились на во­енных заказах Англии и Франции. Многие заказы выполнялись в кредит. В итоге европейские страны задолжали США около 15 млрд. долларов. Они вынуждены были передать американскому капиталу ранее принадлежавшие им контрольные пакеты акций за­водов, рудников, железных дорог и пароходных компаний в Латин­ской Америке.

Решения Вашингтонской конференции укрепили позиции США на китайских рынках. Кроме того, предоставив в 1920-е гг. кредиты Германии, которые помогли ей выплачивать репарации, США обеспечили себе доступ на германские рынки.

Символом процветающей Америки 1920-х гг. стали автомо­били. В штате Нью-Йорк к 1929 г. одна автомашина приходи­лась на 5 человек, в Калифорнии — на 3 человека. Другой чер­той этого времени были небоскрёбы: в 1920-е гг. в Нью-Йорке началось строительство 102-этажного здания «Эмпайр стейтс билдинг», которое должно было стать самым высоким в мире.

Период процветания завершился в 1929 г. Кризис перепроиз­водства (его симптомы наблюдались в 1927-1928 гг.) был усугуб­лен финансовыми спекуляциями.

Введенный в США в 1919 г. «сухой закон» (запрет на произ­водство и продажу спиртных напитков) привел к росту контра­банды и нелегальной торговли алкоголем. Возникли могуще­ственные мафиозные кланы (впоследствии они перешли на торговлю наркотиками), которые «отмывали» деньги с помо­щью биржевых спекуляций. Создавались финансовые пирами­ды, фиктивные компании и банки, за акции и ценные бумаги ко­торых сулились баснословные прибыли.

Кризис в экономике начался с обвального падения курса акций и ценных бумаг. Это произошло 29 октября 1929 г. и сопровожда­лось разорением банков и компаний, общим спадом деловой актив­ности. Объем промышленного производства упал на 50%, выпуск автомобилей сократился в 12 раз, тяжелая промышленность была загружена лишь на 12% своей мощности. Миллионы человек по­теряли свои сбережения, безработица достигла астрономических показателей, она затронула почти половину населения страны. Резко сократился сбор налогов, поскольку 28% населения вообще не имели никаких доходов. Марши голодных на Вашингтон по­трясли американское общество, совершенно не готовое реагиро­вать на социальные проблемы таких масштабов.

Начавшийся в США кризис распространился и на другие страны.

Президент-республиканец Г. Гувер (1874-1964) был сторонни­ком либеральных классических воззрений, отрицавших целесооб­разность государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики. В своих обращениях к нации он выражал уверенность в способности бизнеса самостоятельно справиться с ситуацией. Тем не менее, государство поддержало разорявшиеся банки и корпорации. Организовывались общественные работы: за счет средств государства люди привлекались к строительству до­рог и аэродромов. Однако эти меры не улучшили положения.

 

2. По пути создания основ социально ориентированной рыночной экономики продвигались Англия, Франция и государства Скан­динавии.

Предпосылки существенного расширения роли государства в западноевропейских странах сложились в годы Первой мировой войны. Все государства, в том числе и с демократическими тради­циями, были вынуждены поставить под жесткий контроль распре­деление трудовых ресурсов, продовольствия, производство страте­гического сырья, военной продукции. Если в демократических индустриальных странах в 1913 г. государство распоряжалось около 10 % общей стоимости произведенной в стране продукции (валового внутреннего продукта, ВВП), то в 1920 г. — уже 15%.

Большое влияние на изменение политики государства в Запад­ной Европе оказали профсоюзы и партии, стоявшие на платформе социального эгалитаризма (равенства) — социалистов и социал-демократов. Они были связаны обязательствами проведения социальных реформ.

В 1919 г. социал-демократические партии, отношения между ко­торыми в годы войны были разорваны, воссоздали II Интернацио­нал. В 1923 г. он был реорганизован и стал именоваться Рабочий Социалистический Интернационал. Восстановились связи между профсоюзами европейских стран. Они учредили Амстердамский интернационал профсоюзов. Его представители принимали учас­тие в деятельности возникшей в 1919 г. по инициативе США меж­правительственной организации — Международной организации труда (МОТ). Она была призвана содействовать устранению соци­альной несправедливости, улучшению условий труда повсюду в мире. Первым документом, принятым МОТ, стала рекомендация ограничить продолжительность рабочего дня в промышленности 8 часами и установить 48-часовую рабочую неделю.

Решения МОТ носили рекомендательный характер для го­сударств-участников, к которым относились большинство стран мира, управляемых ими колоний и мандатных террито­рий. Тем не менее, они обеспечивали единую международно-правовую базу решения социальных проблем и трудовых спо­ров. МОТ имела право рассматривать жалобы на нарушения прав профсоюзных объединений, направлять экспертов по со­вершенствованию системы социальных отношений.

Создание МОТ способствовало развитию социального партнерства в сфере трудовых отношений, расширению воз­можностей профсоюзов по защите интересов наемных ра­ботников.

В Великобритании в 1924 г. лидер Лейбористской партии Р. Макдональд (1866-1937) стал премьер-министром и сформиро­вал первое лейбористское правительство. Правда, лишенное под­держки парламентского большинства, оно не смогло осуществить сколько-нибудь значительных преобразований.

Наиболее успешной была деятельность социал-демократов в странах Скандинавии. В Швеции с середины 1930-х гг. они почти постоянно находились у власти.

Шведская модель социализма отличалась тем, что государство не прибегало к широкой национализации. В то же время благодаря системе прогрессивного налогообложения значительная часть до­ходов бизнеса перераспределялась государством в пользу мало­имущих через систему различных социальных программ. Со време­нем Швеция оказалась страной с самым высоким в мире уровнем социального равенства. К концу XX в. разрыв в уровне доходов между 20% наиболее и наименее состоятельных семей составлял лишь 4: 1 (в США этот показатель —11:1).

Большое воздействие на изменение облика западноевропейских стран оказал кризис 1929-1932 гг. Глубина кризиса в Англии и во Франции была меньшей, чем в США, однако преодоление его по­следствий также потребовало чрезвычайных мер.

В экономической политике Англии и Франции 1930-х гг. было много сходного. Доступными в условиях демократии методами их правительства стремились:

- сократить ввоз (импорт), чтобы стимулировать производство в собственной стране, создать рабочие места;

- обеспечить стабильность курса валюты, предотвратить спе­кулятивный рост цен на продукты первой необходимости;

- поддержать отечественных товаропроизводителей за счет расширения государственных заказов, оказания помощи банкам и предприятиям, с тем, чтобы предотвратить их закрытие.

Наряду со сходными чертами проявились и определенные отличия.

В Англии борьбу с кризисом большинство политических лиде­ров восприняли как общенациональную задачу, во имя решения ко­торой необходимо отодвинуть на второй план все существующие разногласия. Национальный кабинет 1931-1935 гг., куда вошли лидеры консерваторов, либералов и лейбористов, предвосхитил коалиционное правительство, созданное У. Черчиллем в годы Вто­рой мировой войны. Фашистское движение в Англии не смогло превратиться в серьезную политическую силу.

Во Франции, напротив, в ходе проведения антикризисных мер обострились разногласия между правыми партиями, стоявшими у власти в годы пика кризиса, и левыми (социалистами и коммуни­стами). Фашистские партии и группировки во Франции открыто вступили на арену национальной политики.

 

3. «Великий кризис» 1929-1932 гг. и последовавшая за ним депрес­сия нанесли сильный удар представлениям классического либера­лизма XIX в. о том, что в рамках рыночной экономики стихийно ус­танавливается баланс между спросом и предложением. К 1937 г. в большинстве стран демократии доля государства в распределе­нии ВВП превысила 20%, т. е. достигла больших масштабов, чем в годы Первой мировой войны.

Даже принципиальные противники государственного вмеша­тельства в экономику вынуждены были признать, что циклические кризисы перепроизводства при переходе к массовому выпуску продукции становятся слишком разрушительными. Разорение де­сятков, даже сотен мелких товаропроизводителей могло быть отно­сительно малозаметным, но крах крупных корпораций, от процве­тания каждой из которых зависело благосостояние сотен тысяч семей, оказывался тяжким ударом для социального мира и полити­ческой стабильности.

Родоначальником теории, обосновывавшей возможность регу­лирования рыночной экономики с целью обеспечения стабильного роста, полной занятости, повышения уровня жизни населения, принято считать английского экономиста Джона Мэйнарда Кейнса (1883-1946).

Разработанная им система макроэкономических показате­лей раскрывала взаимосвязь национального дохода, уровня капиталовложений, занятости, потребления, сбережений на уровне экономики страны, взятой в целом. Она стала основой государственного регулирования экономики в условиях демо­кратии.

Главная идея кейнсианства применительно к социальной поли­тике состояла в том, что она в конечном итоге выгодна для бизнеса. Его стремления к увеличению объемов производства требовали рас­ширения рынков сбыта продукции. Однако возможности внешней экспансии, завоевания новых рынков силой оружия были не безгра­ничны. Емкость рынков могла постоянно возрастать только за счет повышения благосостояния большинства населения, что и должна была обеспечивать социальная политика государства.

Кейнсианская теория, обосновывавшая совместимость рас­ширения функций государства с демократическими идеалами прошлого, стала стержнем так называемого неолиберализма. Кейнс исходил из того, что особая роль государства не только не угрожает свободе, но, напротив, укрепляет гарантии прав и свобод граждан.

Значительное влияние на идеологию и политику социал-демо­кратии оказывала деятельность секций Коминтерна. В 1920-е гг. в Германии, Франции, Италии на базе левого крыла социалистиче­ского и социал-демократического движения сложились коммуни­стические партии. Их численность постепенно возрастала.

На протяжении большей части периода между Первой и Второй мировыми войнами коммунисты рассматривали социал-демокра­тов в качестве своего основного политического и идейного против­ника. В секциях Коминтерна преобладало убеждение, что влияние реформистов на рабочее движение является главной причиной, по которой послевоенный политический кризис в Европе не завер­шился крушением капитализма.

В 1921-1922 гг. В.И. Ленин высказал мысль, что во время спада революционного движения интересы трудящихся требуют сотрудничества коммунистов и социал-демократов в борьбе за реформы. Однако с его смертью и лидеры партии большевиков, и руководители зарубежных секций Коминтерна отбросили эти идеи. Единство действий по отдельным, конкретным вопросам допускалось лишь с рядовыми членами социал-демократических партий. При этом не скрывалось, что главная цель такого взаимо­действия — подорвать влияние их руководства.

Важной причиной конфликта между коммунистами и соци­ал-демократами было расхождение в оценке итогов и значе­ния революционных событий 1917 г. в России. Секции Комин­терна считали их началом мировой пролетарской революции. Социал-демократы полагали, что к социализму эти события не имеют никакого отношения. Как высказывался один из веду­щих теоретиков социал-демократии К. Каутский, большевики, «чтобы прийти к власти» выкинули за борт свои демократи­ческие принципы. И, чтобы удержать за собой власть, они свои социалистические принципы отправили вслед демократичес­ким. Они отстояли себя персонально, но принесли в жертву свои принципы «Большевизм победил в России, но социа­лизм потерпел там поражение».

Разногласия между коммунистами и социал-демократами при­несли политические выгоды лишь ультраправым, фашистским, то­талитарным партиям, облегчили им путь к власти в странах Цент­ральной Европы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состояли причины кризиса 1929-1933 гг.?

2. Являлись ли они общими для всех стран с рыночной экономикой?

3. В чём состоял смысл идей кейнсианства?

4. Что нового внёс Д. Кейнс в экономическую теорию?

5. Сравните пути выхода из кризиса США, Англии и Франции.

 

Основная литература:

1. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира в XX в. – М.: «Русское слово – РС», 2005. – с. 122-130.

Дополнительная литература:

1. Сороко-Цюпа О.С. и др. Мир в XX в. – М: Дрофа, 2000. – с. 73-91, 94-97.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: