План:
1. США в 1920-е гг.
2. Демократические страны Европы в 1920-1930-е гг.
3. Реформизм 1930-х гг.: теория и практика.
1. В начале XX в. США были должником европейских держав (внешний долг Соединенных Штатов составлял около 2,5 млрд. долларов). За годы войны американские корпорации обогатились на военных заказах Англии и Франции. Многие заказы выполнялись в кредит. В итоге европейские страны задолжали США около 15 млрд. долларов. Они вынуждены были передать американскому капиталу ранее принадлежавшие им контрольные пакеты акций заводов, рудников, железных дорог и пароходных компаний в Латинской Америке.
Решения Вашингтонской конференции укрепили позиции США на китайских рынках. Кроме того, предоставив в 1920-е гг. кредиты Германии, которые помогли ей выплачивать репарации, США обеспечили себе доступ на германские рынки.
Символом процветающей Америки 1920-х гг. стали автомобили. В штате Нью-Йорк к 1929 г. одна автомашина приходилась на 5 человек, в Калифорнии — на 3 человека. Другой чертой этого времени были небоскрёбы: в 1920-е гг. в Нью-Йорке началось строительство 102-этажного здания «Эмпайр стейтс билдинг», которое должно было стать самым высоким в мире.
Период процветания завершился в 1929 г. Кризис перепроизводства (его симптомы наблюдались в 1927-1928 гг.) был усугублен финансовыми спекуляциями.
Введенный в США в 1919 г. «сухой закон» (запрет на производство и продажу спиртных напитков) привел к росту контрабанды и нелегальной торговли алкоголем. Возникли могущественные мафиозные кланы (впоследствии они перешли на торговлю наркотиками), которые «отмывали» деньги с помощью биржевых спекуляций. Создавались финансовые пирамиды, фиктивные компании и банки, за акции и ценные бумаги которых сулились баснословные прибыли.
Кризис в экономике начался с обвального падения курса акций и ценных бумаг. Это произошло 29 октября 1929 г. и сопровождалось разорением банков и компаний, общим спадом деловой активности. Объем промышленного производства упал на 50%, выпуск автомобилей сократился в 12 раз, тяжелая промышленность была загружена лишь на 12% своей мощности. Миллионы человек потеряли свои сбережения, безработица достигла астрономических показателей, она затронула почти половину населения страны. Резко сократился сбор налогов, поскольку 28% населения вообще не имели никаких доходов. Марши голодных на Вашингтон потрясли американское общество, совершенно не готовое реагировать на социальные проблемы таких масштабов.
Начавшийся в США кризис распространился и на другие страны.
Президент-республиканец Г. Гувер (1874-1964) был сторонником либеральных классических воззрений, отрицавших целесообразность государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики. В своих обращениях к нации он выражал уверенность в способности бизнеса самостоятельно справиться с ситуацией. Тем не менее, государство поддержало разорявшиеся банки и корпорации. Организовывались общественные работы: за счет средств государства люди привлекались к строительству дорог и аэродромов. Однако эти меры не улучшили положения.
2. По пути создания основ социально ориентированной рыночной экономики продвигались Англия, Франция и государства Скандинавии.
Предпосылки существенного расширения роли государства в западноевропейских странах сложились в годы Первой мировой войны. Все государства, в том числе и с демократическими традициями, были вынуждены поставить под жесткий контроль распределение трудовых ресурсов, продовольствия, производство стратегического сырья, военной продукции. Если в демократических индустриальных странах в 1913 г. государство распоряжалось около 10 % общей стоимости произведенной в стране продукции (валового внутреннего продукта, ВВП), то в 1920 г. — уже 15%.
Большое влияние на изменение политики государства в Западной Европе оказали профсоюзы и партии, стоявшие на платформе социального эгалитаризма (равенства) — социалистов и социал-демократов. Они были связаны обязательствами проведения социальных реформ.
В 1919 г. социал-демократические партии, отношения между которыми в годы войны были разорваны, воссоздали II Интернационал. В 1923 г. он был реорганизован и стал именоваться Рабочий Социалистический Интернационал. Восстановились связи между профсоюзами европейских стран. Они учредили Амстердамский интернационал профсоюзов. Его представители принимали участие в деятельности возникшей в 1919 г. по инициативе США межправительственной организации — Международной организации труда (МОТ). Она была призвана содействовать устранению социальной несправедливости, улучшению условий труда повсюду в мире. Первым документом, принятым МОТ, стала рекомендация ограничить продолжительность рабочего дня в промышленности 8 часами и установить 48-часовую рабочую неделю.
Решения МОТ носили рекомендательный характер для государств-участников, к которым относились большинство стран мира, управляемых ими колоний и мандатных территорий. Тем не менее, они обеспечивали единую международно-правовую базу решения социальных проблем и трудовых споров. МОТ имела право рассматривать жалобы на нарушения прав профсоюзных объединений, направлять экспертов по совершенствованию системы социальных отношений.
Создание МОТ способствовало развитию социального партнерства в сфере трудовых отношений, расширению возможностей профсоюзов по защите интересов наемных работников.
В Великобритании в 1924 г. лидер Лейбористской партии Р. Макдональд (1866-1937) стал премьер-министром и сформировал первое лейбористское правительство. Правда, лишенное поддержки парламентского большинства, оно не смогло осуществить сколько-нибудь значительных преобразований.
Наиболее успешной была деятельность социал-демократов в странах Скандинавии. В Швеции с середины 1930-х гг. они почти постоянно находились у власти.
Шведская модель социализма отличалась тем, что государство не прибегало к широкой национализации. В то же время благодаря системе прогрессивного налогообложения значительная часть доходов бизнеса перераспределялась государством в пользу малоимущих через систему различных социальных программ. Со временем Швеция оказалась страной с самым высоким в мире уровнем социального равенства. К концу XX в. разрыв в уровне доходов между 20% наиболее и наименее состоятельных семей составлял лишь 4: 1 (в США этот показатель —11:1).
Большое воздействие на изменение облика западноевропейских стран оказал кризис 1929-1932 гг. Глубина кризиса в Англии и во Франции была меньшей, чем в США, однако преодоление его последствий также потребовало чрезвычайных мер.
В экономической политике Англии и Франции 1930-х гг. было много сходного. Доступными в условиях демократии методами их правительства стремились:
- сократить ввоз (импорт), чтобы стимулировать производство в собственной стране, создать рабочие места;
- обеспечить стабильность курса валюты, предотвратить спекулятивный рост цен на продукты первой необходимости;
- поддержать отечественных товаропроизводителей за счет расширения государственных заказов, оказания помощи банкам и предприятиям, с тем, чтобы предотвратить их закрытие.
Наряду со сходными чертами проявились и определенные отличия.
В Англии борьбу с кризисом большинство политических лидеров восприняли как общенациональную задачу, во имя решения которой необходимо отодвинуть на второй план все существующие разногласия. Национальный кабинет 1931-1935 гг., куда вошли лидеры консерваторов, либералов и лейбористов, предвосхитил коалиционное правительство, созданное У. Черчиллем в годы Второй мировой войны. Фашистское движение в Англии не смогло превратиться в серьезную политическую силу.
Во Франции, напротив, в ходе проведения антикризисных мер обострились разногласия между правыми партиями, стоявшими у власти в годы пика кризиса, и левыми (социалистами и коммунистами). Фашистские партии и группировки во Франции открыто вступили на арену национальной политики.
3. «Великий кризис» 1929-1932 гг. и последовавшая за ним депрессия нанесли сильный удар представлениям классического либерализма XIX в. о том, что в рамках рыночной экономики стихийно устанавливается баланс между спросом и предложением. К 1937 г. в большинстве стран демократии доля государства в распределении ВВП превысила 20%, т. е. достигла больших масштабов, чем в годы Первой мировой войны.
Даже принципиальные противники государственного вмешательства в экономику вынуждены были признать, что циклические кризисы перепроизводства при переходе к массовому выпуску продукции становятся слишком разрушительными. Разорение десятков, даже сотен мелких товаропроизводителей могло быть относительно малозаметным, но крах крупных корпораций, от процветания каждой из которых зависело благосостояние сотен тысяч семей, оказывался тяжким ударом для социального мира и политической стабильности.
Родоначальником теории, обосновывавшей возможность регулирования рыночной экономики с целью обеспечения стабильного роста, полной занятости, повышения уровня жизни населения, принято считать английского экономиста Джона Мэйнарда Кейнса (1883-1946).
Разработанная им система макроэкономических показателей раскрывала взаимосвязь национального дохода, уровня капиталовложений, занятости, потребления, сбережений на уровне экономики страны, взятой в целом. Она стала основой государственного регулирования экономики в условиях демократии.
Главная идея кейнсианства применительно к социальной политике состояла в том, что она в конечном итоге выгодна для бизнеса. Его стремления к увеличению объемов производства требовали расширения рынков сбыта продукции. Однако возможности внешней экспансии, завоевания новых рынков силой оружия были не безграничны. Емкость рынков могла постоянно возрастать только за счет повышения благосостояния большинства населения, что и должна была обеспечивать социальная политика государства.
Кейнсианская теория, обосновывавшая совместимость расширения функций государства с демократическими идеалами прошлого, стала стержнем так называемого неолиберализма. Кейнс исходил из того, что особая роль государства не только не угрожает свободе, но, напротив, укрепляет гарантии прав и свобод граждан.
Значительное влияние на идеологию и политику социал-демократии оказывала деятельность секций Коминтерна. В 1920-е гг. в Германии, Франции, Италии на базе левого крыла социалистического и социал-демократического движения сложились коммунистические партии. Их численность постепенно возрастала.
На протяжении большей части периода между Первой и Второй мировыми войнами коммунисты рассматривали социал-демократов в качестве своего основного политического и идейного противника. В секциях Коминтерна преобладало убеждение, что влияние реформистов на рабочее движение является главной причиной, по которой послевоенный политический кризис в Европе не завершился крушением капитализма.
В 1921-1922 гг. В.И. Ленин высказал мысль, что во время спада революционного движения интересы трудящихся требуют сотрудничества коммунистов и социал-демократов в борьбе за реформы. Однако с его смертью и лидеры партии большевиков, и руководители зарубежных секций Коминтерна отбросили эти идеи. Единство действий по отдельным, конкретным вопросам допускалось лишь с рядовыми членами социал-демократических партий. При этом не скрывалось, что главная цель такого взаимодействия — подорвать влияние их руководства.
Важной причиной конфликта между коммунистами и социал-демократами было расхождение в оценке итогов и значения революционных событий 1917 г. в России. Секции Коминтерна считали их началом мировой пролетарской революции. Социал-демократы полагали, что к социализму эти события не имеют никакого отношения. Как высказывался один из ведущих теоретиков социал-демократии К. Каутский, большевики, «чтобы прийти к власти» выкинули за борт свои демократические принципы. И, чтобы удержать за собой власть, они свои социалистические принципы отправили вслед демократическим. Они отстояли себя персонально, но принесли в жертву свои принципы «Большевизм победил в России, но социализм потерпел там поражение».
Разногласия между коммунистами и социал-демократами принесли политические выгоды лишь ультраправым, фашистским, тоталитарным партиям, облегчили им путь к власти в странах Центральной Европы.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состояли причины кризиса 1929-1933 гг.?
2. Являлись ли они общими для всех стран с рыночной экономикой?
3. В чём состоял смысл идей кейнсианства?
4. Что нового внёс Д. Кейнс в экономическую теорию?
5. Сравните пути выхода из кризиса США, Англии и Франции.
Основная литература:
1. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира в XX в. – М.: «Русское слово – РС», 2005. – с. 122-130.
Дополнительная литература:
1. Сороко-Цюпа О.С. и др. Мир в XX в. – М: Дрофа, 2000. – с. 73-91, 94-97.