Я понял: ребёнок верит в чудо, и чудо должно обязательно произойти.




Г. рус. язык. 9-Б класс

(Прошу очень внимательно поработать над данным уроком!!!)

Тема

Культура речи. Правильное построение сложных предложений с различными видами связи

Задачи и цели урока: продолжить работу над понятием «сложное предложение с различными видами связи», показать роль сложных синтаксических конструкций в тексте, сформировать необходимость использования в речи сложных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; развивать логическое мышление. устную и письменную речь обучающихся, умение правильно строить сложные предложения с различными видами связи; воспитывать доброе отношение к окружающему миру, к людям.

ХОД УРОКА

Александр Николаевич Гвоздев (учёный – лингвист) сказал: «Сложные предложения дают богатейшие возможности для выражения сложных мыслей».

Записать предложения, выделить грамматическую основу, определить, какие это предложения по своему составу:

Самая большая ценность в мире – жизнь. В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других.

Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Дмитрий Сергеевич Лихачев - советский и российский учёный - лингвист)

- Дайте определение сложному предложению (письменно)

- На какие две группы делятся все сложные предложения? (Все сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные).

- На какие группы делятся сложные союзные предложения? (Сложные союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые).

- Как связаны простые предложения в составе сложносочинённого? (Простые предложения в составе сложносочинённого связаны при помощи сочинительных союзов).

- А связь называется? (Сочинительная).

- Как связаны простые предложения в составе сложноподчинённого предложения? (Простые предложения в составе сложноподчинённого связаны при помощи подчинительных союзов).

- И связь называется? (Подчинительная).

- И как связаны простые предложения в бессоюзном сложном? (Простые предложения связаны с помощью интонации в речи и при помощи знаков препинания – на письме).

- Какие виды связи характерны для сложных предложений?(Союзная, бессоюзная – при помощи интонации (в речи), знаков препинания (на письме).

- Сложное предложение может состоять нескольких простых предложений, и они могут быть соединены между собой сочинительной, подчинительной или бессоюзной связью. Такие предложения будут называться сложными предложениями с различными видами связи или сложные синтаксические конструкции.

Чтобы правильно понять смысл такого предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит.

Рассмотрим предложение:

1)Одно правило в жизни должно быть у каждого человека: 2) надо прожить жизнь с достоинством, 3)а достоинство требует от нас доброты, великодушия, милосердия.

- Сколько простых предложений в данном сложном?-3

- Какими видами связи они соединены?

- Но только один вид связи является главным. В данном случае это бессоюзная связь.

- Именно она разбивает сложное предложение на 2 части. 1 часть по своему строению – это простое предложение, а 2 часть – сложносочиненное предложение.

- Ребята, а в своей речи мы часто используете сложные предложения?

- Почему?

- А в каких стилях речи мы чаще всего встречаемся со сложными предложениями? (В художественных, публицистических, научных стилях).

- С какой целью сложные предложения используют авторы учебников, публицисты, писатели?

Итог: «Сложные предложения дают исключительно разнообразные возможности для выражения мыслей».

- Самостоятельно ознакомиться с текстом (найти картину И. Левитана «Тихая обитель», рассмотреть её)

Исаак Левитан – русский художник, картины которого пользуются безграничной любовью народа и воплощают душу нации. В пейзажах Левитана поет все: даже тишина. Всмотримся в картину «Тихая обитель». Которая считается одним из лучших полотен художника. Безмятежным покоем веет от плавных линий осеннего леса, от зеркальной глади воды с мягкими отражениями уснувшего берега и недвижных облаков. И чудится, что будто где-то вдали возникает тихий благовест колоколов.

Мы видим тихую обитель, в коей живут праведной жизнью монахи. Скромный мостик соединяет монастырь с окружающим миром, который сколочен из стареньких досок. Зрителям кажется, что он ведет их к пристанищу праведников. Вода в реке словно зеркало, которое отражает золотые купола церквей, которые затерялись в гуще деревьев. Предзакатное небо освещает последними лучами солнца святые места.

На картине нет человека. Но мы чувствуем его, потому что она о человеческих переживаниях и высоких думах, о смысле жизни. Это призыв художника раствориться в гармонии природы, чтобы найти «тихую обитель». Каждому свою.

- Можем ли мы сказать, что перед нами текст? Докажите.

- Что мешало его восприятию?

3.Актуализация знаний.

- Когда мы говорим о правильном употреблении в речи тех или иных языковых единиц, мы обращаемся к такой особенности литературного языка, как нормированность.

? Что такое языковая норма?

Норма – это образцовое, общепризнанное употребление языковых элементов в определенный период развития литературного языка.

Существуют различные виды норм в соответствии с теми единицами языка, которые они регулируют.

- Соотнесите 2 столбика, соединив название нормы с ее характеристикой

Орфоэпические. Это нормы употребления знаков препинания. (Да, нет)

Лексические - это правила написания слов (да, нет)

Синтаксические - это нормы, определяющие правильное образование грамматических форм слов разных частей речи (да, нет)

Морфологические - это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слова в речи в зависимости от его значения (да, нет)

Орфографические - это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова (да, нет)

Пунктуационные - это нормы, определяющие правильное построение словосочетаний и предложений (да, нет)

- Вариант задания для «слабых» учеников

Орфоэпические. Это нормы употребления знаков препинания Орфос – «правильный», эпос – «речь»

Лексические.Это правила написания слов «Лексис» - слово, выражение

Синтаксические.Это нормы, определяющие правильное образование грамматических форм слов разных частей речи. «Синтаксис» - порядок, строение

Морфологические. Это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слова в речи в зависимости от его значения «Морфо" - форма, "логос" - слово, учение

Орфографические- это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова. Орфос – «правильный», графо – «пишу»

Пунктуационные- это нормы, определяющие правильное построение словосочетаний и предложений «Пунктум» - точка.

- Проверим, как вы справились с заданием.

- Сегодня мы будем говорить о правильном употреблении в речи сложных предложений, т.е. о синтаксических нормах. Ошибки этой группы встречаются во всех типах сложных предложений.

? Как вы считаете, при использовании какого типа сложных предложений наблюдается наибольшее число нарушений литературной нормы, почему?

- Это СПП. Остановимся на этих ошибках.

4.Изучение нового материала, первичное закрепление.

- Прочитайте предложения, в которых, на ваш взгляд, имеются отступления от норм их построения.

Синтаксические ошибки -

Придаточная часть. Союзы и союзные слова

1. Употребление без главной части 1. Два союза рядом

2. Удаленность от определяемого. слова 2. Смысловое несоответствие

3. Использование в качестве однородных 3. «Загромождение» союзами

членов разнородных конструкций. Нарушение местоположения придаточного предложения

Употребление придаточной части без главной.

Всмотримся в картину «Тихая обитель». Которая считается одним из лучших полотен художника.

2) Использование в качестве однородных членов разнородных конструкций.

Исаак Левитан – русский художник, картины которого пользуются безграничной любовью народа и воплощающие душу нации.

Удаленность придаточного определительного от определяемого слова. Скромный мостик соединяет монастырь с окружающим миром, который сколочен из стареньких досок.

Авторы художественных и публицистических произведений иногда намеренно допускают отступления от нормы с целью усиления смысловой нагрузки предложения в тексте:

Это призыв художника раствориться в гармонии природы, чтобы найти «тихую обитель». Каждому свою. Такой прием называется парцелляция.

Упражнение:

1.Левитан искал место для этюдов, которое соответствовало бы замыслу его новой картины.

2.В этой церкви, в тишине вечера Левитану почудилось столько покоя. Что он тут же решил остаться в Плёсе.

3.В Плёсе художник увидел старинную маленькую церковь, которая была срублена из сосновых кряжей и чернеющую на зеленом небе.

- Сделайте вывод о нарушениях синтаксических норм, связанных с местоположением придаточного предложения.

Нарушения, связанные с использованием союзов и союзных слов,

И чудится, что как будто где-то вдали возникает тихий благовест колоколов. (Постановка рядом двух союзов)

Вода в реке словно зеркало, которое отражает золотые купола церквей, которые затерялись в гуще деревьев.

(«Загромождение» предложения союзами или союзными словами, «нанизывание» придаточных предложений)

Но мы чувствуем, потому что она о человеческих переживаниях и высоких думах о смысле жизни.

(Неверный выбор союза или союзного слова)

- Упражнение на подбор союзов: (Записать, вставить, где нужно, союзы)

Одним из величайших шедевров Левитана стала картина "Тихая обитель",… была создана вскоре после его возвращения из первой заграничной поездки. Сохранились свидетельства о том, … после ее появления на передвижной выставке 1891 года имя Левитана было "на устах всей интеллигентной Москвы". Люди приходили на выставку только для того, … еще раз увидеть картину, говорившую что-то очень важное их сердцам.,,, многие благодарили художника за "блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, … вызывал этот тихий уголок земли русской, изолированный от всего мира и всех лицемерных наших дел".

5. Закрепление

- Корректирование текста, чтение правильного варианта.

6.Тестовые задания1. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.Лучше запоминаются произведения, которые проникают в душу, которая словно оживает от соприкосновения с настоящим искусством.

а) нарушен порядка слов

б) неправильно использованы союзы или союзные слова

в) неверно преобразована прямая речь в косвенную

г) допущено нанизывание придаточных предложений

2. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении:

Пейзаж — это где изображается природа.

а) пропуск слова, к которому относится придаточное предложение

б) неправильно использованы союзы или союзные слова

в) неверно преобразована прямая речь в косвенную

г) допущено нанизывание придаточных предложений

3.В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

а) Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.

б) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает.

в) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще

.г) Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь.

4. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

а) Он пообещал, что вернется до заката.

б) Известие, что гости приедут сегодня, застало хозяйку врасплох.

в) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь прекрасна, проста.

г) Дорога, которая вела в лес, который славился обилием грибов и ягод, была сильно размыта осенними дождями.

5.В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

а) Когда видишь картины Левитана, всегда поражаешься глубине философской мысли автора.

б) В вагоне, так как многие возвращались домой, ехало много молодежи, так что там было шумно и весело

в) После экзаменов мы подождали, когда инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу.

г) Я хочу знать, как это делается и зачем это делается.

Проверка теста

№1 №2 №3 №4 №5

Га а г б

7. Вопрос: Как не допустить ошибок, связанных с употреблением в речи сложных предложений.

Найдите в каждом задании 1 вариант правильного ответа, поставьте букву. Как при тестировании в контрольной работе)

1. Лучше запоминаются произведения, которые проникают в душу, которая словно оживает от соприкосновения с настоящим искусством.

а) нарушен порядок слов

б) неправильно использованы союзы или союзные слова

в) неверно преобразована прямая речь в косвенную

г) допущено нанизывание придаточных предложений

2. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.

Пейзаж — это где изображается природа.

а) пропуск слова, к которому относится придаточное предложение

б) неправильно использованы союзы или союзные слова

в) неверно преобразована прямая речь в косвенную

г) допущено нанизывание придаточных предложений

3.В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

а) Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.

б) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает.

в) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще.

г) Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь.

4. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

а) Он пообещал, что вернется до заката

б) Известие, что гости приедут сегодня, застало хозяйку врасплох.

в) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь прекрасна, проста.

г) Дорога, которая вела в лес, который славился обилием грибов и ягод, была сильно размыта осенними дождями.

5.В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

а) Когда видишь картины Левитана, всегда поражаешься глубине философской мысли автора.

б) В вагоне, так как многие возвращались домой, ехало много молодежи, так что там было шумно и весело.

в) После экзаменов мы подождали, когда инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу.

г) Я хочу знать, как это делается и зачем это делается. (Это был материал для классной работы)

Отвечать на вопросы в классной работе (как тесты).

Предлагаю вашему вниманию замечательный рассказ Виктора Андреевича Осипова, в котором мы встретим много сложных предложений. Но они не осложняют текст, они делают его выразительным. Прочитать обязательно. Устный пересказ сбросить мне голосовым сообщением.

Ранней весной я наблюдал такую картину. Как только земля чуточку прогрелась, соседская маленькая девчонка стала возиться в земле под окном нашего дома. Понаблюдав дня три за трудами девочки, я не вытерпел и спросил, что она делает. Малышка подняла на меня огромные измученные глаза и сказала: "Я сажаю маки. Когда они расцветут, я выздоровею." Бедный маленький ребенок сеял семена своих цветов в голый песок. Я сказал девочке: "Посади маки в палисаднике, там хорошая земля и тень, солнце не сожжет ростки". Но девочка пожала худенькими плечиками и ответила: "Они обязательно должны вырасти здесь: мне дали волшебные зернышки…"

Каждый день я наблюдал, как она с завидным упорством поливала песок и строила из картонных коробок "шалашики" от солнца. Я не знал, чем болен ребенок, но сердце мое сжималось от сострадания и тоски, когда она с леечкой в руках подходила под наше окно поливать песок. Я твердо знал, что на песке не растут маки, на песке вообще ничего не растет… Ветер срывал картонные шалашики, и худенькая девочка строила их заново. Я очень хотел ей помочь, но не знал, как это сделать. И вот уже вижу, что девочка пришла не одна. Ее принес на руках и поставил на землю какой-то паренек. Потом они вместе поливали горячий песок. Я понял, что она уже сама не может ходить, но продолжает верить в чудо. Ей обязательно нужно, чтоб маки зацвели.

Видно, не я один переживал за девочку. Однажды утром во двор вышел сосед, он нес колышки и брезент. Старик вбил колышки и натянул брезент над местом, где должны были появиться ростки цветов. И вот уже навес, сооруженный старичком, не дает палящим солнечным лучам раскалять песок, и девочке больше не потребуются картонные коробки…

Закончился апрель, ростков все нет, но девочку каждое утро приносят к ее "палисаднику", и она поливает песок.

Я понял: ребенок верит в чудо, и чудо должно обязательно произойти.

Каждое утро я выглядывал в окно и смотрел, не видать ли зеленой поросли. Все, что мог я сделать, это ставить ведро воды под окошко, чтобы девочка могла набирать воду из него в свою маленькую леечку…

Как-то ночью мне показалось, что за окном что-то происходит, я выглянул, но там никого не было. А утром в "палисаднике" среди песка появились зеленые ростки. Я привычно вынес ведро воды и увидел, что вокруг росточков собираются наши соседи. Весь большой дом переживал за девочку…

Мальчишки устроили "дозор", они по очереди дежурили у палисадника, чтобы кошки, ища тень, не легли на ростки и не помяли их.

И вот уже через неделю после появления стебельков девочка пришла сама, паренек держал ее за руку, она шла очень медленно, но шла сама, своими ножками. Соседки у подъезда отворачивались, чтобы смахнуть слезы…

В конце мая в палисаднике распустился первый мак, он был огромный и ярко-алый. Мальчишки усилили свой "дозор", чтобы случайный прохожий не сорвал цветок. Через неделю алое море колыхалось под нашим окном. Малышка гладила лепестки цветов ладошкой и улыбалась. С каждым новым цветком ее улыбка становилась радостней. А потом она сорвала свои алые маки и стала дарить их людям: мальчишкам, которые, на целый месяц, забросив свои мальчишачьи дела, стояли в дозоре, старику, который натянул брезент от солнца, мне, соседкам, всем…

В середине лета я встретил девочку во дворе, она вместе с другими скакала через веревочку и звонко смеялась. И если кто-то из вас скажет, что чудес не бывает, вспомните эту маленькую девочку и ее алые маки. Может произойти любое чудо, если очень верить, и если найдется старик, который натянет брезент, мальчики, которые выставят дозор от кошек, и неизвестный сосед, который привезет с гор ростки маков и вкопает их ночью в песок.

Если не терять надежды и с упорством идти к поставленной цели, то чудо обязательно произойдет: обязательно зацветут маки на раскаленном песке.

Беседа.

-Вам понравился рассказ? Чем?

- Какие чувства испытывает автор к своей маленькой героине? (Волнение, переживание, сострадание, милосердие.)

- Какую мысль хочет донести до нас Виктор Осипов? (Нужно быть добрым и милосердным, нужно творить добро своими руками.)

Определите, какую информацию (смысловую нагрузку) несёт сложное предложение?

Я понял: ребёнок верит в чудо, и чудо должно обязательно произойти.

Д/З. Написать сочинение – миниатюру на одну из тем (использовать сложные предложения с различными видами связи – в рабочих тетрадях, жду фото):

«А верю ли я в чудо?»

Или

«Творить добро своими руками»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: