мониторинг в образовании цель обьекты субъекты функции характиристика




Традционные формы и средства оценки результатов обученияих достоинства и недостатки.

Традиционные формы и средства контроля. Вшколе к традици­онным средствам контроля относятся письменные или устные по­урочные опросы, домашние задания и экзамены. Устные поуроч­ные опросы обычно применяются в текущем контроле. Они пред­полагают получение ответов учащихся на вопросы учителя и об­ладают достоинствам и, поскольку легки в организационном пла­не, обеспечивают оперативную обратную связь в процессе кор­рекции усвоения знаний учащимися, стимулируют обсуждения в классе и развивают коммуникативные компетенции. Недостат­ком устных опросов является фрагментарность охвата учащихся, поскольку за урок учитель может опросить не более 4—5 человек. К письменным поурочным опросам относятся контрольные работы, которые подводят итоги определенного периода обучения.

Особой формой контроля является домашняя работа, обсужде­ние результатов которой в классе оказывает обучающее воздей­ствие, особенно в тех случаях, когда задания допускают нестан­дартные решения. В итоговом контроле обычно используют уст­ные или письменные экзамены, как правило, вызывающие значи­тельные эмоциональные и физические перегрузки у школьников, привыкших добросовестно учиться.

Достоинства и недостатки традиционных контрольно-оценочных средств. Разработка традиционных контрольно-оценочных средств обычно не вызывает затруднений у педагогов, поскольку она опирается на обширную методическую базу и легко осуществима. К тому же необходимую подготовку к использованию привычных опросов и экзаменов учителя получают из собственного опыта школьных лет. Традиционный контроль не требует предваритель­ных финансовых вложений, для его проведения не нужны доро­гостоящие компьютеры, программное обеспечение и тесты.

Недостатки традиционных контрольно-оценочных средств зна­чительно перевешивают достоинства. К этим недостаткам отно­сятся отсутствие связи традиционных средств контроля с совре­менными технологиями обучения, обеспечивающими развитие ва­риативности и доступности для учащихся образовательных про­грамм, низкая эффективность в условиях массового обучения, субъективизм и несопоставимость результатов контроля. Несмот­ря на эти недостатки, многие учителя, даже те, кто привык доб­росовестно трудиться, ратуют за использование традиционных кон­трольно-оценочных средств. Говорят, что преподаватель на экза­мене сам выставляет себе отметки, но мало кто способен беспри­страстно оценить собственную работу. Поэтому контроль – доста­точно консервативная сфера практической педагогики, хотя мно­гие учителя в своих выступлениях обращают внимание на то, что в существующую традиционную систему контроля необходимо внести изменения.

мониторинг в образовании цель обьекты субъекты функции характиристика

Цели и функция мониторинга. Под мониторингом следует по­нимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образо­вания достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процес­сов и результатов образования нормативным требованиям, про­исходящих переменах и прогнозируемых тенденциях. Иначе гово­ря, мониторинг — это стандартизированное наблюдение за обра­зовательным процессом и его результатами, позволяющее созда­вать историю состояния объекта во времени, количественно оце­нивать изменение субъектов обучения и образовательной систе­мы, определять и прогнозировать направления их развития. Ос­новная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования [20].

К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей ка­чества образования, инструментарий, базы данных для накопле­ния информации, методики анализа, переработки и интерпрета­ции информации, программно-инструментальные средства обра­ботки данных. Ведущими функциями мониторинга в об­разовании являются: информационная, диагностическая, сравни­тельная и прогностическая. Основная сфера практическо­го применения мониторинга — информационное обес­печение управления качеством образования, осуществляемого раз­личными методами, в том числе и прямым административнымвмешательством.

Информация, накапливаемая в системе мониторинга, может использоваться для идентификации проблем в обучении, связан­ных с недостатками в методах преподавания, искажениями в про­порциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебни­ков и др. Она помогает оценивать последствия инноваций в обра­зовании, осуществляемых в государстве, регионе, районе или внут­ри отдельной школы. Данные мониторинга мотивируют руководство школ и преподавателей к улучшению своей деятельности и способствуют повышению ответственности за результаты учебно­го процесса.

Достоинства и недостатки мониторинга. Совокупность показателей мониторинга всегда согласована с наиболее общими тен­денциями в образовании, выработанными правительством стра­ны и другими органами управления образованием. Сбор обшир­ного количества данных и накопление описательной (дескрип­тивной) статистики не только важны для образования, но и име­ют политический смысл.

Статистика, описывающая состояние системы образования, может использоваться для демонстрации потребности в образова­тельных реформах, служить доказательством плохой работы пре­дыдущего управленческого состава в образовании или показывать преимущества проводимых в государстве реформ. Некоторые кри­тики систем мониторинга утверждают, что аналитики специаль­но выбирают для сообщения нужную информацию, которая за­висит от политических целей в образовании и способствует уси­лению централизованного контроля со стороны органов управле­ния образованием за результатами обучения.

Манипулирование данными мониторинга становится затруднительным, если они сравниваются с некоторыми стандартными количественными критериями или нормами выполнения тестов, установленными на уровне школы, района или региона. Подоб­ное сопоставление будет давать обоснованные результаты при ус­ловии статистической коррекции данных мониторинга с учетом дополнительных факторов, выравнивающих показатели каждой школы относительно средних показателей по району.

Мониторинг позволяет решать многие повседневные задачи диагностического характера. Данные, накапливаемые в школьном мониторинге, помогают выявить систематические трудности в усвоении отдельных разделов дисциплин, оценить эффективность инновационных методов работы учителей, диагностировать при­чины неудач отдельных учащихся, обоснованно связав их с предметными, социально-экономическими или другими факто­рами. В целом школьная система мониторинга обеспечивает об­ратную связь, позволяющую судить о сильных и слабых аспектах системы обучения.

Условия эффективного проведения мониторинга. Специалисты по мониторингу выделяют ряд условий его эффективности, среди которых:

- использование системного подхода, обеспечивающего слажен­ную работу механизма по сбору; обработке, анализу и интерпре­таций -информации;

- сочетание количественных и качественных методов измере­ния в мониторинге; - репрезентативная совокупность показателей мониторинга, учет различных, в том числе и косвенно влияющих на результаты обучения, факторов;

- корректная интерпретация данных мониторинга с учетом различных влияний и связей между показателями;

- репрезентативность выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в мониторинге;

- привлечение к проведению, мониторинга квалифицирован­ных специалистов и преподавателей школ;

- использование качественного инструментария и современ­ного программного обеспечения для обработки и анализа данных мониторинга;

- методическая и финансовая помощь со стороны органов уп­равления образованием разного уровня.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: