Тема: ПРОГРАММНАЯ УВЕРТЮРА
\ ВНИМАНИЕ! Задания данного урока учащийся выполняет в тетради. Записи учителю высылать необязательно. Знания по этой теме будут проверены в виде теста через урок. \
ЦЕЛЬ: будем учиться «читать» музыкальное произведение, и видеть в нем музыкальные образы. Увидим, как разворачивается сюжет в Увертюре.
1. Напиши сегодняшнее число. Запиши тему урока.
2. Проверь самостоятельную работу прошлого урока. Если надо, исправь:
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». 1 тема – мужественный образ Руслана. 2 тема- Любовь Руслана к Людмиле. Контраст- сопоставление.
Увертюра «Эгмонт». 1 тема - гнетущий и властный образ угнетателей; 2 тема - образ угнетенных, напоминающий плач. Контраст – столкновение.
3. Сегодня мы познакомимся подробнее с Увертюрой Людвига ван Бетховена «Эгмонт».
4. Запиши в тетрадь:
Людвиг ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
Прочитай учебник на стр. 138. Обрати особо внимание на сюжете трагедии Гёте «Эгмонт».
Бетховен создал музыку по сюжету этой трагедии -Увертюру. В основе ее лежит СОНАТНАЯ ФОРМА (музыка, которая состоит из следующих частей: ЭКСПОЗИЦИЯ, РАЗРАБОТКА, РЕПРИЗА, КОДА). Наша увертюра имеет еще ВСТУПЛЕНИЕ.
На прошлом уроке ты прослушал Вступление этой Увертюры. Прослушай ее еще раз по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ke-ztQ8NMQM (до 1мин 22 сек)
Ты услышал, как сменяют друг друга образы испанских угнетателей и завоеванный ими нидерландский народ.
Начнем заполнять таблицу, которая нам наглядно покажет, как меняется сюжет в этой увертюре:
Вступление | экспозиция | Разработка | реприза | Кода |
1. Испанские угнетатели 2. Нидерландский угнетенный народ |
Продолжим слушание. (слушаем с 1 мин. 22 сек. до 3 мин 58 сек)
Проследи, как постепенно из темы угнетенного нидерландского народа возникает героический образ Эгмонта, который возглавил восстание против испанцев.
Здесь снова возникают уже знакомые тебе чередующиеся темы испанских угнетателей и угнетенного нидерландского народа.
В таблицу вносим:
Вступление | экспозиция | Разработка | реприза | Кода |
1. Испанские угнетатели 2. Нидерландский угнетенный народ | 3.героический образ (Эгмонт) 4. чередующиеся образы вступления |
Слушаем далее. (с 3 мин 58 сек до 4 мин 46 сек)
Мы слышим напряженную музыку. Здесь происходит столкновение героического образа Эгмонта и угнетателей.
Вступление | экспозиция | Разработка | реприза | Кода |
1. Испанские угнетатели 2. Нидерландский угнетенный народ | 3.героический образ (Эгмонт) 4. чередующиеся образы вступления | 5. Столкновение героического образа Эгмонта и испанских угнетателей |
Слушая музыку далее до 6 мин. 57 сек. ты услышишь опять повторяющийся образ Эгмонта. Затем возвращаются темы испанских угнетателей и нидерландского народа. Постепенно тема испанцев становится все жестче и тяжелее, а тема нидерландцев все жалостливее. И вдруг музыка прерывается. Это смерть главного героя – Эгмонта.
Вступление | экспозиция | Разработка | реприза | Кода |
1.Испанские угнетатели 2.Нидерландский угнетенный народ | 3.героический образ (Эгмонт) 4. чередующиеся образы вступления | 5.Столкновение героического образа Эгмонта и испанских угнетателей | 6. героический образ Эгмонта 7. образы вступления 8. Смерть Эгмонта |
Как ты думаешь, какой образ будет показан в заключении-коде?
Проверь себя. Слушаем увертюру да конца. Из скорбной темы смерти возникает жизнеутверждающая тема Победы нидерландского народа! Музыка звучит гордо и торжественно.
Запиши в таблицу:
Вступление | экспозиция | Разработка | реприза | Кода |
1.Испанские угнетатели 2.Нидерландский угнетенный народ | 3.героический образ (Эгмонт) 4. чередующиеся образы вступления | 5.Столкновение героического образа Эгмонта и испанских угнетателей | 6. героический образ Эгмонта 7. образы вступления 8. Смерть Эгмонта | 9.Победа народа, образ торжества |
Бетховен хотел своей музыкой утвердить мысль, что победа всего народа всегда достигается благодаря героям, подобным Эгмонту! Запиши эту мысль в тетрадь после таблицы.
Еще раз прочитай все образы и проследи за развитием сюжета увертюры.
6. Продолжи разучивание песни, которую пели на прошлом уроке.
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=fld9fcFkJRg
- прослушай первые две строчки песни, как они поются? Попробуй спеть так, как спел певец. Затем так же прослушивай следующие 2 строчки и старайся спеть так же чисто, как певец.
-а теперь соедини то, что разучил и спой вместе с певцом.
Так же работай с припевом. Старайся запомнить текст песни.
МОЛОДЕЦ, ТЫСЕГОДНЯ ЗДОРОВО ПОРАБОТАЛ!
ДЕНЬ БЕЗ ВЫСТРЕЛА
Обращаюсь ко всем живущим,
Разных стран и наречий разных:
Ради жизни веков грядущих