Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей




Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене

Давыдова О.И.
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета г. Барнаула
Коврижных Е.В.
старший воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 11 “Рябинушка”" г. Заринска, руководитель региональной инновационной площадки в системе образования Алтайского края

Что делать, если дети в группе буквально "лезут на стену", несмотря на большое количество игрушек и дидактических материалов? Не запрещайте им этого. Главное, чтобы стена была развивающей. Создать такое пространство для самостоятельных игр несложно. Важно учесть возраст и интересы воспитанников, подобрать необходимый материал и подготовить педагогов к работе с ним.

 

Дизайн-мастерская по изготовлению элементов развивающей стены

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

 

Развивать самостоятельность у детей – задача педагогов

Согласно ФГОС ДО1 на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

По мнению психологов и педагогов, самостоятельность как интегративное качество личности включает знания, нравственно-волевые качества и чувства. На каждом возрастном этапе самостоятельность имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте она проявляется в личной мотивированной деятельности, самоорганизованности, инициативности, навыках самоконтроля и самооценки действий и поведения. К концу старшего дошкольного возраста у детей можно наблюдать проявление самостоятельности в разных видах деятельности: игре, труде, познании и общении.

Выстраивая работу по формированию самостоятельности у воспитанников, педагогам каждой группы нужно ориентироваться на их интересы, учитывать индивидуальные и возрастные особенности. В основе этой работы должны быть единые принципы и цели воспитания:

· черт характера: дисциплинированность, самообладание, терпение, трудолюбие, честность;

· умения принимать решения, отбирать и накапливать для этого необходимую информацию;

· устойчивого целостного мировоззрения;

· навыков повседневной жизни (знать правила личной безопасности, обладать навыками бытового самообслуживания, бережно относиться к вещам и т. д.);

· навыков общения (устанавливать и поддерживать контакты с другими детьми и взрослыми, разрешать конфликтные ситуации).

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, педагоги должны модернизировать образовательную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Развивающая стена в средней группе «Полянка»

Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей

Педагогические коллективы ДОО реализуют разные проекты с целью модернизировать образовательную среду в группах. Педагоги МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 11 “Рябинушка”» г. Заринска разработали и реализовали проект, основная идея которого –создать развивающую стену для самостоятельной образовательной деятельности дошкольников, которая позволит им познавать, творить, стремиться к достижению определенной цели2.

Развивающая стена в каждой группе своя. Она отражает предпочтения детей и воспитателей. Ее дизайн и наполнение соответствуют названию группы.

Например, в средней группе «Полянка» используется технология ярн-бомбинг (уличного вязания). Практически все компоненты развивающей стены выполнены из пряжи.

В средней группе «Веселый улей» стена замаскирована в сюжете, герои которого – пчелы. Они «прилетают» к дошкольникам с различными заданиями.

В старшей группе «Веселые гномы» дети с помощью развивающей стены «путешествуют с гномами по лесу». Каждый день к воспитанникам «приходит» (крепится на леску) новый гном с игровыми заданиями. Под деревьями педагог заранее прикрепляет геометрические фигуры с подсказкой, в каком конверте находится задание. Ребенок перемещает гнома от дерева к дереву по мере выполнения заданий.

В подготовительной группе «АБВГДейка» дошкольники встречаются с «живыми» буквами. Они предлагают задания каждому ребенку. Например, буква «М» – задания по математике, буква «Л» – логические игры и т. д.

Все задания дети выполняют в ходе самостоятельной деятельности, в удобное для них время и по желанию.

Панно с накладными элементами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: