Механизмы межличностного восприятия




Тема: Общение как восприятие людьми друг друга

Вид учебного занятия: лекция

Цель учебного занятия: изучить понятие:перцепция, механизмы межличностного восприятия и ответить на вопросы для самоконтроля.

План лекции.

1.Перцептивная сторона общения.

2.Функции социальной перцепции

3.Механизмы межличностного восприятия

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией.

Можно также выделить четыре основные функции межличностного восприятия:

  • познание себя;
  • познание партнера по общению;
  • организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
  • установление эмоциональных отношений.

Механизмы межличностного восприятия

Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция

Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития:

  • первый уровень — низший, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника;
  • второй уровень — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека;
  • третий уровень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Эмпатия (от греч. - сопереживание) - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

Термин "эмпатия" был введен Э. Титченером, который говорил: «Я не только вижу в других важность, скромность или гордость. Я чувствую эти черты, проигрываю их в уме».

Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И тот и другой аспекты важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по общению будет меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие.

Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (от лат. - обращение назад). Это осознание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом, умение посмотреть на себя со стороны глазами другого.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия, она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия.

Идентификация (от лат. - тождественность) отражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление ему себя. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Как на практике человек объясняет поведение других?

Например, человек опаздывает на свидание с приятелями. Один из ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта; другой предполагает, что опоздание - результат легкомыслия того, кто опаздывает, третий начинает сомневаться, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверное место встречи; а четвертый считает, что их специально заставляют ждать. Таким образом, у каждого свои представления о причине опоздания. Первый видит ее в обстоятельствах; второй - в особенности личности опаздывающего; третий видит причину в себе; а четвертый считает опоздание намеренным и целенаправленным. Причины опоздания совершенно по-разному мотивируются, причем это связано с тем, что приятели по-разному проводят атрибуцию.

Когда происходит каузальная атрибуция? Необходимость в ней появляется в тех случаях, когда возникают неожиданные преграды и трудности на пути совместной деятельности. Тогда люди прибегают к каузальной атрибуции своего или чужого поведения и пытаются таким образом оказать влияние на дальнейшие события. Причем, чем большие затруднения встречаются нам при взаимодействии, тем более серьезно мы подходим к поиску причин этих затруднений.

Можно ли предвидеть поведение партнера? Слова "я от него этого не ожидал", к сожалению, нередко можно услышать в общении. Обычно их произносят с недоумением и обидой. Но если спросить "непредсказуемого", почему он так поступил, с его точки зрения все окажется логичным и упорядоченным.

Способность взглянуть на события глазами другого человека называется децентрацией.

Вопросы для самоконтроля.

1.Дайте определение: Перцепция

2.Назовите механизмы межличностного восприятия

3.Назовите четыре основные функции межличностного восприятия.

4.Как на практике человек объясняет поведение других?

 

Рекомендуемая литература

1. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова. - Москва: Юрайт, 2019. - 463 с. - (Профессиональное образование). - URL: www.biblio-online.ru

2. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова. - Москва: Юрайт, 2019. - 437 с. - (Профессиональное образование). - URL: www.biblio-online.ru

 

Дополнительные издания:

 

1. Основы права: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Вологдин [и др.]; под общей редакцией А. А. Вологдина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 409 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02765-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/413585

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: