Влияние сквернословия на человека




За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз. Более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы. Увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации. Ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают дедушки и бабушки, мужчины и женщины, юноши и девушки, мальчики и девочки. Сквернословие негативно влияет не только на тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства.

По информации Фонда «Общественное Мнение» сегодня около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. 29% населения ее никогда не употребляют. При этом 64% против, а 32% считают, что употребление мата в речи недопустимо. Так ли безобидна эта вредная привычка? Почему люди сквернословят?

В связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодежная культура считает сквернословие нормой повседневной жизни. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь для подростка очень часто сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть чувство взрослости.

Но мало кто из ребят знает, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.

Использование и ответственность за употребление ненормативной лексики

Запреты на нецензурные выражения носят абсолютный, а не относительный характер, обнаруживая принципиальную независимость от контекста: матерщина считается в принципе недопустимой для произнесения (или написания) — даже и в том случае, когда она воспроизводится от чужого имени, как чужая речь, за которую говорящий (пишущий), вообще говоря, не может нести ответственности. Иначе говоря, данный текст не становится чистой цитатой: в любом контексте соответствующие слова как бы сохраняют непосредственную связь с содержанием, и, таким образом, говорящий каждый раз несет непосредственную ответственность за эти слова.

 

Итак, шуточное, игровое употребление ни в коем случае не снимает с говорящего ответственности за слова такого рода, не превращает их в простую условность, в частности их нельзя повторить или употребить отстраненно.

Еще одно из проявлений сквернословия - намеренный эпатаж, вызов обществу, попытка разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк - от надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных выступлений некоторых представителей интеллигенций и, так сказать, произведений искусства - книг, кинофильмов, спектаклей. В текстах великой русской литературы достаточно широко распространен в некоторых произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.В.Маяковского.

Ответственность за употребление мата.

Согласно Кодексам об административных правонарушениях русскоязычных стран, а именно России (статья 20.1) публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство, наказываемое штрафом или административным арестом.

Статья 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

1. Мелкое хулиганство,выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, — влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

 

.

Опрос среди подростков

Для понимания картины происходящего, я провел опрос. На основании него, разработать памятку для профилактики сквернословия.

Цель опроса – выявление количества подростков, использующих сквернословие

Были предложены такие варианты ответа:

-Употребляю часто, абсолютно везде

-Употребляю нередко, соблюдая компанию и место

-Употребляю редко, для улучшенной передачи эмоций во время разговора

-Не использую

Опрос определил:

20% Часто употребляют в речи сквернословие

47% Используют неприличную лексику в компаниях

25% используют для передачи эмоций

8% Не употребляют сквернословие в своей речи

Опрос был проведен среди 300 человек, средний возраст которых около 16-17 лет.

Исходя из эксперимента можно понять, что 92% опрошенных используют так или иначе сквернословие в своей речи.

Такие результаты считаю неудовлетворительными, это ненормально.

На основании данного опроса я буду проводить мероприятия, направленные на профилактику использования нецензурной брани.

 

 

Практическая часть

Цель: коррекция и профилактика ненормативной лексики в подростковой среде.

Задачи: расширение лексического словаря подростков, воспитание нравственного отношения к окружающим, развитие познавательных интересов и творческих способностей.

С причинами употребления мы ознакомились ранее. Теперь же нужно разработать комплекс мер, направленных на профилактику сквернословия среди подростков.

Предлагаемые меры:

1) Использовать памятку, разработанную мной, целью использования которой является искоренение сквернословия.

2) Проведение профилактической беседы в одном из классов.

1.Само понятие памятка обозначает небольшой буклет или лист бумаги, на котором будут описаны основные действия и рекомендации. В моем случае на ней должны быть рекомендации, которые должны будут помочь подростку убрать сквернословие из своей речи.

Она должна включать в себя рекомендации и советы, с помощью которых, подросток сможет самостоятельно искоренить сквернословие из своей речи. Приступая к разработке, я учитывал все факторы, влияющие на речь подростка, а также все причины употребления сквернословия.

Основные требования:

-простота понятия

-легкая запоминаемость

-не броский дизайн, для более хорошего восприятия памятки

-возможность передавать ее с помощью электронных носителей(например для того, чтобы поставить ее на заставку телефона)

Также выделил факторы, которые стоит включить в памятку:

-окружающие люди(друзья, близкие, одноклассники)

-желание выделиться

-противодействие общественным устоям

-меры наказания

-небольшой словарный запас

-привыкание и психологические барьеры

2. Далее я приступил к проведению небольшого урока по профилактике сквернословия.

Выбор пал на десятые классы, ведь именно в возрасте 16-17 лет подростки наиболее активно используют нецензурную лексику в речи.

1.Проведение лекции на тему:

«Возникновение мата и его влияние на жизнь, и здоровье человека»

для десятого класса.

Цель: информирование учеников о данной проблеме.

Рекомендации: Данное мероприятие должно проводится без учителя и в неформальной обстановке, ведь во время беседы, главное – атмосфера, в которой она проходит для наиболее правдивых и правильных результатов.

 

1.Выяснить ситуации, в которых подростки чаще всего используют мат.

2.Выяснить - для чего подросткам необходим мат.

3.Просветить подростков о происхождении мата.

4.Просветить старшеклассников о влиянии мата на здоровье.

Обсудить, что из полученной информации было интересным и что заставило задуматься. Какие выводы они для себя сделали.

Во время урока рассказал им про психологию употребления сквернословия, также провел беседу на тему «Делает ли тебя крутым употребление сквернословия среди своих сверстников?».

Далее был показан видеоролик о вреде мата на организм человека.

Итог:

Выяснилось, многие понимают, что использование ненормативной лексики не выделяет их среди друзей, это уже дело привычки, от которой они, к сожалению, не в силах избавится. Проблему привычки я позднее добавил в свою памятку.

Также после диалога, учащиеся поняли, что использование сквернословия со стороны выглядит неприлично и сразу описывает их, как некультурных людей, забывших простейшие правила этики.

 

Заключение

В результате проведенной работы можно выделить некоторые факты. Многие бранные являются исконно русскими, а точнее славянскими. Их использовали как заклинания для вызова нечистой силы. Постепенно мат проник в разные слои общества. В настоящее время мы можем услышать бранные слова в разных проявлениях: а) привычная брань, как показатель полного бескультурья, так называемый мат «для связки слов», б) сквернословие для выражения чувств и эмоций, в) эпатажное сквернословие, как вызов обществу или намеренное стремление нарушить общепринятые правила.

В своей работе мы попытались показать истоки зарождения сквернословия, его этимологию, его использование в быту, литературе.

Проведенные нами исследования показали, что сквернословие в подростковой среде распространяется очень широко, и уже нередко можно встретить дошкольника произносящего матерные слова, при этом оно утрачивает первоначальное значение, и используется в качестве связки слов. Ненормативную лексику употребляют люди, окружающие подростков, причем более половины из них делают это обдуманно с целью оскорбить или обидеть собеседника. И не смотря на это, все опрошенные считают, что нужно искоренять ненормативную лексику в обществе. Многие даже догадываются, что бранные слова плохо влияют на их здоровье, при этом не могут объяснить, в чем заключается плохое влияние. Что касается отношения к употреблению бранных слов в речи, в музыке, в литературе все подростки и люди старшего поколения считают, что это плохо, и не хотят, чтобы их будущие дети слышали и использовали эти слова.

Для того чтобы привычка сквернословить не стала нормой жизни и не привела к непоправимым изменениям здоровья нашего поколения и к вырождению нации в целом, нужно в учебных заведениях, в семье, в средствах массовой информации уделять больше внимания этому вопросу, привлекать общественность. И рассказывать, не только о вреде курения, алкоголя, наркотиков, но и о вреде сквернословия.

Круг здоровых интересов и позитивных увлечений подростков в наше время достаточно обширен и охватывает различные области: музыка, спорт, изобразительное искусство, литература, моделирование, современные компьютерные технологии. Мы молодые люди ХХI века стоим на пороге больших свершений и открытий, наши знания и навыки позволяют нам обойтись без этих слов!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: