Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии




24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;»

 

Такой аргумент достаточно слабый и не выдерживает никакую критику. Хотя бы потому, что разговор идет не о езде на ТС оборудованным 8 и более пассажирских мест, а, опять же, о виде деятельности, которую Вы не осуществляете.

Но существуют и другие законодательные акты в сфере автомобильных перевозок, в частности, основа основ - Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (приведен с изменениями закона о лицензировании). Тут интерес вызывает 20 статья, в которой перечислены требования для всех эксплуатирующих ТС лиц, в том числе и для Физических лиц:

 

«Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

…»

Далее довольно большой перечень обязанностей: проводить контрольные осмотры ТС, иметь в штате аттестованного специалиста БДД, обеспечивать соблюдение Устава автомобильного транспорта и другие. Нет ни слова о необходимости иметь лицензию, т.к. фактически этот закон не отвечает за лицензирование, но, тем не менее, его рассмотреть мы обязаны, т.к. он напрямую выдвигает требования к БДД и требования к соблюдению других законодательных актов этой сферы.

При этом, хочу отметить, что требования эти расписаны для Юр. лиц и ИП, для физ. лиц требования указаны в пункте 3 данной статьи.

 

«3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств.»

 

Фактически, к физическим лицам, согласно этой статьи, три основных требования: предотвращать ДТП, следить и поддерживать ТС в технических исправном состоянии, а так же, проводить ТО согласно регламенту.

 

Т.е. и в 196-ФЗ нет ни слова о том, что физическому лицу, которое не осуществляет вид деятельности по перевозке пассажиров, требуется лицензия.

Дальше рассмотрим Федеральный закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Окунемся в понятие пассажир, тут надо отметить, что на данный момент это понятие не стыкуется с требованием законодательства о лицензировании, по причине того, что закон о лицензировании говорит нам о том, что 8 и более пассажирских мест (а равносильно 8 и более пассажиров), в том числе для собственных нужд. И вот фраза для собственных нужд идет в противоречие с определением пассажира согласно Уставу автомобильного транспорта:

«Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

12) пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;»

 

Т.е. фактически наши работники, которых перевозят в развозках от дома до работы и обратно не являются пассажирами, т.к. они не заключают договор на перевозку? Но оставим это в рамках мелких придирок, т.к. при изменении принципиально важных моментов, затрагивающих множество законодательных актов всегда будут «ляпы», которые, в последствии, устраняются.

Далее остановимся на еще одном пункте, а именно особенности лицензирования пассажирских перевозок автобусами:

«Статья 3.2. Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

1. Сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах, которые используются для осуществления подлежащей лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - лицензируемый вид деятельности), включаются в реестр лицензий. Состав указанных сведений устанавливается положением о лицензировании данной деятельности.»

 

Даже тут сказано, что в реестр лицензий включаются только те автобусы, которые используются для осуществления подлежащей лицензированию деятельности. Т.е. Если бы Вы использовали автобус для этого вида деятельности, тогда это было бы обязательным требованием, но Вы его используете для себя, т.е. да, Вы перевозите пассажиров, но не в рамках осуществления какого-либо вида деятельности.

 

Если подытожить, то для распространения на Вас требования о необходимости иметь лицензию Вам необходимо:

1 – Быть Юр. лицом или ИП

2 – Осуществлять лицензируемый вид деятельности, т.е. не просто взяли семью на отдых, а именно перевозить пассажиров в рамках деятельности

Всего два пункта, которые отгораживают Вас от лицензии и этого более чем достаточно. Но при этом не забывайте о законодательстве о тахографии, на данный момент упорно идет речь о том, что обязать физических лиц ставить тахографы, пока этот вопрос находится в подвешенном состоянии и требования такого еще нет.

Такого ответа вполне должно хватить для отстаивания своих прав при проверке сотрудниками УГАДН. Ссылаясь на то, что Вы не осуществляете коммерческие перевозки, Вы можете поставить себя под удар, т.к. это означает, что Вы не следите за законодательством и Вам можно сказать, что угодно, и Вы не сможете ответить. А сослаться на то, что требование лицензии относится только к юр. лицам и ИП, которыми Вы не являетесь, а так же к ведению вида деятельности по перевозке пассажиров, которым Вы тоже не занимаетесь, уже будет более весомым аргументом.

Что касается штрафа в 50 тыс. рублей довольно сомнительное утверждение, т.к., как уже говорилось выше, осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии это уголовная статья (но это не значит, что штраф там не предусмотрен), а вот если организация имеет лицензию и нарушает ее требования, тогда да, штраф 50 тыс. рублей вполне возможен. Но опять же организация, а не физическое лицо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: