Задания для самостоятельного выполнения. Ответ:Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей




Задание 1. Найдите в Интернете и сохраните в свою папку Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". В Законе сформулировано понятие «информационная безопасность детей», а также виды информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. Данный материал необходимо оформить в виде отчета.

 

Ответ: Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

 

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия), преступления или иного антиобщественного действия; (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 93-ФЗ)

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

 

Задание 2. Найдите в Интернете в законодательных актах понятие авторского права. Приведите примеры ответственности за нарушение авторских прав.

 

Ответ: Авторское право — это право интеллектуальной собственности. Каждый, кто вложил время, средства и умственный труд в создание какого-либо произведения, хотел бы защитить своё творение. В понятии «авторское право» различают три определения: автор, субъект и объект права. Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение.

Административная ответственность.

Следует отметить необходимость наличия цели извлечения дохода. Это - существенное условие для привлечения к административной ответственности.

Наказание - административный штраф с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения. Размер штрафа сложно назвать серьёзным:

для граждан - от 1500 до 2000 руб.,

для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.,

для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

При этом в случае недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении в оборот товара с незаконным использованием объектов авторского права (а равно и иных результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации) ст. 14.33 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере:

для должностных лиц - штраф от 20 000 руб. либо дисквалификация на срок до трёх лет;

на юридических лиц - штраф от 1% до 15% размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 000 руб.

К административной ответственности по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ лицо привлекается в том случае, если размер ущерба не достиг необходимой для квалификации деяния как преступления по ст. 146 УК РФ минимальной отметки в 100 000 рублей.

При этом указанный размер исчисляется не по стоимости контрафактных товаров, а по стоимости правомерно вводимых в гражданский оборот товаров.

Согласно ст. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. № 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака"

Уголовная ответственность.

К уголовной ответственности лицо привлекается в том случае, если нарушение авторских прав было совершено в крупном или же особо крупном размере. При крупном размере стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 100 000 руб., а в особо крупном размере - 1 000 000 руб. Как уже отмечено выше, размер ущерба рассчитывается исходя из стоимости при правомерном использовании.

Уголовная ответственность подразумевает уже куда более серьёзное наказание.

Так, присвоение авторства (плагиат) (ч. 1 ст. 146 УК РФ) при наличии крупного ущерба, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

А незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, совершенные в крупном размере (ч. 2 ст. 146 УК РФ) наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В случае же незаконного использования объектов авторских или смежных прав в особо крупном размере, или же в том случае, если лицо совершило деяние с использованием служебного положения, или деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 3 ст. 146 УК РФ), то такие действия наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

При этом согласно п. 5 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 г.

Гражданско-правовая ответственность.

Привлечение к гражданско-правовой ответственности часто представляется наиболее результативным методом воздействия на нарушителя по ряду причин.

Поскольку правоохранительные органы нередко работают неэффективно, то даже простое привлечение нарушителя к административной ответственности - уже неплохой результат. То есть, далеко не каждое нарушение означает неминуемое наступление даже административной ответственности. Но и в случае такого скромного успеха, как можно заметить, максимальный размер штрафов слишком незначителен, чтобы считататься адекватным наказанием для злостного нарушителя.

Ни один недобросовестный предприниматель или юридическое лицо, зарабатывающие на нарушениях интеллектуальных прав, не изменят вектор направления своей деятельности в результате штрафа даже в 40 тысяч рублей, если эти нарушения позволяют им получать в десятки раз больше ежемесячно. Это может демотивировать только законопослушных нарушителей, которые случайно нарушили авторские права.

И, что ещё следует отметить, даже максимальный штраф не соразмерен трудозатратам всех тех, кто сделал взыскание этого штрафа возможным (должностное лицо ОВД, представитель правообладателя, судья и работники аппарата суда, сотрудники ФССП и т.п.). Не стоит забывать и про иные расходы. Например, бумага для печати даже в государственных учреждениях под фотографиями президента не самозарождается. То есть, для привлечения одного нарушителя к ответственности, необходимо потратить немалые бюджетные деньги, и штраф эти расходы, как правило, не компенсирует в полном объёме. Поэтому такое наказание сложно назвать справедливым даже в самых общих чертах. Рассматривая положение дел с позиции правообладателя, нарушенное право и затраты которого фактически не восстановлены, причины популярности привлечения к гражданско-правовой ответственности становятся очевидными.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторского права предусмотрена ст. 1250 - 1253 ГК РФ. Указанные нормы содержат целый ряд мер: от возмещения убытков правообладателя до ликвидации систематического нарушителя - юридического лица. Своеобразной вишенкой на торте выступает возможность предъявить иск к нарушителю с целью взыскания убытков или компенсации за нарушение исключительных прав. В отличие от штрафов, такая компенсация подлежит взысканию не в бюджет РФ, а в "бюджет" правообладателя, чьи права были нарушены.

 

Задание 3. Что такое Институт онлайновой безопасности семьи (Family Online Safety Institute) и какие рекомендации он дает.

Ответ: Некоммерческая организация Институт онлайновой безопасности семьи FamilyOnlineSafetyInstitute - FOSI https://fosi.org - работает над созданием более безопасного мира для детей и их семей, исследуя и используя передовой опыт, инструменты и методы в области интернет-безопасности, которые в то же время не ограничивают свободу самовыражения.

Основные рекомендации психологов

Перечислим основные рекомендации отечественных психологов и специалистов данной организации:

1. Чаще разговаривайте с ребенком, узнавайте его проблемы и тревоги.

2. Меньше порицайте ребенка и больше говорите о его положительных качествах. Этим вы заслужите его доверие и станете для него не только родителем, который учит жизни, но и другом, который всегда выслушает. Спокойно выслушайте его, постарайтесь понять, почему в данной ситуации он поступил именно так, поясните ему, что вы его понимаете, приведите по возможности личный пример и дайте рекомендации, как следует себя в вести в данной ситуации.

3. Помните, что очень часто дети уходят в себя и, как следствие, уходят в виртуальный мир или попадают в сомнительную компанию, потому что не видят интереса к себе родных людей и считают, что родители не понимают их и не любят.

4. Если вы не можете наладить контакт с ребенком, обратитесь за помощью к психологу в школе или в психологических центрах.

5. Вы не можете просто запретить своему ребенку посещать Интернет, так как, во-первых, он должен развиваться "в ногу со временем" и не должен отставать в развитии от своих сверстников, а во-вторых, он все равно будет посещать интернет-сайты, но только без вашего ведома, что еще больше увеличит угрозу.

Основные рекомендации для восстановления доверия в семье

1. Уделяйте немного времени в день для общения с ребенком. Основным моментом в таком общении является прямой контакт "глаза в глаза". Такой контакт не стоит осуществлять при ссоре, так как у ребенка должна выработаться ассоциация, что "глаза в глаза" означает доверительные отношения.

2. Нужно начинать и заканчивать день вместе с ребенком. Каждое утро будите ребенка с хорошим настроением. В зависимости от его возраста постарайтесь укладывать его спать. Для младших школьников можно почитать сказку на ночь, с более старшими полезным будет провести душевную беседу.

3. Объясните детям, что если в Интернете их что-либо беспокоит, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.

4. Используйте Интернет для семейного общения. Будет хорошим развлечением, если вы придумаете занимательное для вас и вашего ребенка хобби, например, можно вместе поискать в Интернете веселые картинки на определенную тематику или создать семейный онлайн-фотоальбом. Во время совместного посещения глобальной информационной сети стоит ненавязчиво рассказывать ребенку об основных правилах и культуре поведения в Сети, обращать внимание на скрытые угрозы, а также анализировать реакцию ребенка на негативную информацию и т. д.

5. Развивайтесь с Интернетом. Вначале следует рассказать ребенку о том, для каких полезных и интересных вещей вы сами используете Интернет, также желательно почаще беседовать с ребенком относительно того, что он нового и интересного узнал в глобальной информационной сети.

6. Стоит вместе с ребенком искать в Интернете ответы на вопросы, которые ему интересны. На практике покажите, сколько интересной информации можно найти в глобальной сети.

7. Научите его, как с помощью Интернета можно избежать проблемных ситуаций, например о том, как не заблудиться в незнакомом месте (использование карт), как найти нужную информацию или получить ответ на свой вопрос. Но, показывая ребенку многогранность Интернета, не забудьте рассказать о правильном отношении к нему.

8. Обратите его внимание на то, что общение с друзьями, которые живут далеко, - это одно из самых потрясающих возможностей глобальной информационной среды, но общение только с виртуальными друзьями является опасным и негативным последствием чрезмерного использования Интернета.

9. Нужно учитывать, что у детей разных возрастных групп отличаются интересы, а также понимание окружающего мира и реакция на различные события, поэтому важно понять, в каком объеме и виде необходим Интернет маленьким пользователям в том или ином возрасте.

Рекомендации для родителей, столкнувшихся с рисками виртуальной среды

1. Необходимо установить с ребенком положительный эмоциональный контакт, провести беседу о том, что случилось. Расскажите о своем волнении за него. Ребенок обязательно должен доверять вам и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации для того, чтобы помочь ему.

2. Постарайтесь внимательно выслушать рассказ ребенка о том, что произошло. Важно понять и оценить, насколько серьезно произошедшее и как серьезно это могло повлиять на ребенка.

3. Если ребенок в результате инцидента расстроен чем-то увиденным (как пример, кто-то взломал его личный профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (в результате интернет-мошенничества потратил ваши или свои деньги) - постарайтесь его обязательно успокоить и вместе с ним разберитесь в данной ситуации. Выясните, что могло привести к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете.

4. Если данная ситуация каким-то образом связана с насилием в Интернете относительно вашего ребенка, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить всю историю взаимодействий ребенка и агрессора, выяснить существуют ли договоренности о встречах в реальной жизни; узнать бывали ли такие встречи и какая информация известна агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, телефон, адрес, номер школы и т.п.), настаивайте на избегании встреч ребенка с незнакомцами, проверьте и проанализируйте все новые контакты ребенка за последний промежуток времени.

5. Следующим вашим шагом должен стать сбор полной информации о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств - зайдите на страницы сайтов, где он был, просмотрите список его друзей и прочитайте переписки, которые вел ваш ребенок. При необходимости сохраните эту информацию - это может вам пригодиться (например, в правоохранительных органах).

6. Если в результате вы не уверены в оценке серьезности данного происшествия с вашим ребенком или чувствуйте, что ребенок недостаточно откровенен или не готов идти с вами на контакт, обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.).

 

Задание 4. Найдите в Интернете понятие «цифровая грамотность». Укажите источники найденной информации.

 

Ответ: Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

1. https://didaktor.ru/chto-vxodit-v-ponyatie-cifrovoj-gramotnosti-nebolshaya-replika/

2. https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/540/

 

Задание 5. Перечислите к какой ответственности (уголовной и административной) за нарушения в информационной сфере могут привлечь гражданина Российской Федерации.

Ответ: В соответствие с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Согласно Статье 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Лица, виновные в нарушении требований статьи 14.1 настоящего Федерального закона в части обработки, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 482-ФЗ)

2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

4. Провайдер хостинга, оператор связи и владелец сайта в сети "Интернет" не несут ответственность перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации и (или) ограничение ее распространения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. (часть 4 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 187-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 364-ФЗ)

 

Задание 6. Найдите и сохраните в свою папку «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Ознакомьтесь с мерами, направленными на обеспечение информационной безопасности детства, представьте их в отчете.

 

Ответ: Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах.

Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.

Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.

Создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей.

Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: