Реформы календаря и пасхалии.




Магистерская диссертация Крутенко Ивана Федоровича. Вместо лекции, которая по сути – краткое изложение диссертации

2012

1.1. Юлианский календарь:

История юлианского календаря начинается 1 января 45 года до Р.Х., когда римский правитель Юлий Цезарь установил в Римской республике новый календарь, названный его именем - юлианским. Система юлианского календаря была разработана группой Александрийских ученых во главе с Созигеном в связи с необходимостью исправить довольно значительные погрешности старого календаря, заимствованного в Египте. Египетский календарь содержал в себе ровно 365 дней в году, в то время как продолжительность истинного тропического года[1], составляет 365,242196 дней. Разница в 0,242196 (т.е. в 5 часов 48 минут 46 секунд) давала погрешность приблизительно в 1 день каждые 4 года между египетским и тропическим годом. За 1460 лет такая погрешность увеличивалась уже до 365 дней, т.е. достигал целого года. Это означало, что тот календарь, по которому жили люди в Египте, а потом и в Риме в очень значительной степени не совпадал с циклом движения небесных светил, что приводило к тому, что весна постепенно приходилась на лето, зима на весну и т.д., День весеннего равноденствия в течение 1460 лет смещался сначала на лето, потом на осень, зиму, и затем снова возвращался на свое прежнее место. Такая система была очень неточной и неудобной для людей, что и вызвало необходимость в календарной реформе, которую в 45 году провел Юлий Цезарь.

В результате реформы погрешность в значительной степени была исправлена, а сам календарь стал намного более точным. Это было достигнуто благодаря тому, что на каждые 4 года добавлялся еще один дополнительный день, тот самый который ранее накапливался в результате погрешности. Год, в который добавляли этот дополнительный 366 день, получил название високосный. В среднем по юлианскому календарю один год стал составлять 365, 25 дней. Это позволило сделать календарь намного более точным. После реформы, разница между тропическим и календарным годами значительно сократилась и стала составлять 365, 25 - 365,242196 = 0,007804 (т.е. всего 11 минут 14 секунд). Это означало, что если раньше погрешность в 1 день накапливалась за 4 года, то после реформы только за 128 лет. Для того времени этого было вполне достаточно.

 

1.2. Пасхалия:

Отличительной особенностью празднования Пасхи в первые века христианства было то, что праздничный день рассчитывался по иудейскому календарю. Иудейский календарь был лунным и состоял из 12 месяцев. Он не был привязан к движению солнца и насчитывал 354,36 дней в году. Разница между лунным и солнечным календарем достигала 10,87 дней в году, в связи с чем, по мере необходимости, в лунный год вставлялся еще один дополнительный месяц.

Пасха, согласно иудейской традиции, совершалась в 14-й день первого месяца лунного года. Этот месяц назывался нисан (или авив). Так как лунный месяц начинался с новолуния, то 14 день всегда выпадал на полнолуние. Кроме этого, Пасха должна была совершаться после дня весеннего равноденствия. Таким образом, согласно иудейскому календарю, Пасха совершалась ночью в первое полнолуние первого лунного месяца, после дня весеннего равноденствия.

В первом веке на фундаменте такого исчисления времени сложились 2 традиции празднования Пасхи в христианской Церкви. Согласно первой – празднование Пасхи совершалось в день 14 нисана (в день иудейской Пасхи), на какой бы день недели не приходилась эта дата. Христиане, которые следовали этой традиции, позже получили название «четыренадесятники». Позже родилась другая традиция, согласно которой Пасху было решено праздновать в первый воскресный день после 14 нисана, т.е. через несколько дней после иудейской Пасхи, так как согласно Евангелию Христос воскрес в первый день после субботы (Мф 28, 1). Обе традиции имели свое богословское обоснование и мирно существовали на протяжении первых двух веков. Первый серьезный конфликт между последователями этих традиций произошел только в конце 2-го века.

Во втором же веке произошло еще одно событие. В связи с неудачным восстанием иудеев 132-135 гг. само слово Иудея было стерто с карты Римской империи, а иудеи оказались в рассеянии. Празднование Пасхи в разных частях света с этого времени начинает совершаться ими различно и чтобы сохранить единство народа, было принято решение перейти с лунного календаря на более точный лунно-солнечный. В результате реформы день 14 ниссана стал рассчитываться по-новому и часто выпадать раньше весеннего равноденствия. Согласно христианским пасхалистам, это было неправильно, поэтому в это же самое время в Церкви начинается собственная календарная реформа, в результате которой появляются пасхальные таблицы.

Основным пунктом разногласия с новым иудейским календарем был день весеннего равноденствия. Если раньше иудейская Пасха совершалась не раньше дня весеннего равноденствия, то теперь, после перехода на лунно-солнечный календарь, иудейская Пасха время от времени стала совершаться раньше равноденствия. Это и вызвало решение христиан создать свою собственную христианскую пасхалию, независимую от нового неправильно вычисленного иудеями дня 14 нисана.

Сразу две кафедры начали работать над новой пасхалией - Римская и Александрийская. Результатом их трудов становится появление пасхальных таблиц, в которых максимально точно были соединены два календаря – лунный и солнечный, и согласно которым празднование Пасхи могло совершаться только после дня весеннего равноденствия.

Большинство Церквей к III веку переходит на празднование Пасхи по новому лунно-солнечному календарю. Но не все. Часть христиан продолжало придерживаться старой традиции и совершать Пасху в зависимости от дня 14 ниссана. Таких христиан стали называть «протопасхиты», так как Пасха часто совершалась ими раньше дня весеннего равноденствия. Именно против такой практики, нарушающей церковное единство, и была направлена деятельность I Вселенского собора 325 года, а также 1 прав. Антиохийского Собора 341 года и 7 правило св. апостолов, запрещающее праздновать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями », т.е. запрещающее следовать традиции, согласно которой празднование Пасхи зависело от нового иудейского календаря.

Запрещение, как мы видим, касалось не совместного с иудеями празднования Пасхи, а совершения Пасхи раньше дня весеннего равноденствия. Об этом в IV веке свидетельствует и св. Епифаний Кипрский: «Пасха не может совершаться, если не прошло равноденствие, что иудеями не соблюдается [...]. Мы совершаем Пасху после равноденствия, хотя бы и они совершали, так как и они вместе с нами часто совершают ее. А когда они совершают Пасху прежде наступления равноденствия, то совершают одни»[2]. Действительно, мы видим, что на протяжении целых 5 веков после I Вселенского собора христианская и иудейская Пасха неоднократно совпадали. Например, в IV веке, после 325 года, христиане праздновали Пасху вместе с иудеями 6 раз – в 343, 347, 367, 370, 374 и 394 гг.! Также было и в последующие века. Только к концу VIII века, когда разница между юлианским и иудейскими календарями значительно увеличилась, такие совпадения и совместные празднования прекратились. Последний раз христианская Пасха совпала с иудейский в 783 году.

Все это ярко свидетельствует о том, что почти все первое тысячелетие христиане спокойно относились к тому, чтобы праздновать Пасху в один день с иудеями. Главным условием для них было – соблюдение дня весеннего равноденствия.

1.3. Григорианский календарь:

Несмотря на всю простоту и удобство юлианского календаря, его погрешность была значительной и способствовала тому, что с веками разница между календарными датами и реальным астрономическим временем все больше увеличивалась. «Юлианский календарь в качестве календаря солнечного вполне приемлем для использования его на протяжении всего нескольких сот лет, но не тысячелетий»[3]. К XVI веку такая разница достигла 13 дней. С позиции церковной символики это было недопустимо. Например, праздник Рождества Христова, который до IV века совершался 6 января в день Богоявления, в середине IV века был перенесен на день зимнего солнцестояния, «когда “солнце поворачивается на лето” и, следовательно, обещает нам, что со временем совершится победа жизни над смертью»[4]. Возможно, это было сделано с целью вытеснить широко распространенный по всей Римской империи праздник «дня рождения непобедимого солнца», который со времен Юлия Цезаря приходился на день зимнего солнцестояния 25 декабря, когда было заметно увеличение светового дня. К XVI веку день зимнего солнцестояние удалился от того отношения Земли и Солнца, какое было в 4 веке, уже на 10 дней, тогда как Рождество Христово по-прежнему праздновалось везде 25 декабря. То же самое касалось и дня весеннего равноденствия, от которого напрямую зависело празднование Пасхи. К XVI веку реальный день весеннего равноденствия «убежал» на 10 дней вперед от того дня по которому с IV века каждый год производился расчет празднования Пасхи. Плюс к этому, вследствие неточности уже лунного календаря – накапливалась погрешность в одни сутки за 310 лет. К XVI веку такая погрешность увеличилась на четверо суток, результатом чего стало то, что Пасха стала совершаться не в первое, а во второе воскресение после дня астрономического полнолуния. Все это порождало несоответствие с Никейскими календарными установлениями и требовало исправлений.

К XV веку все эти ошибки были замечены как на западе, так и на востоке. Начинаются обсуждения о необходимости исправления календаря. На востоке известный ученый Никифор Григора в 1324 году составляет проект согласования пасхалии с астрономической действительностью, и передает свои разработки на рассмотрение патриарху и императору. Вслед за ним, в 1372 году монах Исаак Ангирий писал, что «без исправления юлианского календаря невозможно разработать совершенную Пасхалию»[5]. Однако впоследствии, в связи с падением Византийской империи и все возрастающими эсхатологическими ожиданиями скорого пришествия Христова, на востоке к календарным изменениям так и не приступили. На западе же, наоборот, интерес к этому вопросу все больше увеличивался и находил все большее число сторонников. В 1572 на папский престол вступает Григорий XIII, профессор канонического права Болонского университета и один из сторонников календарной реформы. Сразу после восшествия на престол им была создана специальная комиссия по исправлению неточностей календаря и «пасхалии». Комиссия проработала почти десять лет и 24 февраля 1582 года папа Григорий издал буллу, в которой возвестил всему западному миру следующее решение: «Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого со времени Никейского собора оно отступило на десять дней приблизительно, и XIV Луне вернуть ее место, от которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и XIV Луна со своих мест никогда не сдвигались»[6].

В первую очередь было решено исправить ту погрешность, которая накопилась в календаре за 16 столетий, начиная с 45 года до Р.Х. Это было сделано путем «выбрасывания» 10 дней из календаря – после 4 октября 1582 года шло сразу 15 октября. Благодаря этому день весеннего равноденствия вновь вернулся на свое законное место – 21 марта.

Далее, чтобы избежать накопления подобных ошибок в будущем, было решено исправить календарную систему и сделать ее более точной. Так же как и раньше, каждый четвертый год оставили високосным, т.е. к нему добавлялся дополнительный 366 день. Но так как простая система с високосным годом получается немного длиннее истинного тропического года (на 11 минут 14 секунд), то теперь на каждые 400 лет было принято решение убирать 3 високосных года. То есть на каждые 400 лет стало 303 простых года и 97 високосных. В результате этого один год в григорианском календаре стал составлять 365,2425 дней. Погрешность в сравнении с юлианским календарем сократилась с 365, 25-365,242196=0,007804 (11 минут 14 секунд) до 365,2425-365,242196=0,0003 (26 секунд). То есть, теперь ошибка нового календаря стала составлять всего 1 день за 3333 года. Кроме этого, реформа предусматривала корректировку неточностей соотношения календарного лунного цикла с реальными фазами Луны. Календарь был разработан итальянским астрономом Алоизием Лилиусом и германским математиком и астрономом Христофором Клавиусом, однако получил название «григорианский» по имени папы Григория XIII который его утвердил. Новый григорианский календарь вступил в силу с 5 октября 1582 года, которое стало 15 октября, и постепенно получил всеобщее распространение на Западе.

Однако, не смотря на большую точность, григорианский календарь не был лишен и некоторых недостатков, связанных в первую очередь с теми особенностями литургической жизни, которые сложились в Церкви за предыдущие века. Так, к примеру, полностью разрушалась система «зрячей пасхалии». В юлианском календаре, вследствие большей простоты, последовательность дат Пасхи повторялась каждые 532 года, что позволило составить особый пасхальный цикл, названный индиктионом. Благодаря индиктиону, можно было с точностью определить дату празднования Пасхи на любой год, определить начало постной триоди, продолжительность Петрова поста, переходящие праздники пасхального периода и согласовать их с неподвижными праздниками, которые выпадают на это время. Благодаря 532-летнему циклу, все это становилось известным на каждый год, поэтому такая система и получила название «зрячей пасхалии». Григорианский же календарь, ради большей точности был вынужден пожертвовать простотой, в результате чего последовательность дат Пасхи стала повторяться не раз в 532 года, а раз в 5700000 лет. Вычислить цикл на такое большое количество лет было практически невозможно, поэтому система западной пасхалии становилась скорее линейной, чем цикличной и «зрячая пасхалия» утрачивалась.

Кроме этого, в связи с тем, что для возвращения дня равноденствия на свое законное место, из календаря были убраны 10 дней, период празднования Пасхи также сместился на 10 дней. Из-за этого менялись согласования подвижных и неподвижных праздников, которые были установлены в Типиконе на данный период. Ушла, например, в прошлое возможность совпадения Пасхи и Благовещения, также как и выпадение праздника Благовещения на Страстную седмицу, значительно сокращается, а иногда и вовсе исчезал Петровский пост и т.д.

Как видно, все названные причины несовершенства Григорианского календаря были связаны в первую очередь с литургической жизнью Церкви, однако именно по этим причинам, она подверглась наибольшей критики со стороны Поместных православных Церквей. Первым григорианскую реформу осудил Константинопольский патриарх Иеремии II на Поместном соборе 1583 года. Таким образом, в конце XVI века западную и восточную Церковь плюс ко всему, разделил еще и календарный вопрос. В связи с тем, что западный мир перешел на более точный календарь, а весь восточный мир продолжал жить по календарю со значительной погрешностью, разница между ними со временем стала все более и более увеличиваться. В 1700 году разница составила 11 дней, в 1800 году – 12 дней, в 1900 году – 13 дней. В 2100 год разница между юлианским и григорианским календарями составит уже 14 дней.

 

1.4. Новоюлианский календарь:

В начале XX веке, в связи с неточностью юлианского календаря, а также неудобством согласования дат между востоком и западом, как светский, так и церковный мир востока все больше приходит к мысли о необходимости календарных преобразований.

В 1916 году григорианский календарь был введен в гражданскую жизнь Болгарии, в 1918 году – в советской России, в 1919 - в Румынском государстве. В 1922 году обсуждение о переходе на новый стиль начинаются также и в Греческом государстве. Был создан особый комитет по разработке проекта введения нового календаря. Официальное заключение комитета было предоставлено правительству 16 января 1923 года. Через день, 18 января 1923 года греческий король Георгий II издает указ о введении в греческом государстве с 16 февраля нового гражданского календаря.

Одновременно с этим, в Церкви тоже начинаются серьезные обсуждения и о возможности перехода на новый стиль. Было принято решение об организации Всеправославной комиссии посвященной этому вопросу. 10 мая 1923 года комиссия приступила к своей работе и практически сразу же была переименована во Всеправославное совещание. Итогом работы стало следующее решение, принятое 30 мая 1923 года: «Всеправославное Совещание признало, что устранение различий между церковным и гражданским календарем является неизбежным и что канонического препятствия для внесения изменений в церковный календарь в соответствии с астрономической наукой не существует, поэтому единогласно постановили произвести исправление юлианского календаря»[7]. Суть преобразований заключалось в следующем:

Во-первых, в связи с никейской формулировкой, о праздновании Пасхи в «первое воскресение после первого полнолуния после равноденствия», предполагалось рассчитывать Пасху не по условной дате юлианского весеннего равноденствия, которая стала выпадать уже на 8 марта нового стиля [видимо, ошибка; ведь за дату весеннего равноденствия принято 21 марта ст. ст., что соответствует 3 апреля н. ст.], а в зависимости от действительных астрономических данных на широте города Иерусалима, согласно которым весеннее равноденствие выпадает на 20 или 21 марта.

Во-вторых, так же как и на западе в XVI веке, предполагалось исправить погрешности юлианского календаря и сделать его более совершенным и точным. За основу был взят проект исправления календаря сербским астрономом и профессором математики – Милутином Миланковичем. В отличие от григорианского календаря он предлагал перейти не на 400-летний, а на 900-летний цикл расчета високосных годов. Если в 400-летнем цикле григорианского календаря убираются три високосных года, то в 900-летнем, предложенным сербским астрономом, убираются 7 високосных дней за цикл и таким образом средняя продолжительность года составляет 365,242222 суток. Погрешность между истинным тропическим годом и таким календарем составляет всего 365,2421988 - 365,2422222=0,00023 суток, т.е. менее 2 секунд за год. Таким образом, расхождение в одни сутки по новому календарю, накапливается за 43480 лет, что в 13 раз точнее, чем в григорианском календаре.

И, в-третьих, было принято решение исправить накопившуюся за века погрешность юлианского календаря путем удаления 13 дней.

Новый календарь был назван «новоюлианским». Предполагалось, что на него перейдет не только Константинопольская, но и все Поместные Церкви. Однако, вследствие отсутствия общеправославного обсуждения этого вопросы и согласования решений «Всеправославного» Совещания между всеми Поместными Церквами, из-за неоднозначной оценки календарной реформы – переход с юлианского на новоюлианский календарь был произведен не полностью. Ради сохранения принципа единства между Церквами, было принято решение реформу пасхалии отложить на будущее и исправить только неподвижный круг богослужения. День введения новоюлианского календаря был назначен на 1 октября 1923 года, однако вследствие разных нестроений введен только в марте 1924 года. В 1948 году на Московском совещании глав и представителей Поместных Церквей было принято решение - совершать Пасху всему православному миру по Александрийской пасхалии, основанной на юлианском календаре, неподвижные же праздники - каждой автокефальной Церкви по уже принятому ими календарю. Единственной Церковью, которой было разрешено совершать Пасху по григорианскому календарю, стала Финляндская Православная Церковь, в подчинении которой находился и Валаамский монастырь.

В настоящий момент, новоюлианский календарь действует почти во всех Поместных Православных Церквах, кроме Русской, Иерусалимской, Грузинской и Сербской. До 2800 года новоюлианский календарь в этих Церквах будет полностью совпадать с григорианским. Русская Православная Церковь переходила на новоюлианский календарь всего на 24 дня – с 2 по 26 октября 1923 года. Переход на новый календарь был обусловлен незнанием со стороны патриарха Тихона об отсутствии единодушного соглашения всех глав Поместных Церквей по этому вопросу. Когда же поднялась волна протеста против нового календаря, а также прояснилась ситуация о введении новоюлианского календаря в других Церквах – патриарх Тихон издал распоряжение об отмене введения нового стиля. Тем самым церковный раскол в этом направлении в России удалось избежать, в других же Церквах переход на новоюлианский календарь проходил с большими нестроениями и породил новый раскол – старостильный, который сохраняется и сейчас и который в первой половине XX века тесно коснулся в частности и Валаамской обители.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: