Тема 1. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина. Вопрос о целях и средствах в преподавании психологии
1. Дайте определения следующим понятиям:
- Цель обучения
- Содержания обучения
- Методы обучения
1. В чем, на Ваш взгляд заключается роль психологического образования в современных образовательных учреждениях.
2. Какова роль и место психологии на современном этапе развития образовательной системы
Тема 2. Цели преподавания психологии в школе и учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования
1. Опишите знание как цель и средство в процессе обучения.
2. Какова роль психологического знания в формировании рефлексивно-мыслительной культуры будущего специалиста
3. Опишите значение организации научно-исследовательской работы студентов и ее роль в преподавании психологии.
4. Объясните какова зависимость формулировки целей обучения психологии от модели допрофессиональной подготовки.
5. Подготовить презентационный материал на примере учебника по психологии для учащихся школ.
6. Групповая работа: Анализ существующих учебников по психологии для учащихся школ.
7. Дискуссия: Проблема целей преподавания психологии в школе. Формирование психологической культуры индивида как цель преподавания курса психологии в школе. Возможности курса психологии в решении возрастных и индивидуальных проблем детей.
Тема 3. Методика структурирования содержания курса психологии
1. Опишите психологию как научную и учебную дисциплину;
2. Составьте сравнительную характеристику по понятиям учебный план и учебная программа;
3. Опишитепсихологию как научную и учебную дисциплину;
4. Графически изобразить комплекс учебных дисциплин по психологии;
5. Выбрать область научного знания по психологии и разработать курс, ориентированный на определенный возраст.
Тема 4. Общая характеристика организации учебного процесса с точки зрения теории учебной деятельности
1. Опишите психологические аспекты в формулировании целей обучения, содержания обучения.
2. Каковы проблемы отбора содержания образования с психологической точки зрения?
3. Проанализируйте существующие принципы обучения.
4. Сделать доклады о существующих видах обучения.
5. Дайте характеристику понятиям"преподавание" и "учение".
6. Дайте характеристику элементов учебной деятельности: характеристика ориентировочных, исполнительских и контрольных действий учащегося.
7. В чем основное значение самообразования а рамках изучения психологии.
Тема 5. Методика проведения урока, лекции, семинарского занятия по психологии
1. Опишите основные виды лекции (лекция-монолог, монолог с использованием аудио-визуальных средств, эвристическая беседа, лекция-дискуссия)
2. Составьте конспект лекции по психологии по выбранной теме.
3. Опишите основные аспекты общения лектора с аудиторией.
4. Какие педагогические задачи можно решить при помощи семинарского занятия?
5. Доклады: формы работы на семинарском занятии.
6. Составьте методическую разработку семинарского занятия по психологии на выбранную тему.
Тема 6. Организация самостоятельной работы и контроля знаний обучающихся
1. Опишите формы самостоятельной работы обучающихся.
2. Доклады: возможности и ограничения различных форм самостоятельной работы обучающихся.
3. Управление самостоятельной работой учащихся в процессе обучения.
4. Дайте характеристику способов оценки и контроля качества содержательного усвоения.
5. Опишите метод тестирования при контроле знаний учащихся, его преимущества и ограничения.
6. Составьте программу контроля и оценки знаний учащихся по выбранной теме.
Основная литература
- Вачков И.В. Методика преподавания психологии. – М.: Ось – 89, 2008.
- Герасимова В.С. Методика преподавания психологии. – М.: Ось – 89, 2005. – С. 14 - 43
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. 5-е издание - Питер, 2008.
- ЛызьН.А. Методика преподавания психологии. Учебное пособие –М.-Феникс, 2009.
- Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии:история, теория, практикаю. – М.: Флинта, 2011,
Дополнительная литература
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
2. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. – М, 1997. – 256 с.
3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М., 1998. – 272 с.
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976. – 150 с.
5. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. – М.,1968.
6. Гликман И.З. Управление самостоятельной работой студентов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 24 с.
7. Голиков Н.А. Профессиональные затруднения преподавателей высшей школы и их коррекция. – М.: Экшен, 2007. – С. 59 – 84.
8. Ильясов И.И. Обучение студентов деятельности учения // Формирование учебной деятельности студентов. – М., 1989. – С. 35 – 68.
9. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.
10. Кондаков И.М. Использование иллюстраций в преподавании общей психологии / Журнал прикладной психологии. – 2002. – №1. – С. 68–73.
11. Кондаков И.М. Психологическое образование: ресурсы Internet / Журнал прикладной психологии. – 2001. – № 5. – С. 47–56.
12. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. – М. 1981. – 80 с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 304 с.
14. Ляудис В.Я.(ред). Формирование учебной деятельности студентов. – М., 1989. – 240 с.
15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. – 208 с.
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч.пособие/Е.С. Полат,М.Ю.Бхаркина, М.В. Моисеева,А.С, Петров Под ред. Е.С, Полат.-М.2001.
17. Плотников Л.Д. Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов колледжа: для преподавателей. Тюмень: Академия, 2002. – 22 с.
18. Полонников А.А. Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуационный анализ психологического взаимодействия. Мн. ЕГУ,2001-128с.
19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М,1998.
20. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984. – 344 с.
- Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики МПСИ, 2004, -368с.
22. Хруцкий Е.А. Организация и проведение деловых игр. – М., 1991. – 320 с.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. – М, 1982. – 223 с.
Интернет-ресурсы:
https://fcior.edu.ru – сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
https://pedsovet.org - «Живое пространство образования».
https://pedsovet.su - образовательный сайт, интернет-сообщество (социальная сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.
https://it-n.ru – Сеть творческих учителей создана для педагогов, применяющих в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
https://rusedu.ru – Архив учебных программ и презентаций.
https://openclass.ru – «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества.
https://festival.1september.ru – фестиваль педагогический идей «Открытый урок».
https://ped-portal.ru/blog/interaktiv - «Интерактивная доска на уроке в школе».
https://school-collection.edu.ru - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
https://interaktiveboard.ru – «Интерактивная доска на уроке в школе».