Общефилософские методы познания




Тема 2.

Методологические основания научного исследования

Лекция 6

1. Общая структура и типология методов научного исследования.

2. Общефилософские методы познания.

Общая структура и типология методов научного исследования.

Методы научного классифицируются по степени их общности, широте применимости в ходе научного исследования. Выделяют общефилософские, общенаучные и частнонаучные методы.

Общефилософские методы имеют всеобщий характер. Они действуют во всех науках и на всех этапах познания. В истории познания известно два общефилософских метода: диалектический и метафизический. С XIX века метафизический метод все больше вытесняется из естествознания диалектическим методом. Общефилософские методы не являются жестко фиксированными установками, это система принципов, операций, приемов, носящих, универсальный характер. Именно поэтому общефилософские методы не описываются строгими терминами логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Эти методы задают основную стратегию исследования, но не определяют окончательный результат.

Общенаучные методы составляют исходный пункт и фундамент любой дисциплины, они имеют междисциплинарный спектр применения. Их классификация связана с понятием уровней научного познания. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне познания (наблюдение, эксперимент, измерение), другие используются только на теоретическом уровне познания (идеализация, формализация), некоторые (моделирование) – и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях.

Общенаучные методы характеризуют процесс познания во всех науках. На основе общенаучных понятий (информация, модель, структура, функция, система, элемент, оптимальность, вероятность и др.) формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и взаимодействие философского знания со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов можно отнести системный, вероятностный, структурно-функциональный и др. Особое развитие в настоящее время получила синергетика – междисциплинарная теория самоорганизации и развития открытых систем различной природы (биологической, социальной, когнитивной).

Частнонаучные методы используются только в рамках какой-либо конкретной науки. Каждая частная наука обладает своими специфическими методами исследования, которые тесно связаны с общефилософскими и общенаучными методами. Например, в частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, идеализация и проч.

Сегодня проблемы метода и методологии занимают важное место в современной науке. Существенный вклад в изучение научных методов вносит философия, в частности, такие направления, как философия науки, структурализм, герменевтика, феноменология и др.

Общефилософские методы познания

Общефилософские (всеобщие) методы в истории познания разделяются на две группы: метафизические и диалектические. Метафизический (др.-греч. µετα φυσικά – то, что после физики) метод, рассматривающий предметы и их мысленные отражения как нечто законченное и неизменное, преобладал в науке. примерно до XIX века. Метафизический метод тяготеет к абсолютизации какой-либо определенной стороны процесса познания или любого элемента целого.

Первоначально слово «метафизика» использовалось для обозначения сборника трактатов Аристотеля, посвященных рассмотрению «первых причин». В издании работ Аристотеля, подготовленном позже Андроником Родосским, эти трактаты были расположены после (µετά) «Физики» (φυσικά), отчего и получили своё название. В эпоху просвещения, метафизика начинает систематически рассматриваться как особый способ понимания мира.

Метафизичность мышления многих ученых, не учитывающих реальные взаимосвязи, существующие между объектами материального мира, приводила к ряду трудностей в научном познании. Научные открытия, сделанные в XIX веке, привели к диалектическим идеям и к формированию диалектического метода. Учет связей исследуемой вещи и явлений с другими вещами и явлениями занимает важнейшее место в диалектическом методе, 18 отличая его от метафизического. Слово «диалектика» (др.-греч. διαλεκτική – искусство спорить, вести рассуждение) первым применил Сократ, для обозначения действия человека, выражающегося в умении вести разговор. Появление этого термина связано с развитием полисной демократии, требующей для достижения успеха в общественных делах умения вести дискуссию, доказывать и обосновывать свою позицию. Сократ, а вслед за ним Платон понимали под диалектикой диалог, содержащий логические операции разделения и соединения понятий, что осуществляется с помощью вопросов и ответов. В результате происходит определение содержания понятий. Не случайно работы Платона, главным действующим лицом которых был Сократ, написаны в форме диалогов. В греческой философии стихийно диалектические идеи развивал Гераклит. Им было понято движение как универсальное свойство природного и социального бытия. Гераклит считал, что мир находится в постоянном движении, противоречив, а потому должен рассматриваться в единстве противоречий (показательны в этой связи его фразы «Все течет, все меняется», «Нельзя войти в одну т ту же реку дважды»). разделяли, Эпикур, Лукреций Кар и др.). Значительный вклад в развитие диалектики внесли атомисты (Левкипп, Демокрит) представители Элейской школы (Парменид, Зенон). На основе диалектики Гераклита и элеатов возникла диалектика софистов. Целостная концепция диалектики была разработана в рамках немецкой классической философии. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Георгу Гегелю. Он представил весь мир как процесс, беспрерывное движение, изменение и предпринял попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения. Гегель впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода. В XIX веке наметилась тенденция перехода научных исследований от познания вещей и явлений к изучению связей и процессов что потребовало развития диалектического метода.

Если метафизический метод рассматривает вещи и явления изолированно друг от друга, то диалектический метод исходит из того, что причина вещей и явлений – взаимодействие противоположностей. Согласно диалектике, источник развития находится в самих вещах или явлениях.

Диалектика функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм, и приемов, а в качестве гибкой системы всеобщих принципов и регуляторов человеческой деятельности. Диалектика включает в свое содержание принципы, законы и категории, которые отражают взаимосвязь и противоречия действительности. Как метод диалектика представляет собой систему регулятивных принципов, ориентирующих человека в его познавательной деятельности на рассмотрение действительности в качестве процесса постоянного становления.

Диалектические принципы играют важнейшую роль в современных научных исследованиях. Прежде всего, рассмотрим принцип историзма (развития). Этот принцип базируется на представлениях о сущности развития, о прогрессе, синтезировании, взаимосвязи качества и количества, причинности и т.д. Историзм является исходной диалектической идеей, с осознания которой началась разработка диалектики. Данная идея позволяет увидеть мир в постоянном движении, приводящем к качественным изменениям различной направленности (прогрессивной или регрессивной).

Становление и разрешение противоречий, содержащихся в самой сущности развивающихся объектов, является источником движения и развития. То есть развитие понимается диалектикой как саморазвитие. Согласно принципу историзма, Вселенная представляет собой результат универсальной эволюции, содержащей эволюции добиологической, биологической и социальной форм бытия.

Принцип историзма утверждает непрерывность изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений, их перехода от одних форм и уровней к другим. Не случайно, в ряде случаев диалектику определяют как науку о движении, изменении и развитии бытия и познания. В принципе историзма заключено требование к исследователю рассматривать материальные системы в их динамике, развитии. Все материальные системы необходимо рассматривать во временном их аспекте. Только изучив прошлое интересующего нас объекта или явления, историю его возникновения и формирования, можно понять его современное состояние и прогнозировать его будущее. Устанавливая подвижность, изменчивость всех предметов и явлений, диалектика стремится сделать таким же и процесс познания. Историзм требует от исследователя в ходе научного познания опираться при анализе вещей и явлений на соответствующий понятийный аппарат в виде таких основных терминов, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и др.

Исследователь должен выявлять в ходе развития противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д. Исследователю необходимо помнить, что историзм рассмотрения требует такого подхода к изучаемому объекту, при котором учитывалась бы возможность альтернативного движения его развития. Вероятностный подход к истории, тесно связанный с критическим анализом истории, является важным компонентом диалектического познания.

Принцип историзма подводят познающее мышление к выявлению главных тенденций развития системы. Раскрытие этих тенденций развития системы позволяет предсказать ее будущее. В этой связи история становится будущим, точнее служит будущему.

Изучение объектов в развитии может реализоваться в научном познании двумя путями: историческим и логическим. При историческом подходе история объекта воссоздается подробно, в точности с учетом всех деталей и событий, в том числе различного рода случайные и несущественные отклонения в развитии. При логическом подходе тоже воспроизводится история объекта, но при этом она рассматривается с учетом определенных логических преобразований, обрабатывается теоретическим мышлением, выделяющим общее, существенное и освобождающим от случайного, несущественного, мешающего выявлению закономерностей развития. Выбор исторического или логического подхода в познании определяется природой изучаемого объекта и целями исследования. В научном исследовании оба подхода тесно взаимосвязаны. Исторический подход не может применяться без определенного логического осмысления фактов развития изучаемого объекта. А логический анализ всегда исходит из истории развития объекта.

Принцип единства логического и исторического приводит к пониманию, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Этот принцип позволяет исследователю достичь логически реконструированного, обобщенного отражения исторического развития изучаемого объекта, что позволяет прийти к получению важных научных результатов.

В современной науке столкновение познающего мышления с противоположными тенденциями развития становится все более привычным. Принцип диалектической противоречивости говорит о том, что исследователь должен находить источник развития, чему соответствует методологический вопрос: «почему совершается развитие?» Источником развития с точки зрения диалектики выступают противоречия.

Противоречия можно проследить в природе, обществе, человеческом мышлении. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство и борьбу противоположностей. В столкновение противоположности приходят постольку, поскольку они находятся в связи, образуют целое. Развитие – есть борьба между ними и разрешение противоречий. При этом единство противоположностей, которое выражает устойчивость объекта, оказывается относительным; борьба противоположностей – абсолютна, что указывает на бесконечность процесса развития.

Другой важнейший принцип диалектического метода – принцип объективности. Важность ориентации на объективность впервые была зафиксирована еще в античной философии. Сегодня объективность – важнейшая установка познания. Исследователь, постигая через явления сущность, должен руководствоваться принципом объективности. В ходе научного исследования необходимо осознанно руководствоваться этой установкой, поскольку в повседневной жизни человек постоянно имеет дело с мнениями, ссылками на недостоверные (ненаучные) данные. Требуется отказаться в процессе познания от личных пристрастий, симпатий и антипатий. Принцип объективности нацеливает на обеспечение тождества знаний и познаваемого объекта, то есть действительности, существующей независимо от человеческой воли и сознания. Ученый должен уметь отстраниться от устоявшихся, традиционных, но устаревших взглядов на предмет исследования. Конечно, невозможно абсолютно отрешиться от субъективного в познании, от присутствия в той или иной степени субъекта в объекте. Именно поэтом все наши знания носят объект-субъектный характер, содержат в себе определенный момент относительности.

Рассмотрим теперь принцип системности. Понятие «система» (др.-гр. σύστηµα – сочетание) означает некоторую целостность, множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое. Материальные системы можно разделить на живые (организмы, популяции, экосистемы) и неживые (физические, химические, геологические). Особый вид материальных живых систем образуют социальные системы. Существуют абстрактные системы (понятия, теории).

Распространение системного подхода в науке было связано с усложнением объектов исследования. С середины XX века широко развернулись исследования по общей теории систем и междисциплинарные разработки в области системного подхода. Сегодня методы системного анализа во многом определяют стиль научного мышления.

Принцип системности исходит из положения, что весь мир представляет собой множество соединенных между собой элементов (предметов, явлений, процессов, теорий), которые образуют определенную целостность. Этот принцип требует в ходе научного познания разграничения внешней и внутренней сторон материальных систем, обнаружения различных сторон предмета и в то же время их единства. Процесс исследования должен быть направлен от явлений к их сущности, к познанию необходимых связей рассматриваемого предмета с окружающими предметами и явлениями. Исследователю необходимо рассматривать изучаемый объект с учетом его связи с другими объектами и явлениями. Для исследования объекта как системы требуется системный подход к его познанию, который должен учитывать качественное своеобразие системы по отношению к своим элементам (система как целостность обладает свойствами, которых нет у составляющих ее элементов, свойства системы не могут быть сведены к свойствам элементов). Системный подход дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности, способствует нахождению корреляций между его взаимодействующими элементами и выявлению закономерностей его функционирования.

Следует отличать системный подход и его конкретные воплощения – системную теорию и системный анализ. Системная теория занимается построением, описанием и объяснением систем и составляющих их элементов, процессов взаимодействия системы и окружающей среды, внутрисистемных процессов. Системный анализ ориентирован на решение конкретных задач, являясь совокупностью практических методик, приемов, способов, процедур, благодаря которым в изучение объекта исследования вносится определенное упорядочивание.

Реализацию принципа системности обеспечивает принцип всесторонности, который указывает на то, что в процессе познания необходимо учитывать все связи, отношения, свойства изучаемого предмета. Конечно, в абсолютном смысле это недостижимо, так как каждый предмет бесконечен в своих связях и неисчерпаем в своих свойствах.

Принцип всесторонности ориентирует при изучении объектов на охват самых важных, необходимых, сторон, отношений и из их состава выделять определяющую, интегративную, сторону, от которой зависят остальные. Изучение объектов с различных сторон, выявление как можно большего числа (из бесконечного множества) его свойств, связей, отношений – одно из важных требований диалектического метода.

Принцип всесторонности предостерегает от односторонности в познании, поскольку односторонность рассмотрения объектов служит одной из основ догматизма. Современные научные исследования невозможны без учета возрастающего числа фактических данных, параметров, связей. Принцип всесторонности реализуется в виде комплексного подхода к объектам исследования. Этот подход, учитывающий множественность свойств, сторон и отношений объектов, лежит в основе комплексных, междисциплинарных исследований. Благодаря комплексному подходу «сводятся воедино» многосторонние исследования, объединяются полученные различными методами результаты. Комплексный подход, предполагающий всесторонность изучения объектов и явлений, ориентирует на преодоление дисциплинарной разобщенности современного научного знания, что имеет важное значение для дальнейшего развития науки. Действительно, важнейшей проблемой научного знания начала XXI века является потеря им целостности, вызванная узкой специализацией дисциплин. Современная наука носит дифференцированный характер, она состоит из независимых узконаправленных дисциплин. Узкая специализация, обеспечившая эффективную разработку математических методов исследования, позволила разработать детальные знания о различных сторонах действительности и достигнуть значительных успехов практической науке. Но при этом снижалась степень целостности представлений о мире, что привело к кризисным явлениям в науке. Таким образом, принцип всесторонности, реализованный в комплексном подходе, является важнейшим условием эффективности современного научного исследования.

Научное познание невозможно без учета принципа детерминизма. Детерминизм (лат. determino – определяю) является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений, в основе которого лежит их универсальная взаимосвязь. Таким образом, основанием философского детерминизма служит учение о причинной обусловленности всех объективных явлений. Причинная связь (причинное отношение) является отношением между двумя явлениями (событиями), одно из которых выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия. При наличии определенных условий причина с необходимостью порождает следствие. Концепция, которая либо отвергает причинность вообще, либо отрицает ее всеобщий характер, называется индетерминизмом. В истории науки неоднократно возникали трудности в обосновании идей детерминизма и появлялись течения, отрицающие детерминизм. Однако, само развитие науки неразрывно связано с идеями детерминизма. Способность обнаруживать причинно-следственные связи – важнейший шаг в эволюции человеческого сознания, обеспечивший дальнейшее развитие познавательных способностей человека. Без осознания наличия причинно-следственных связей невозможным было бы существования науки. Особая заслуга в разработке принципа детерминизма принадлежит в рамках античной философии Гераклиту, Демокриту, Эпикуру. В Новое время детерминизм помог создать методологическую почву для расцвета естественных наук. Успехи механики закрепили представления об универсальности причинной обусловленности. Пьер Лаплас сформулировал принцип, согласно которому в мире существует только однозначная, динамическая связь состояний. Динамическая закономерность – это форма причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния. Следовательно, знание начальных условий делает возможным точное предсказание дальнейших состояний системы. Лаплас полностью отрицал роль случайности в развитии и считал, что с помощью точных математических расчетов можно однозначно предсказать все будущие события в природе и обществе. Дальнейшее развитие науки, и, прежде всего, появление квантовой механики, привело к критике детерминизма. С точки зрения квантовой физики, между микрочастицами действует вероятностная (статистическая) связь. Вероятность (степень возможности) нового состояния определяется уже не динамическими, а статистическими закономерностями. Статистическая закономерность – это форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет последующее ее состояние не однозначно, а с определенной вероятностью. Эта вероятность является мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения. Современный детерминизм требует учитывать роль случайности в природных и социальных процессах. При этом случайности также подчиняются определенным вероятностным законам. В научном познании принцип детерминизма выступает как научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют определенную причину. Принцип детерминизма исходит из признания существования всеобщей причинной обусловленности, закономерности, направленности всех явлений природы и общества, и требует при осмыслении всех процессов поиска их причин, даже тогда, когда они еще не ясны. Ф. Бэкон писал: не следует превращать недостатки своего ума в клевету против природы. Принцип детерминизма позволяет отличать необходимые, существенные связи от случайных, несущественных. Таким образом, детерминизм направляет научное исследование на поиск глубинных, скрытых причин явлений. Необходимо помнить, что принцип детерминизма должен использоваться с учетом специфики той сферы, в которой он применяется. Ведь характер причинно-следственных связей в природе и обществе неодинаков. Например, при анализе социальных объектов следует учитывать роль не только материальных факторов, но и психологию, волю и сознание людей.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному указывает на движение теоретической мысли от менее содержательного к более содержательному знанию, ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Впервые этот принцип был использован Гегелем. Он применил понятия «абстрактное» и «конкретное» для характеристики различия содержательности, развитости мысли. Восхождение от абстрактного к конкретному понималось Гегелем как развитие мышления, источник которого – противоречия, преодолеваемые путём получения нового, более конкретного содержания. Дальнейшее методологическое понимание и применение принцип получил в марксизме. Восхождение от абстрактного к конкретному – это содержательно-конструктивный процесс развития теоретической мысли. Содержание принципа основывается на категориях конкретного и абстрактного. Философская категория конкретного имеет два смысла. В первом смысле конкретное – есть отправной пункт познания, сама предстоящая исследованию реальность, то, что должно быть изучено. Из конкретного, как целостности, выделяются для специального изучения отдельные стороны, связи, для получения общих абстрактных знаний. В другом смысле конкретное характеризует степень и глубину отражения реальности в теоретическом мышлении. Тогда конкретное – это характеристика знания. Конкретное и абстрактное – относительно и имеет смысл только в сопоставлении двух знаний, отнесённых к определенной реальности. Получение всё более конкретного знания выступает целью исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: