- Новейшая тенденция - рост числа заказов на тренинги с "маркетинговым" уклоном: способы повышения лояльности клиентов, выяснение уникальности предлагаемого продукта
- Многие клиенты устали от стандартных тренингов. Клиент ждет от тренинга чего-то нового, интересного, в некотором смысле - шоу-упражнения об с обучающим эффектом. В ответ на изменившийся запрос рынка тренинговые компании ищут новые формы работы. На рынке появляются новые форматы тренингов. Например, в тренинговых компаниях пользуется большим спросом, так называемый, " Центр развития ", в ходе которого человек не только учится, но и получает индивидуальную обратную связь, а также для него составляется индивидуальный план развития.
(По мнению консультанта компании ЭКОПСИ Консалтинг - Лопуховой Е.) - Возрос также "спрос" на крупные корпоративные мероприятия, цель которых - настроить сотрудников компании на выполнение определенной задачи. Еще два года назад такой потребности практически не было. Сегодня же многие компании хотя бы раз в год стали проводить такого рода мероприятия.
Средний возраст направляемых на тренинги составляет в среднем 31 год и варьируется в пределах от 22-х до 50 лет.
Тренинг - при грамотном подходе к выбору тренера и формированию группы - может быть идеальной формой краткосрочного обучения сотрудников. Такое обучение не только повышает мотивацию, но и дает участникам новые инструменты для более успешного выполнения своих должностных обязанностей. При выборе тренинговой компании и тренинга обязательно учитывается прошлый опыт, как свой, так и отзывы и рекомендации тех, кто уже участвовал и проводил тренинги.
В январе-феврале 2002 г. маркетинговым департаментом Национального Центра человеческих ресурсов было проведено маркетинговое исследование на тему "Выявление дополнительных критериев тренинга, как маркетингового продукта". Актуальность данного исследования заключается в том, что оно дает возможность компаниям, которые решили внедрять обучение персонала через тренинги, понять критерии, которые лежат в основе выбора тренинговой компании и тренинга:
Наиболее важным критерием, которым руководствуются организации при выборе компании-тренера, названа тема предстоящего тренинга (3.9 балла по 5-ти бальной шкале). Следующими важными критериями были названы такие показатели как стоимость программы (3.7) и возможность адаптации программы к потребностям конкретной компании (3.6) и личность тренера (3.6). Другие показатели в порядке убывания: имидж и репутация компании (3.1), выдача международного сертификата по окончании программы (2.3) и международная аккредитация компании.(1.7)
Тренер - это относительно новая, совершенно самостоятельная профессия в России.
Тренер не является ни продавцом, ни управляющим, ни маркетологом. Тренер - это фасилитатор (англ. «to facilitate» - опосредовать какой либо процесс). С помощью специальных методов и подходов он оперативно(в течении одного-пяти дней) и эффективно обучает продавцов - продавать, руководителей - управлять, секретарей - координировать работу офиса, группу управляющих - согласованно планировать стратегию дальнейшего развития компании. К таким методам относятся умело и грамотно спланированные и согласованные между собой деловые и ролевые игры, специальные упражнения, групповые дискуссии, мозговой штурм. Тренер успешно планирует систему обучения в любой организации не только за счет оплаты работы в этой сфере бизнеса, но и благодаря системному пониманию бизнес-процессов в целом, умению оперативно разбираться в специфике обсуждаемой сферы бизнеса и сбору всей информации, необходимой для разработки курса обучения. Применение этих профессиональных качеств для обучения персонала и необходимо руководителю от тренера. |
Потребность в тренерах увеличивается с каждым годом.
Необходимые качества для тренера:
- Умение убеждать;
- Обаяние, высокая энергетика;
- Высокая стрессоустойчивость;
- Умение быстро ориентироваться в изменяющейся и агрессивной среде;
- Высокий уровень эрудиции;
- Чувство юмора;
- Умение "играть";
- Высокий уровень развития интеллекта;
- Возможность тренера быть примером в том, чему он собирается обучать.
Самым популярным источником получения информации о тренинговых компаниях респонденты называют интернет (39%). Особая роль отводится рассылке анонсов по электронной почте (15%). Реклама в печатных изданиях влияет на принятие решения о тренинге в 20% случаев. Различного рода презентации тренинговых компаний - выставки, конференции, самопрезентации - привлекают около 17% потенциальных клиентов тренинговых компаний. Отзывы и рекомендации коллег, уже имевших опыт общения с конкретной компанией, мнение независимых консультантов, непосредственное общение с представителями тренинговой компании являются стимулом к сотрудничеству у 9% респондентов
Со стороны продавца рынок краткосрочного образования в России формируют:
- Западные компании;
- Российские фирмы, использующие готовые методики западных компаний или собственные методики.
- Индивидуальные тренеры-консультанты;
- Штатные тренеры, работающие на крупные компании.
В зависимости от уровня тренинговой компании, тематики тренинга и на кого он рассчитан, можно выделить три основные ценовые категории в расчете на одного участника тренинга:
- Низкая 140ye
- Средняя 220ye
- Высокая 350уе
Цена корпоративного тренинга складывается из цены в расчете на одного участника, умноженной на количество участников и на количество дней (обычно, 1-3 дня).
К сожалению, нужно признать, что в определенный момент рынок краткосрочного образования привлек большое количество компаний и "тренеров", которых привлекала возможность легкого и быстрого обогащения. Они предлагают великое множество "тренингов" практически на любые темы, но качество их продуктов на поверку оказывается весьма низким, что компрометирует поставщиков образовательных услуг в целом. Семинар или тренинг, скроенный на скорую руку, эточаще всего результат прочтения 1-2 книг по теме и их пересказ в вольном стиле.
Кстати говоря, различение лекций, семинаров и тренингов тоже стало проблемой благодарая недобросовестности некоторых продавцов. Поэтому не так редко бывает, что слушатель, рассчитывающий на тренинг, попадает на заурядную лекцию, в которой невнятное теоретизирование заменяет обучение практическому владению предметом.
В общем, можно сказать, что по выбору тренинга впору проводитьотдельный тренинг