Основы религиозных культур и светской этики (26.02.2021)
Тема урока: Государство и мораль гражданина. Трудовая мораль.
Единое счастье — работа,
В полях, за станком, за столом, —
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счёта, —
Часы за упорным трудом.
Посеянный хлеб разойдётся
По миру; с гудящих станков
Поток животворный польётся;
Почётная мысль отзовётся
Во глуби бессчётных умов.
Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастёт.
Что станет с плодами, — безвестно,
Но благостно, влагой небесной,
Труд всякий падёт на народ.
Великая радость — работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта,
Всё счастье земли — за трудом!
В. Брюсов
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Послушайте притчу.
Случилось это в Средние века.
Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.
- Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой. Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же. - Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно. Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе. - Со стороны кажется, что я режу камень.
Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее,- улыбнувшись, ответил третий каменщик. На следующий день монах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.
- Проанализируйте работу каждого строителя.
- Кому интереснее всего работать?
- Вывод: мало бездумно делать свою работу, нужно любить ее, проникаться ею, осознавая что, как и для кого ты делаешь. Вкладывая частицу себя в дело, которым занимается работник, он улучшает качество своего труда. И, в итоге, любимая работа – это всегда лучше, чем бессмысленная и надоевшая, нелюбимая и рутинная.
А с экранов телевизоров к нам взывают: «Выиграй миллион», «О, счастливчик», «Слабое звено» и т.д. то есть преподносят, что в жизни все богатства лежат на блюдце с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.
-Прочитайте рассказ.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить. (Л.Н.Толстой)
- Благодаря чему птице удалось исполнить желание?(терпению и труду)
Лексическое значение слов. Толковый словарь В.Даля.
- Прочитаем в толковом словаре, какое значение имеет слово «труд».
(В.Даль: работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных и умственных сил)
- Назовите слово с противоположным значением (лень).
-Какого человека называют ленивым, лентяем?
-А что такое терпение?
- В Конституции записаны законы, по которым должны жить все граждане.
Одним из самых главных законов является: «Граждане имеют право на труд». Это очень важный закон. (статья 37)
-Если человек хочет работать, приносить пользу, то государство дает ему такое
право и оплачивает его труд.
Знакомство с профессиями людей.
- Люди разных профессий живут в городах и сёлах. Каждый из них выполняет определенную работу, трудится на благо общества.
- Все вещи, которые нас окружают, созданы трудом многих людей разных профессий.
- У поэтессы Ирины Токмаковой есть стихотворение «Букваринск», в котором она перечисляет профессии. Прочитайте его внимательно, а затем ответьте на вопрос, все ли профессии в нём перечислены?
Букваринск
Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный.
С незапамятных времен
«Букваринск» зовется он.
В этом городе живет
Удивительный народ,
Хлебосольный, незлобивый,
Дружный и трудолюбивый:
А – аптекарь,
Б – бочар,
В – валяльщик,
Г – гончар,
Д – дробильщик здоровенный,
Е – ефрейтор, он военный,
Ж – жестянщик-простачок,
З – закройщик-старичок,
И – историк бородатый,
К – красильщик франтоватый,
Л – лудильщик,
М – маляр,
Н – носильщик,
О – овчар,
П – писатель,
Р – радист,
С – сапожник,
Т – турист,
У – бесстрашный укротитель,
Ф – чудак-фотолюбитель,
Х – художник-баталист,
Ц – известный цимбалист,
Ч – чудесный часовщик,
Ш – шофер, большой шутник,
Щ – щенок его, Букетик,
Э – электрик-энергетик,
Ю – юрист, а дальше
Я – это я, мои друзья.
И. Токмакова
В о п р о с ы:
– О ком пишет поэтесса в стихотворении?
- Какие профессии вы ещё знаете?
– А кем вы хотите быть?
– Что для этого необходимо предпринять?
- Отгадайте загадки.
1.В белоснежном колпаке,
Перепачканный в муке,
Булки сдобные печёт
И ребятам раздаёт.
Продавец или аптекарь?
Нет, конечно, это …
2. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро …
3. Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас он от болезней …
4. Наведёт стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помнит вас …
5. Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить, стариков уважать …
6. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …
- Что объединяет этих людей? (все они трудятся, выполняют определенную работу)
Разбор ситуаций.
- А если представить, что никто ничего не делает и нигде не работает.
- Что бы тогда было?
– Не вышли бы на работу электрики…
Нет света, не работают стиральные машины, утюги, никто не может починить электричество и т. д.
– Не вышли бы на работу пекари…
Все будут без хлеба.
– Не вышли бы на работу медицинские работники…
Никто не сможет помочь больному сделать операцию, вылечить больных людей и т.д.
– А если все хлеборобы, доярки, скотники не выйдут на работу?
(Мы останемся без пищи, человек может умереть и жизнь тогда прекратится)
– Правильно, ребята. «Жизнь – это труд».
-Какой бывает труд? Прочитайте (свободный, посильный, постоянный)