Основные направления буддизма – хинаяна, махаяна, ваджраяна. Малая, Великая, Алмазная колесницы.




САЙТЫ:

https://studbooks.net/1584/religiovedenie/osnovnye_napravleniya_buddizme_hinayana_mahayana_lamaizm

https://www.oum.ru/literature/buddizm/tri-kolesnicy-tri-puit-hinayana-mahayana-vajrayana/

https://studopedia.ru/1_104967_osnovnie-napravleniya-v-buddizme-hinayana-mahayana-vadzhrayana.html

https://www.listos.biz/%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8/%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2-%D0%B0-%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9-%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8/7-3-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0/

 

 

Самой ортодоксальной школой буддизма считается хинаяна («малая колесница»), тхеравада(«школа старой мудрости»). Она сформировалась сразу после смерти Будды из числа наиболее близких его учеников. Согласно тхераваде принц Гаутама был земным существом, который родился как человек, но жил и умер как Будда. Его просветление - результат кармы, последовательно улучшавшейся в процессе 550 перерождений. Сторонники этого направления предпочитают именовать себя по названиям школ, а общее направление — тхеравадой. Тхеравада предлагала путь личного спасения только для монахов (через сангху). В хинаяне Будда еще не выступает в роли Бога, но является великим учителем, человеком великой нравственной чистоты, указывающим другим путь к спасению.

Сангха (община) тхеравадинов представляла собой монашескую организацию, зависящую от мирян, но на них не ориентированную. Высшим ее органом были сангити (своего рода буддийские соборы) - собрания ученых-монахов, на которых происходили восстановление и корректировка учения Будды.

Ныне буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

В первые века нашей эры складывается одна из двух основных ветвей буддизма - махаяна («большая колесница»). В дальнейшем это направление стало ведущим в Индии, ряде стран Центральной Азии и Дальнего Востока. Другие течения, к коим в первую очередь причислялись тхеравадины, получили общее наименование хинаяна («малая колесница»). Слово «хинаяна» употреблялось лишь в текстах махаянской традиции, выражая пренебрежение ее приверженцев к более замкнутому течению буддизма, а сами хинаянисты именовали себя по названиям школ.

Одно из отличий махаяны от хинаяны - в концепции «множественности бодхисаттв» (существ, стремящихся к просветлению»).+ Если в хинаяне бодхисаттвами были исключительно будды, то согласно махаяне путь бодхисаттв доступен всем, кто пройдет путь духовного совершенствования.

Прежде всего, в учении махаяны появилась разработанная концепция о бодхисаттве («существе, стремящемся к пробуждению»).Махаянисты выступили с критикой существовавшего ранее идеала монашества — архата, святого, который стремится к достижению личной нирваны. Индивидуальное спасение в махаяне считается недостаточным; бодхисаттвы, будучи совершенными, сознательно остаются в мире сансары, чтобы помочь всем остальным достичь освобождения.

Двумя качествами бодхисаттвы, о которых говорится в текстах зрелой Махаяны, являются: 1) великое сострадание (каруна), выражающееся в умении бодхисаттв применять искусные методы (упая) для спасения живых существ, тонущих в океане сансары; 2) премудрость (праджня), выражающаяся в способности видеть реальность такой, какой она является в действительности, вне и помимо искажающего ее восприятия профанного живого существа, проводящего ложные различения (викальпа) и накладывающего на реальность свои ментальные конструкты (кальпана). Эта реальность как она есть называется обычно в переводах «таковостью» (санскр. татхата, бхутататхата). Мудрость без искусных методов пассивна, методы без мудрости слепы. Как птица, говорится в текстах, не может лететь на одном крыле, так и бодхисаттва не может обрести совершенное и полное пробуждение (аннутарасамьяксабодхи) без интеграции членов этой диады. Утверждается, что, обретя состояние будды, бодхисаттва отказывается от вступления в нирвану до тех пор, пока не будут освобождены все живые существа. Но поскольку число живых существ в бесчисленных мирах бесчисленно (их столько же, «сколько песчинок в реках Ганг», которых, в свою очередь, столько же, сколько песчинок в одном Ганге), то и подвиг бодхисаттвы оказывается, по учению ряда сутр, бесконечным и становится даже его нирваной, ибо бодхисаттва превосходит всякую двойственность, его видение мира недихотомично (адвая), и разница между нирваной и сансарой для него элиминируется. Тхеравада предлагала путь личного спасения только для монахов (через сангху).

 

 

Махаяна выдвигала тезис о всеобщем освобождении, учила, что каждый может стать буддой, потому что в каждом живом существе заложена «природа» будды, надо только ее проявить и высвободить. В махаяне восьмеричный путь дополняется учением о шести «парамитах» («переправах») — совершенствах, с помощью которых человек может достичь состояния бодхисаттвы. В ее учении появляется новая концепция будды: вместо одного Будды — учителя появляется бесконечное количество будд. Это концепция о «трех телах будды» (высшее из которых «Дхармакая» — «будда в теле Закона», представляет собой изначальную и неизменную реальность, абсолют, космическое тело будды, эманациями которого являются все будды и бодхисаттвы). Это повлекло за собой создание огромного пантеона будд и бодхисаттв, придание им особых свойств, функций и атрибутов. Тхеравада предлагала путь личного спасения только для монахов (через сангху). В писаниях Великой колесницы доктрина Б. получила значительное развитие. Здесь Б. — высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих рождениях, в конце концов, станут буддами. В то же время Б. — это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (буддха-кайя) или Тело Закона (дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, куда можно попасть в сеансах высшей медитации.

 

 

Таким образом, махаяна существенно изменила содержание основных положений раннего буддизма — произошло увеличение роли сверхъестественного в ее учении, была декларирована возможность спасения для всех и каждого, предложены богатство и многообразие буддийского пантеона, разработанный и красочный ритуал; все это превращало буддизм в массовую религию, привлекало его последователей за пределами Индии.

Если хинаяна считала что достижение нирваны доступным малому кругу последователей, главным образом монашеству (отсюда ее название - «малая колесница»), то согласно махаяне, «движение к нирване» вовсе не требовало ухода в сангху. Это сделало буддийское учение более привлекательным, способствовало его превращению в подлинно массовую религию.

Махаянисты отбросили традиционное для хинаяны приятие образа исторического первоучителя. Махаяна видела в Будде прежде всего божественную природу. Путь веры в богов в махаяне доступен не только монахам, но и более широкому кругу последователей - мирянам (отсюда «большая колесница»).

В махаяне возник многочисленный пантеон божеств. Постепенно, далеко не сразу, сложился и общебуддийский пантеон, единый для всех направлений буддизма и всех стран буддийского мира.

Высший ранг этого пантеона составляют будды. Буддой считается всякое живое существо, сменившее мир сансары на мир нирваны. Атрибуты будды - всемогущество, способность совершать чудеса, влиять на события, перерождаться во всех мирах и во всех временных периодах, являться в различных обликах.

Особо выделяется Майтрея - будда Грядущего мирового периода, который наступит после окончания периода Шакьямуни (своеобразный буддийский мессия). У монгольских народов традиционно изображается в виде всадника на белом коне.

Второй ранг пантеона занимают бодхисаттвы («существа, стремящиеся к просветлению») - ставшие на путь будды, но добровольно отказавшиеся от личного освобождения от страданий ради спасения людей. Бодхисаттва руководствуется шестью «духовными совершенствами» («парамитами»): щедростью; нравственностью; мужественностью; терпеливостью; мудростью; способностью к созерцанию. С их помощью он обретает состояние сострадания ко всем живым существам.

Третий ранг пантеона образуют архаты («достойные») - праведники, прошедшие четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигшие его наивысшего уровня (ближайшие ученики и последователи Будды Шакьямуни) и пратьека-будды («будды для самих себя») - мудрецы, достигшие нирваны, но не занимающиеся спасением других людей. Архаты и пратьека-будды особенно популярны в хинаяне.

В качестве всевозможных воплощений многочисленных будд и бодхисаттв в буддийский пантеон включались добуддийские божества различных народов - верховные индийские боги: Брахма, Шива, Вишну - как воплощение Будды Шакьямуни; олицетворение Солнца, японская синтоистская богиня Аматэрасу - как воплощение буддыВайрочаны; китайская богиня плодородия и материнства Гуань-инь - как воплощение бодхисаттвыАвалокитешвары.

Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у буддийских народов России (бурятов, калмыков, тувинцев). На ее основе сформировалось большое количество новых направлений и школ буддизма.

Третье направление_буддизма - ваджраяна («алмазная колесница») - оформилось в середине I века. Для ваджраяны характерна вера в мгновенное, как удар молнии, «просветление», что отличало ее от махаянской доктрины постепенного накопления духовных совершенств. Согласно ваджраяне, нирваны может достигнуть любой верующий в настоящей жизни. Другое название этого направления - тантра («непрерывность», «поток психики»). Ваджраяна стала культивировать медитативную (йогическую) практику.

Важную роль в мифологии ваджраяны играет легенда о стране всеобщего благоденствия Шамбале. Это страна сильных, красивых и добродетельных людей, управляемая царями - последователями буддизма. Первый царь Шамбалы - Сучандра получил буддийское учение непосредственно от Будды Шакьямуни. При 25-м царе Шамбалы Рудрачакрине должна произойти решающая битва сил добра - воинства Шамбалы и сил зла - противников буддизма. После победы сил добра наступит новая эпоха, ознаменованная пришествием буддыМайтреи.

Шамбала находится в некоем невидимом мире, который открывается лишь достигшим просветления. Вместе с тем даже в XX веке неоднократно предпринимались попытки поиска этой страны в конкретных местностях (в Тибете, Гималаях, на Алтае), а также отождествления ее с существующими государствами (Россией), получившие распространение среди буддистов Тибета и Монголии.

Отношения между отдельными направлениями и школами буддизма не носят антагонистического характера, поскольку обще буддийские основы превалируют над межконфессиональными особенностями. Кроме того, буддизм не признает авторитета в вопросах учения Будды, считая, что его можно познать лишь на практике. Познавший это учение, сам становится авторитетом для себя. Вот почему в буддизме нет ересей.

Буддийские конфессиональные общины входят в состав двух международных организаций: Всемирного братства буддистов, созданного в 1950 г. (штаб квартира в столице Таиланда Бангкоке), и Азиатской буддийской конференции за мир, основанной в 1970 г. (со штаб-квартирой в столице Монголии Улан-Баторе).

Сиддхартха Гаутама не оставил духовного наследника. Его учение продолжили монахи в монастырях. Однако между членами сангхи впоследствии возникли существенные разногласия в толковании свода правил буддизма. Одни монахи выступали за смягчение и даже отличие тех строгих границ, отделявшие сангху от остальных членов общества, другие настаивали на их сохранении. Уже в IV в. до н. е. это привело к расколу сангхи на магасангхику ("большую общину") - сторонников расширения связей буддистской общины с остальным населением, и тхераваду ("учение старейшин") - сторонников консерватизма. В начале I в. до н. е. в буддизме сформировались два направления: хинаяна и махаяна.

Хинаяна (от санскр. - "Малая колесница", или "узкий путь" спасения) направление в буддизме, последователи которого сосредоточены прежде всего на внутреннем самосозерцании и мудрости. Они избегают философско-космогонических спекуляций; придерживаются догматов первоначального буддизма, написанные на языке пали; признают Будду человеком, нашедшим путь к спасению. Основной акцент они делают на личном спасении, что может быть достигнуто только через уход от мира, то есть при условии принятия монашества. Хинаяна распространена, главным образом, в тех странах, куда мигрировало население Восточной Индии - Шри-Ланки. Со временем в хинаяне появился сложный торжественный культ (например, поклонение "зуба Будды"), получили широкое распространение массовые паломничества к святым местам и т. Д.

Махаяна (от санскр. - "Большая колесница", или "широкий путь" спасения) провозглашает возможность спасения не только монаху, но и любом мирянину, если тот придерживается обетов духовного совершенства, читает молитвы, творит заклинания, получает помощь со стороны монахов и одаривает их, предоставляет милостыню бедным. Монахи ускоряют спасения людей культовыми мероприятиями бодхисаттв (от санскр. - Тот, чьей сущностью является знание). Они могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого на основе милосердия к живым существам, изменять их карму на более благоприятную.

Бодхисаттвы в махаяне - святые, которые достигли "порога" нирваны, но последнего шага к ней не делают, отказываются от помощи ради спасения других людей. В раннем буддизме бодхисаттвы считался только Сиддхартха Гаутама, но только до того момента, как он "просветлел" и стал Буддой. Позже буддистский пантеон пополнился большим количеством бодхисаттв. Согласно учению махаяны, каждый мирянин может стать бодхисатвы и проявлять свои сверхъестественные силы и возможности в ответ на человеческие молитвы и заклинания, содействовать людям в преодолении мучений сансары. Наиболее уважаемыми бодхисатвами в махаяне является Манджушри (олицетворение высшей трансцендентальной мудрости), Ваджранапи (олицетворение власти) и Авалокитешвара (олицетворение добра).

Значительное место в махаяне занимает учение о Рае. Таких раев несколько. Они подробно и живописно описанные в литературе Махаяны, в проповедях архатов, изображены в произведениях живописи и скульптурах. В махаяне Будда с мудреца-учителя превратился в обычное божество, а бодхисаттвы на его эманации. Вообще последователи махаяны истолковывают жизни и учения Будды несколько произвольно. Они больше всего занимаются соболезнованиями, учат о том, что спасение одного человека зависит от совокупности милосердия других, их идеал - Будда-спаситель. Согласно учению махаяны, спасение достигается через веру в Гаутаму, который поднялся и стал божеством, а также веру в других святых, которые стали бодхисатвами. Поэтому для спасения очень полезно говорить вслух их имена. Махаяна стала основой для некоторых школ и течений вне Индии, в том числе для ламаизма.

Вбуддизме выделяют три основных направления Пути самосовершенствования, называя их Три Яны, Три Колесницы.

Хинаяна ("яна" - колесница, "хина" - малый) - Малая Колесница

Махаяна ("маха" - великий) - Большая Колесница

Ваджраяна ("ваджра" - алмаз) - Алмазная Колесница

Все они ведут к одной цели. Деление связано с тем, что Будда передал разные методы для людей с разными способностями к духовному развитию.

Каждое направление имеет своих последователей. Разные люди - разные методы.

Суть знания, переданного Буддой выходит за пределы человеческого измерения. Для ясного понимания этого знания принята некая форма, такая как Три Колесницы, каждая из которых содержит свои особые наставления, методы, постижения этого знания.

Хинаяна

Традиция Хинаяны опирается на то, что можно назвать первыми учениями Будды, начиная с его знаменитой проповеди о Четырех Благородных Истинах: страдании, источнике страдания, возможности прекращения и способе прекращения страдания.

Основу учения образует Трипи́така, Палийский Канон - свод священных текстов, составленный вскоре после так называемого "ухода Будды в Нирвану".

Последователи Хинаяны считают эти писания самым древним источником Учения Будды, и следовательно самым авторитетным. Отсюда еще одно название Малой Колесницы: Тхеравада то есть "Учение старейших".

Махаяна

Традиция Махаяны возникла на севере Индии и распространилась преимущественно в Китае, Тибете и Японии. Она переосмысляет сложившиеся в Хинаяне положения о мироустройстве и духовном Пути, раскрывая смысл Учения Будды совершенно по новому.

Основа Махаяны и Хинаяны - Сутры.

Это писания, пришедшие к практикам древности в форме духовного откровения. Предполагается, что Сутры были переданы Буддой. Но Буддой уже не в форме конкретного исторического лица, Будды Шакьямуни, а как проявление природы Будды как таковой, вневременной, всеобъемлющей - метафизической реальности, запредельной относительно человеческого Ума.

Ваджраяна

Ваджраяна - последняя Колесница, называемая "тантрический буддизм". Это название связано с тем, что основа практик здесь - Тантры - знания, переданные предполагаемым воплощением Будды, учителем Падмасамбхавой. Конечная цель Ваджраяны та же, что у и Махаяны - обретение состояния Будды для блага всех существ. Отличие в Методах обнаружения этого изначального состояния.

Цели трёх колесниц

Хинаяна:Нирвана

Махаяна и Ваджраяна:

Благо всех существ

Хинаяна воспринимает Путь Будды Шакьямуни как руководство к действию: отречься от всего "мирского", отсечь привязанности и "загрязнения", чтобы стать просветлённым существом подобно Будде и покинуть этот мир, уйдя в бесконечное блаженство Нирваны - состояния за пределами цикла рождения и смерти - сансарического бытия.

Важно отметить: последователи Хинаяны верят, что Будда - конкретное историческое лицо, Учитель, обретя Просветление действительно ушел в Нирвану. То есть перестал существовать в нашей реальности. Это воззрение - ключевое отличие восприятия явлений в Хинаяне и Махаяне.

Кем был Будда?

Хинаяна:

Будда - человек, достигший Просветления

Махаяна:

Будда - метафизическая Реальность

Сутры Махаяны указывают на то, что Нирвана - это уловка на пути, а Будда, Татхагата - нечто, гораздо большее, чем явленное миру тело Будды Шакьямуни. Будда - это аспект реальности, первоприрода, первоматерия, источник всего сущего. И потому Будда, воспринимаемый таким образом, не может "покинуть" Сансару. Он пребывает в ней внутри каждого из нас.

Такая концепция получила название Теория ТатхагатаГарбхи. "Зародыша" Будды как изначальной природы внутри всех живых существ.

Об этом можно прочесть в Татхагатагарбхе сутре:

А также, сыновья хорошей семьи, (он) понимает, что внутри живых существ, утопающих в осквернениях, сидит множество Татхагат со скрещенными ногами и неподвижных, одаренных, как и я, знанием и видением. И понимает, что нутро тех (существ), оскверненное нечистотой, -истинная природа Татхагаты (татхагатадхармата), недвижимая и неколебимая любыми состояниями бытия, и затем говорит: "Все эти Татхагаты подобны мне!"

Татхагатагарбха сутра

Идеальная личность

Хинаяна:Архат

Махаяна:БодхисаттваАрхат

Идеалом Хинаяны является Архат - святой монах, собственными усилиями достигший Нирваны, цели пути в рамках этой традиции.

В Сутрах Махаяны хинаянских святых - Архатов называют Шраваками, "слушающими голос", подразумевая, что это ученики Будды, не постигшие всех глубин учения и привязавшиеся к идее Нирваны как Индивидуального освобождения, стремление к которому в принципе заблуждение.

Во-первых, нет разницы между Сансарой и Нирваной - это две иллюзии одного Ума.

Нет разницы вообще
Между Нирваной и Сансарой.
Что является пределом нирваны,
Есть также и предел сансары.
Между этими двумя мы не можем найти
Даже слабейшей тени различия.

Нагарджуна.

Ум – корень, как круговорота перерождения, так и просветления. Из-за разнообразия накопленной кармы, каждый из многообразных видов существ имеет свое особое иллюзорное видение.

НамкайНорбуРинпоче "Кристалл и путь света"

Этот ум творит и сансару и нирвану
Вне него не существует ни то ни другое.

Падмасамбхава

Во-вторых, даже если Ум принимает правила игры этих иллюзий, стремление к "личному" Освобождению - не самый благородный путь. Ведь в шести мирах сансарического удела человек оставляет всех тех, кто будет продолжать пребывать в неведении и испытывать повторяющиеся страдания.

Боддхисатва

Потому задача практика - принести максимальное благо живым существам в течении своей жизни. Которая, как известно конечна, а рождение человеческое – бесценно, ибо дает возможность для практики.

Отказавшись от цепляния за собственное "Я", практик Махаяны переводит свой взор от себя к другим людям и существам.

Идеал Махаяны - Бодхисаттва - тот, кто породил в себе намерение стать Буддой дабы иметь возможность принести благо миру.

Намерение такого рода называется Бодхичитта ("бодхи" - пробужденный", "читта" - сознание). Зарождение такого намерения, обусловленного чувством великого Сострадания ко всему живому, является началом духовного развития на пути Великой Колесницы, Махаяны.

Вообще, в Махаяне есть такое воззрение, что определяющим природу нашего действия - является не само действие, а намерение, мотивация. И потому то, что по форме выглядит странно или даже жестоко, имея так называемую благую цель под собой - является благом.

Пути трех колесниц

Хинаяна и Махаяна:Путь Отречения

Ваджраяна: Путь преобразования (Тантры)

Хинаяну и Махаяну называют Путь Отречения. То есть отказ от негативных, не благих действий, дабы очистив Ум, обнаружить свое изначально просветленное состояние - достичь Просветления.

Ваджраяна, и тантра в целом, это Путь Тантры, Преобразования. Где те омрачения, привязанности и страсти, что в Сутре следует отсечь, используются как часть практики.

Ученый, религиовед Евгений Торчинов пишет:

Ваджраяна утверждает, что главное преимущество такого метода — его чрезвычайная эффективность, «мгновенность», позволяющая человеку стать Буддой в течение одной жизни, а не трёх неизмеримых (асанкхея) мировых циклов — кальп. Вместе с тем наставники Ваджраяны всегда подчёркивали, что этот путь является и самым опасным.Ваджраяна взаимодействует с темными пучинами бессознательного - того «тихого омута», в котором «черти водятся», используя его безумные сюрреалистические образы и архетипы для быстрого выкорчевывания самих корней аффектов: страстей, влечений (порой патологических), привязанностей, — всего того, что могло и не осознаваться практиком, "атакуя" его сознание «изнутри».

 

Сейчас под словом "тантра" на западе продвигаются мероприятия, имеющие очень отдаленное отношение к духовности. Такое явление связано с поверхностным пониманием, западным сознанием союза мужского и женского, который выделяется в тантре. Мужское и женское начало в Ваджраяне - это союз двух аспектов Пробуждения: мудрости и метода.

На изображениях тантрических божеств, изображается пара, священный союз, называемый "Яб-Юм".

Метод, "Упая" - это мужское начало, божество в мужском теле.

Мудрость, "Праджня" - женское начало, изображается как супруга божества.

В буддизме есть устойчивое триединство: Тело, Речь и Ум

Практика на уровне Тела: выполнение простираний

Практика на уровне Речи: это начитывание Мантр

Практика на уровне Ума: визуализации

Основные практики Ваджраяны:

практика мантр;

визуализация божеств;

созерцание мандал.

Практика чтения мантр имеет в Ваджраяне столь большое значение, что её часто даже называют Мантраяной — Колесницей Мантр. Произнесение мантр подразумевает понимание внутреннего смысла мантры и её воздействия. Часто в практике нужно визуализировать написанные тексты мантр, причём задаётся определённый цвет, размер, толщина и другие параметры созерцаемых букв.

Практика тантрических мантр предполагает получение специального Посвящения, которое сопровождалось объяснением правильного произнесения того или иного звука.

В Ваджраяне большую роль играет наставник, учитель, Гуру. Под руководством такого гуру для каждого ученика подбирается своя практика, в зависимости от характера. Качество, черта характера, имеющая негативное свойство называется аффект (клеша): гнев, страсть, невежество, гордыня или зависть.

Практикующие Ваджраяну утверждают, что такого рода аффекты должны не уничтожаться, а осознаваться и трансформироваться в пробужденное сознание. Как это возможно?

Основой претворения страстей и влечений в мудрость Будды является природа Будды, которая есть природа психики и всех ее состояний и которая присутствует в любом, даже самом низменном психическом акте.

Потому, Ваджраяну можно назвать выходом за пределы понятий "чистого" и "нечистого".

Прежде чем изучать практику тантрического буддизма, Ваджраяну, следует изучить фундамент на который она опирается, а именно предыдущие две Колесницы.

Когда начинающий практик ищет "передачу", Посвящение на сложные, "высшие" тантрыВаджраяны, не накопив опыт в более доступных практиках - в нем говорит Духовное Эго. Считается, что если человеку обьяснили какой то метод, например Мантру - то есть образно говоря "передали" её, вложив в некотором смысле свою энергию в эту передачу - то есть энергию Учителя, эту практику "реализовавшего" - важно действительно Практиковать.

Когда приезжают буддийские Ламы с лекциями, учениями и всевозможными передачами практик - надо быть честным перед собой - намерен ли ты действительно применять в жизнь те знания, что получишь на таком мероприятии. Если человек получает "передачу" и не практикует - он создает "препятствие". Поэтому лучше быть более пустой и легкой чашей применяющей переданные уже методы, чем переполненным духовными знаниями сосудом без практики. Это и называется Духовным накопительством. Везде нужна мера - Серединный Путь.

Мы можем прожить жизнь по-разному. Через пять лет, то, что важно сейчас потеряет значение. VanitasVanitatum Суета сует. Сансара.

Есть вещи вне времени. Они останутся в нас навсегда. Человек чувствует это вечное и ищет к нему дорогу.

Оттого - разные религии, книги и путешествия, разговоры - вдруг найдется?

Но изначальная природа человека, его суть - никогда не придет извне - это знание внутри. И Учение Будды - древнейший способ подобрать ключ к этой двери. Вернуться к истоку.

Сколько бы ни было дорог, какую бы мы ни выбрали Колесницу, главное - идти вперед.

Терпения и радости нам на этом пути!

Ом.

 

 

Основы теории ламаизма.

САЙТЫ:

 

 

В ламаизме (от тибет."Лама" - высший, небесный) буддизм, как мировая религия, достиг наиболее завершенный вид. Это направление сформировался во время позднего Средневековья (VII-XV вв.) На основании махаяны, элементов древней религии тибетцев бон-по (разновидность шаманства) и тантризма (от санскр. - Хитросплетения, сокровенный текст, магия). Последний представлен разнообразными школами и сектами в индуизме и буддизме. Характерным признаком принадлежности к тантризма является поклонение определенному половому энергетическому началу, чаще - женскому, реже - мужскому. С точки зрения тантризма, человек - микрокосмос, ее тело создано по аналогии с космосом и из того же материала. НИРваны она может достичь с помощью медитации, практикования йоги и просветления. Поводырем на пути тантры к нирване является наставник (гуру) помощником - эзотерические (от гр. - внутренний, сокровенный, скрытый в процессе религиозных обрядов и в мистических учениях, в магических формулах) заклинания, тексты (ман-три) или символы, образы; покровителями и охранниками-идами - ниже божественные существа; легендарными проповедниками - бодхисатвы.

В ламаизме признаются все основные догматы буддизма, но особая роль отводится ламам. Считается, что без их помощи верующие не смогут не только спастись, попасть в Рай и достичь нирваны, но даже прилично жить при следующем перерождении.

Ламаизм сформировался в Тибете (горный район Китая), с конца XVI в. распространился среди монголов, а в XVII в. проник на территорию России, где нашел последователей среди бурят, тувинцев и калмыков. Каноническую основу ламаизма составляют сборники священных текстов - Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Ламаизм характеризуется торжественными богослужениями, театрализованными мистериями (от гр. - Таинство, тайна), многочисленными бытовыми обрядами, магическими мероприятиями и заклинаниями против гнева богов и происков злых духов; главной его добродетелью считается беспрекословное повиновение ламам и светской власти (бурятские ламы, например, объявляли российских царей воплощением богини Цаган-Дараехе).

С XIV в. ламаизм стал ареной реформаторской деятельности Цзонхавы (1357-1419) - известного религиозного и общественного деятеля Тибета. В результате его реформ ламаистов возглавил Далай-лама (от монг. - Море мудрости и выше, небесный). Этот титул ввели монгольские правители в 1578 Со временем Далайлама сосредоточил в своем лице высшую духовную и политическую власть, стал общепризнанным авторитетом в ламаизме.

Постепенно в ареалах своего распространения ламаизм монополизировал духовную жизнь народов разных стран, проник в их социальные структуры. Монастыри стали центрами не только ритуального, но и политической и культурной жизни буддистов, превратились в иерархически организованное ламства (ученики, послушники, монахи, настоятели, отшельники - "живые боги»). Лама стал не столько монахом, сколько жрецом, учителем, астрологом, прорицателем, врачом, музыкантом, танцором. Практика безбрачия лам и обязательность драгоценных подарков монастырям привели к накоплению ими огромных богатств и осложнения ламаистской иерархии. Высшие ламы стали восприниматься как боги, во главе всех будд был "поставлен" Адибуда - обладатель всех миров, создатель всего сущего, духовность которого якобы пронизывает все живое, поэтому каждый буддист носит в себе его часть и способен к спасению.

Реформы Цзонхавы определенной степени коснулись и догматику буддизма. Так, Рай и ад были объявлены временным местом пребывания верующих, причем не исключалась возможность попадания человека в новое "круг перерождений". В результате исчерпания кармы (хорошей или плохой) наступает очередное перерождение. Лучше всего, утверждал Цзонхава, возродиться в стране ламаизма, где лама (товарищ, друг и учитель) улучшит твою карму и обеспечит очередное возрождение в Раю или на небесах рядом с божествами и святыми. Однако все это возможно лишь при условии, что человек не совершил десять "черных" грехов и при этом придерживалась в своей жизни десяти добродетелей. "Черными" грехами считаются: убийство, кража, "неправильное совокупления", ложь, клевету, злословие, пустые и бессмысленные разговоры, жадность, злость, "заблуждения". Все они приводят к неизбежному сурового наказания: перерождение в аду за тяжкие грехи, превращение в животных за грехи средней тяжести, обращение на болезненную и недолговечный человека за незначительные грехи. К достоинствам относят: защита чужой жизни, щедрость, добродетель, кротость, правдивость, миротворчество, смирение, милосердие, сострадание, стремление к истинному учению.

Выполнение десяти добродетелей в ламаизме считается первым шагом на пути к святости. Второй шаг заключается в овладении шестью премудростями, которыми являются милостыня, обет, терпение, настойчивость, медитация, собственно мудрость. Третий шаг - преодоление пяти путей-помех: вымогательства, единение со злом, преград к истинной мудрости, прозрения и достижения цели.

Распространение ламаизма в Тибете превратило этот район по сравнению с другими странами на его "метрополию". Столица Тибета Лхаса была до 1959 г.. Резиденцией Далай-ламы. Тогда здесь произошло восстание национально-религиозного характера против власти КНР, которое было подавлено. Далай-лама и более 100 тыс. Тибетцев бежали в Непал, Бутан, Индию, где живут до сих пор, в том числе Далай-лама XIV ТендзинХайтс, который родился в 1935

Расцвет буддизма в Индии приходится на первые три века новой эры. В дальнейшем, в связи с распадом на ее территории рабовладельческого строя и усилением феодальной раздробленности, в VI- VII в. начался упадок буддизма, который почти полностью был вытеснен индуизмом и исламом. Однако еще в III в. до н. е. буддизм распространился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), в I в. н. е. - в Китае, во II в. - В Индокитае, в IV в. - В Корее, в VI в. - В Японии, в VII в. - В Тибете, в ХП в. в Монголии. Везде буддизм воплощал в жизнь свой главный принцип: не нарушать культурные традиции стран и народов, по возможности интегрироваться с ними, и поэтому довольно быстро приспосабливался к местной культуре, даже меняя свои формы.

В VI в. буддизм в Китае принял форму дзэн-буддизма (от санскр. - сосредоточено созерцания, медитация), которая затем проник во Вьетнам, Корею, а в XII-XIII вв. - В Японию, где сегодня проживает большинство его последователей. От традиционного буддизма Махаяны дзен-буддизм отличается тяготением к иррационализма и мистики. В дзен-буддистской литературе подчеркиваются такие его особенности: во-первых, непосредственное ("от сердца к сердцу") передачи учения; во-вторых, прямой контакт с духовной сущностью человека ("всеобщей мудростью Будды") в-третьих, независимость от письменных знаков и форм (букв, слов, предложений); в-четвертых, достижения совершенства Будды посредством обращения к внутреннему миру человека. Среди значительного количества разновидностей дзен-буддизма есть и немало искаженных, в которых медитация практикуется вместе с употреблением наркотиков и других психотропных веществ или с использованием методов психотерапии и психоанализа, превращаясь в специфическое средство "промывания мозгов".

На протяжении всей истории своего существования дзен-буддизм ощутимо влиял на традиционную японскую культуру, что нашло отражение в таких национальных видах искусства, как монохромная живопись, икебана, чайная церемония, каллиграфия, искусство разведения карликовых садов, в поэзии и драме и тому подобное. В XX в. дзен-буддизм распространился на Западе, особенно среди студентов университетов СЕЛА. Сегодня дзен-буддизм не является самым ответвлением японского буддизма, но продолжает удерживать достаточно прочные позиции.

Пожалуй, ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких сложных и противоречивых чувств, как буддизм. Христианину эта религия кажется странной, парадоксальной. Он видит в ней отклонения от самого понятия "религия", образцом которой считает христианство. В то же время идеи буддизма как религии используются определенной частью мыслителей как важна идеологическое оружие для критики западной системы ценностей, культуры и самого христианства. Такими мыслителями были, например, Артур

Шопенгауэр (1788-1860) и Фридрих Ницше (1844-1900), а в наши дни - их последователи. Благодаря им, а также основоположникам новых синтетических течений, во многом противопоставляли себя христианству (например, Елене Блаватской и ее сподвижнику полковнику Олькотту, основателям Теософского общества) в конце XIX и в начале XX в. буддизм начал распространяться в странах Запада, в России и Украине.

В конце XX в. Запад пережил не одну волну захватов буддизмом в разн<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: