Образ – более наглядное, и, следовательно, понятное средство коммуникации. Он способен стать легко воспринимаемым зрителю и логически.




В детской книге решение сюжета иллюстрации должно не только откликаться на литературный источник, но и отвечать познавательной стороне, т.е. быть наглядным, подробным в проработке типажей, их особенностей, среды их обитания.

Сегодня ведущие педагоги и детские психологи подчеркивают значимость иллюстрации в детской книге как важнейшей и неотъемлемой составляющей учебного процесса. Способность книги синтезировать зрительно-образную и текстовую информацию дает возможность особого, познавательного, эмоционального и эстетического воздействия на реципиента, особенно если речь идет о ребенке. Поэтому зрительные невербальные формы в комплексе с вербальным повествованием зачастую используются как наиболее продуктивный прием обучения, т.к. усиливается мнемоническая способность ребенка.

При анализе литературного произведения, в котором взаимодействуют искусства, следует отыскать некий живописный код, при помощи которого будет возможно расшифровать мельчайшие оттенки художественного содержания. Интермедиальный анализ текста опирается на тезис о том, что все медиа — художественные средства и методы разных видов искусства [15] или сами искусства [20] — являются особым способом передачи художественной информации; и, как замечает И. П. Ильин, с семиотической точки зрения в этом отношении они являются равноправными, «но в каждом виде искусства они организуются по своему своду правил» [7]. Живописные медиа в литературном тексте — один из инструментов воплощения автором глубинного философского смысла произведения (скрытые, имплицитные смыслы). Интермедиальность возникает вследствие усложнения принципов организации художественного текста, который заимствует и ассимилирует свойства текстов, принадлежащих другим видам искусства. Это и особый способ организации художественного текста, и специфическая методология анализа как отдельно взятого произведения искусства, так и языка художественной культуры в целом, опирающаяся на принципы междисциплинарных исследований. Будучи активным информационным сигналом, иллюстрации играют большую роль при выборе книги читателем и могут повлиять на перемещение произведения в пространстве детской литературы от центра к периферии и обратно. Классическим примером являются «Детские и семейные сказки» (1812) Братьев Гримм, которые были собраны и изданы как труды по немецкой филологии, но вошли в поле детской литературы после того, как были опубликованы с красочными иллюстрациями.

В основе решения зрительного объяснения классического литературного текста всегда лежал художественный образ. Сам по себе образ – средство визуальной коммуникации. И как коммуникант характеризуется рядом параметров, фиксирующих различия визуальных и вербальных образов:

Скорость восприятия визуального образа значительно выше: доли секунды на осознание рисунка против нескольких минут на прочтение соответствующего текста

Образ – более наглядное, и, следовательно, понятное средство коммуникации. Он способен стать легко воспринимаемым зрителю и логически.

3. Образ не надо переводить на другой язык. В случае с иллюстрированием классической литературы интересен обратный эффект: когда оригинальный текст, переведенный на зарубежные языки, оказывается сопровожден иллюстриатвным рядом, более глубоко раскрывающем идейное содержание произведения, чем художниками-носителями языка оригинала.

4. Образ – более эмоциональное средство воздействия, нежели текст [8].

Книжная графика есть передача информации, идейного замысла, через визуальные формы зрителю. Послание всегда первично. «Само бытие и есть такое сложное послание»[14]. Структура послания – текст, образ, визуальное решение. Опираясь на законы гармоничного соответствия частей и целого, дихотомичность объектного устройства мира, иллюстрация, видоизменяясь под воздействием современных реалий, является важным коммуникативным звеном послания автора художественного произведения к сознанию читателя/зрителя. За последнее столетие, пройдя извилистый путь развития, книжная графика в нашей стране, сохраняя предметно-реалистическое, но лирически претворенное отображение художественных образов литературного текста, под натиском стремительно изменяющегося окружающего мира отодвигается отвлеченно-метафорическим видением, нацеленным сквозь предмет и материальный образ [4]. Целью современных мастеров графики становится создание индивидуальных, ярко выраженных, неповторимых художественных миров: книга как послание неизбежно меняется в своем социальном статусе [11].

5 марта 2020 года среди учеников 2 класса МОУ СШ№129 г.Волгограда был проведен соцопрос с целью выявления особенностей предпочтения различных обложек двух книг: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин и «Волшебное слово» В.А.Осеева. В каждой позиции было представлено три варианта оформления обложек книг (см. рис. 1-6).

Для того чтобы выяснить какие обложки привлекают детей младшего школьного возраста был проведен соцопрос среди учащихся 2 класса. Опрос проводился посредством анкетирования. В нем приняли участие 26 человек, из которых 14 мальчиков и 12 девочек. Анализ результатов проводился как в соответствии с гендерными различиями, так и без учета пола ребенка. Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм, расположенных в приложении (см. рис. 7-22).

Вопросы, на основании которых осуществлялось анкетирование:

1. Любишь читать?

2. Как часто читаешь?

3. Любимая книга?

4. Нравятся книги с картинками?

5. Как читаешь? (Сам(а) или с кем-то из взрослых)

Шестой и седьмой вопрос предполагали выбор одной из трех обложек и его краткое обоснование.

На вопрос «Любишь ли ты читать?» ответили мальчики 64% - да, 36% - нет; девочки 99,92% - да, 0,08% - нет. В целом 76,92% детей любят читать, 23,08 нет (см.рис.7-9).

На вопрос «Как часто читаешь?» ответили мальчики 66,7% - каждый день, 16,7% - через день, 8,3% - раз в 20 дней, и столько же читают 2 раза в день; девочки 50% - каждый день, 25% - 2 раза в неделю, 1% - через 3 дня, столько же ответили, что читают по возможности и 1 раз в неделю. В целом 58, 3% детей читают каждый день, 12,4% 2 раза в неделю, 8,3% через день, и оставшееся количество равным образом распределено среди ответов «раз в 20 дней», «2 раза в день», «1 раз в неделю», «когда смогу», «через 3 дня» (см.рис.10-12).

Проанализировав ответы на вопрос «Какая твоя любимая книга?» среди мальчиков было выявлено, что примерно треть опрошенных писала не название книги, а фамилии писателей, среди которых популярностью пользуются В.Драгунский, Н.Носов, В.Одоевский. Не смотря на преобладание ответов в пользу фэнтези, рассказов и повестей, мальчики зачастую выбирают литературу, посвященную компьютерным играм, в частности «Minecraft». Изучив такую литературы, можно отметить примитивную графику, которая выступает как манифест полной свободе. «Живи, как тебе вздумается, и занимайся, чем хочешь» – девиз создателя игры Маркуса Перссона. Детей в игре привлекает далеко не графика или частые совершенствования игровой платформы, а возможность управлять всем самостоятельно. Они находят в этом то, чего им часто не хватает в реальности. В целом мальчиков привлекает дружелюбная атмосфера, порой абсурдная реальность, возможность перенестись в сказочный мир и побыть героем.

Среди девочек абсолютное большинство предпочитает сказки. Так же популярны отечественные повести и рассказы, прививающие необходимость совершать добро («Тимур и его команда»). Некоторые девочки отдают предпочтение детективам («Кот да Винчи» Е.Матюшкина).

На вопрос «Любишь книги с картинками?» все мальчики ответили «да», а среди девочек только 83,3% предпочитают иллюстрированную литературу. Это свидетельствует о том, что девочки развиваются немного быстрее мальчиков, и им уже не обязательно наличие картинки в книге, для того, чтобы представить героев, их действия. Это объясняется тем, что девочки и мальчики имеют разные сроки формирования психических функций. Девочки развиваются биологически быстрее, чем мальчики. Они рождаются более зрелыми на 3-4 недели. В начальной школе мальчики младше девочек по биологическому возрасту на 1 год. Девочки обычно раньше начинают использовать сложные логико-грамматические конструкции, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей [1]. В целом 92,3% детей любят иллюстрированные книги (см.рис.13-14).

На вопрос «Как читаешь?» 71,4% мальчиков ответил «сам», оставшиеся 28,6 читают с кем-то из взрослых. Абсолютно все девочки читают сами. 84,6% детей читаю сами, 15,4% с помощью взрослых (см.рис. 15-16).

В вопросе выбора обложки книги «Сказка о рыбаке и рыбке» подавляющее большинство мальчиков – 71,4% выбрали обложку под №3, и равное количество оставшихся голосов пришлось на обложки №1 и №2. Среди девочек 58,8% выбрали обложку №3, 25% отдали голос за обложку №1 и 16,7% проголосовали за второй вариант. Дети 65,3% выбрали обложку №3, 19,3% проголосовали за 1 вариант, 15,4% предпочли обложку №2 (см.рис.17-19).

Рассматривая обложки книги «Волшебное слово» 42,8% мальчиков выбрали обложку №2, 35,7% предпочли №3, а 21,5% проголосовал за №1. Среди девочек лидирует обложка №3, за нее проголосовал 41,7%, на втором месте обложка №2 – 33,3%, а 1 вариант оформления обложки понравился 25% девочек. В целом предпочтения детей распределились следующим образом: равное количество опрошенных проголосовали за обложки №2 и №3 (по 38,5% соответственно) и лишь 23% проголосовали за обложку №1 (см.рис. 20-22).

Обложка №1 «Сказки о рыбаке и рыбки» (см.рис. 1) и обложка №1 «Волшебного слова» (см.рис.4) имеют несколько схожих черт: преобладание ярких цветов, упрощенная эстетика, близкая модернистскому направлению в искусстве, простой предметный ряд. Их характеризует некая шаблонность. Изображение стереотипных героев, яркие цвета – это было когда-то присуще комиксам и карикатурам, однако, позже это было перекинуто на мультипликацию, поскольку художникам было проще изображать простых персонажей, их мимику, окружающую их действительность. Спустя время книжный иллюстратор стал подражать мультипликатору.

В оформлении обложек №2 «Сказки о рыбаке и рыбки» и обложки №3 «Волшебного слова» изображено множество деталей, необходимых для сосредоточенного рассмотрения. Не все дети были готовы рассматривать их – это отражает предпочтение детей к более простым, стандартным изображениям.

На обложка №3 «Сказки о рыбаке и рыбки» (см.рис.3) и обложке №2 «Волшебного слова» (см.рис. 5) изображены главные герои произведений. Не смотря на скудную цветовую гамму обложки №2 «Волшебного слова» дети выбирали ее.

Подводя итог анализу, выделим основные особенности выбранных обложек.

Анализ обложек книги «Сказка о рыбаке и рыбке» показал, что большинство детей предпочитают реальное отображение действительности, в котором отражена суть произведения. На втором месте в иерархии предпочтений стоит тяга детей к модерну, чему – то простому, яркому, та самая упрощенная эстетика. Завершает рейтинг обложка, отражающая желание детей рассматривать мелкие детали, фантазировать, о чем могут разговаривать герои, рассматривать узоры, изображенные по бокам от картинки.

Анализ выбора обложек книги «Волшебное слово».

Равное количество опрошенных выбрали 2 вариант, на обложке которого изображено общение главных героев, отражена суть произведения, скудная цветовая гамма и 3 вариант, в котором присутствует множество цветов, мелких деталей. Дети часто мотивировали это тем, что это «милая и интересная обложка». И лишь относительное меньшинство проголосовали за 1 вариант, отражающий модернистские течения, присутствует обилие ярких цветов.

Какой же должна быть обложка книги, чтобы ребенку захотелось прочитать ее, чтобы его эстетическое отношение к миру, находящееся в стадии формирования, не подверглось испытанием дурновкусием? Об этом рассуждал В.М. Конашевич в 50-60-е годы прошлого столетия [5; 54]. Однако новые технологии диктуют художнику новые правила. Конашевич говорил о том, что искусство детской книги живо традициями, памяти об образцовом исполнении задач, стоявших перед художником-иллюстратором. Было бы верно придерживаться традиций и в выборе книг для детского чтения. Но для этого взрослому необходимо знать: чем же обложка может заинтересовать юного читателя? На этот вопрос Конашевич отвечал: «Прежде всего, неожиданностью, остротой композиции и цветовой гаммы. Обложка, скажем попросту, должна быть красива. Не надо только понимать красоту как пестроту нагромождение всякой всячины, как неорганизованную яркость красок. Чем проще и яснее композиция обложки, чем она декоративнее, тем ближе к цели. А цель ее привлечь внимание ребенка, понравиться ему еще издали» [5; 56].

Основные выводы и наблюдения.

Вне зависимости от возрастной группы читателей, в книжной иллюстрации должен присутствовать важнейший принцип реального отображения действительности. Отношение героя и среды, предмета и пространства, героев между собой – это составляющие, которые, откликнувшись на литературный источник, пробудят в читателе живой интерес к иллюстрации.

Говоря об иллюстрировании детской книги, необходимо отметить ее специфичность. Для ребенка иллюстрация – важнейший познавательно-информативный элемент, имеющий признанное воспитательное значение. Иллюстрация во многом определяет художественную ценность книги, возможность использовать ее в процессе эстетического воспитания ребенка, степень эмоционального воздействия на читателя. Иллюстрация в детской книге способствует познанию окружающей действительности, освоению нравственных ценностей, эстетических идеалов, углублению восприятия литературных произведений. Иллюстрация способствует усвоению детьми литературного текста, формированию представлений о его теме, идее, героях. В детской книге решение сюжета иллюстрации должно не только откликаться на литературный источник, но и отвечать познавательной стороне, т.е. быть наглядным, подробным в проработке типажей, среды их обитания. При иллюстрировании сказки элемент сказочности в иллюстрации, выходящей за рамки обыденной действительности, должен обязательно иметь место. Воображение и фантазия – это постоянные спутники художника при работе над визуальным составляющим детской книги.

Младшим школьникам (7-9 лет) характерно предметное и функциональное восприятие действительности в отличие от зрительного восприятия детей на более старшем возрастном этапе и взрослых. Дети, в процессе восприятия действительности, образно представляют формы предметов, их функции, при этом не учитывают всех значительных моментов восприятия, например: ракурсов, положения в пространстве и т.п. Дети воспринимают вещь как бы сразу, со всех сторон. Данной специфике детского восприятия целесообразно нахождение конкретного отражения в работе над оформлением и иллюстрированием книг для детей. Ребенок не понимает условности, ищет конкретики. Вот что В.А. Фаворские пишет о детских игрушках (это можно отнести и к детским иллюстрациям): «Что надо этим вещам, чтобы ожить? По-видимому, быть с ребенком в одном пространстве, участвовать с ним в игре; и, может быть, именно неподвижность этих вещей делает их в воображении особенно подвижными» [16; 228].

Одной из характеристик детского мышления является его синкретичность, которая выражается в способности принимать связь впечатлений за связь вещей (Ж. Пиаже). Неспособный пока еще к логическому рассуждению, ребенок синтезирует находящиеся рядом явления действительности. Эту особенность восприятия маленького ребенка должны учитывать при создании иллюстраций детские художники, создавая художественные образы простыми, но содержательными, отражающими основные предметные характеристики.

Н. Гончарова приводит интересный пример: «К. Чуковский, памятуя об особенностях детского мышления и восприятия – видеть, воспринимать цельно, заметил, что заяц как персонаж детской книжки может и по-французски говорить, но он не может не скакать. Если прислушаться внимательнее к этому замечанию, станет ясен его глубокий смысл. Действительно, детское мышление лишено аналитичности, оно ухватывается за любую и самую несуществующую деталь, поэтому нельзя упускать самую главную характеристику. А для зайца – это скакать, советует К. Чуковский» [6; 68].

Вместе с тем для детей раннего возраста характерны фрагментарность сознания и отсутствие способности обобщения, в частности, для них невозможно «увидеть» и оценить книгу целостно, но они могут прочувствовать ее эмоциональную настроенность.

Художник Н. Радлов указывает также на неспособность детей отделить главные детали от второстепенных: «Главное содержание рисунка, изображаемое действие или характеристика героя, основная эмоция должны быть выделены и фиксированы с максимальной наглядностью. Способность ребенка отделить главное от второстепенных деталей в силу его ограниченного опыта ниже, чем у взрослого человека» [5; 218]. Он упоминает и о тех приемах, которым нет места в детском рисунке: это традиционные украшения страницы или разворота виньетками и концовками, любые декоративные элементы, если они необходимы, должны отойти на второй план.

Говоря о специфике иллюстраций в детской книге необходимо отметить требования к используемым цветам. Во-первых, необходимо использовать яркие и чистые тона. Например, А. Каневский сравнивал впечатления, которые может дать ребенку грамотно оформленная по цвету книга, с праздником: «Цвет в детской книжке должен быть по возможности простым и ярким, а не пестрым. Нельзя портить вкус детворы. Яркость вызывает ощущение праздничности. Ведь хорошая книжка для ребенка — это все равно, что театр Функции, значимость и особенности создания иллюстрации или карнавал. Поэтому нельзя превращать нарядный праздник в грубый балаган, нужно оставить его радостным и красивым зрелищем» [5; 75]. Во-вторых, необходимо максимально точно передавать окраску предмета, не искажая его игрой цвета и тени. В-третьих, композиция рисунка должна быть простой и ясной. Ребенок с первого взгляда должен «читать» ее, понимать смысл. «Картинка должна быть построена так, чтобы взгляд ребенка направлялся на самое главное и потом шел по тем направлениям, куда развивается действие» [5; 89]. В-четвертых, композиция детской иллюстрации не должна уходить в перспективу. Как говорил В. Конашевич, «перспективное искажение так и будет принято за деформацию, а уменьшение предмета в силу перспективного удаления будет восприниматься как уменьшение действительное» [5; 89].

Таким образом, иллюстрация предназначена для повышения релевантности восприятия текста, что особенно важно для детей. При выборе книги необходимо учитывать специфику возраста читателя, но немаловажен и индивидуальный подход. Современная детская книга представляет своеобразное, сложное явление художественной культуры. Сегодняшняя книжная продукция создается в соответствии с требованиями нового времени, что привело к созданию медийной (коммуникабельной в виртуальном общении) книги. Сейчас иллюстрация как никогда играет роль посредника между ребенком и тексом, заставляет ребенка взять книгу в руки. Но, не смотря на изменения, иллюстрация сохраняет свое предназначение для повышения релевантности восприятия текста, что особенно важно для детей. При выборе книги необходимо учитывать специфику возраста читателя, но немаловажен и индивидуальный подход.

 

 

Приложение

Рис. 1
Оформление «Феникс-Премьер»

Рис. 2 Художник И. Я. Билибин

 

Рис. 3 Художник В. М. Назарук

 

Рис. 4

Художник М. Афанасьева

 

 

Рис. 5

Художник А. Ф. Пахомов

 

Рис. 6 Художник А. Кукушкин

 

 

Рис. 7

 

 

Рис. 8

 

Рис. 9

 

Рис. 10

 

 

Рис. 11

 

Рис. 12

 

 

Рис. 13

 

Рис. 14

 

 

Рис. 15

 

Рис. 16

 

 

Рис. 17

 

Рис. 18

 

Рис. 19

 

Рис. 20

 

Рис. 21

 

Рис. 22

 

 

Список литературы:

1. Бендас Т.В. Гендерная психология. – Спб: Питер, 2005. – 431 с.

2. Блок А.А. Краски и слова. / А.А. Блок. Собр. Соч. в 8 т. – М.; Л.; 1962. – Т. 5. – С. 19-34.

3. Бочкарева Н.С., Табункина И.А. Диалог писателей и художников на страницах пермской детской книги «Оляпка» // Вестник пермского университета. – 2010. №6 (12). – С. 196-202

4. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. М.: издательский дом «РИП-холдинг», 2013. – С. 278.

5. Глоцер В.И. Художники детской книги о себе и своем искусстве: сб. ст. /отв. ред.В. Глоцер. М.: Книга, 1987. – С. 305

6. Гончарова Н. Через цветной мосток к познанию: роль иллюстрации в детской научно-познавательной книге // Детская литература. 1992. № 1. С. 64–68.

7. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998. С. 8.

8. Имшинецкая И. Креатив в рекламе // [Электронный ресурс]. https://evartist.narod.ru/text11/62.htm (дата обращения 02.04.2020)

9. Кириленко А.А. Особенности иллюстрирования современной финской литературы для детей // Культурология

10. Колесникова Т.А. «Я художник-иллюстартор»: знакомство с книжной графикой // Современные научные парадигмы и проблемы образования. – 2015. С. 190-192.

11. Кошкина О.Ю. Книжная графика как коммуникация // Международный науч. Журн. «Символ науки». – 2016. – №2. – С. 194-197.

12. Кошкина О.Ю. Иллюстрация: визуальное отражение основной идеи литературного произведения // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 5(36). – Новосибирск: СибАК, 2014.

13. Сидоров А.А. Русская графика начала ХХ века: очерки, истории и теории. – М.: Издательство «Искусство», 1969. – 247 с.

14. Смирнов В.И. Особенности восприятия знака в изобразительном искусстве // Культура в фокусе знака. Тверь, 2010. С. 199-210.

15. Тишунина Н. В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XX века. К 80-летию профессора М. С. Кагана. Серия «Symposium». № 12. СПб., 2001. С. 149–154.

16. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. – М., 1988. – 311 с.

17. Хамидова М. О. Специфические особенности детской литературы для дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №9. — С. 207-209. — URL https://moluch.ru/archive/247/56941/ (дата обращения: 02.04.2020).

18. Чарская-Бойко В.Ю., Иванкива М.В. Иллюстрации в детской литературе: опыт интермедиального анализа // С. 220-232

19. Анализ и интерпретация произведений искусства / под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 551 с.

20. Wolf W. The Musicalization of Fiction: A Study in the Theory and History of Intermediality. Amsterdam, 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: