• Несколько маленьких куколок, составляющих семью.
• Мягкая кукла 25—30 см в пришивной одежде.
• Пластмассовый пупс 20—25 см с комплектом одежды (распа
шонка, ползунки и пр.).
• Кроватка с бельем и коляска, санки и качели для кукол.
• Набор мебели и посудки для куколок. Игрушки-орудия и бы
товая техника (холодильник, телевизор, фен и т.д.). Съемные панно
с графически изображенными на них уголками кухни и т.д.
• Разнообразные маски, полумаски, элементы костюмов.
• Мягкие звери — мишки, зайчики, собачки (2—3). Игрушки,
изображающие животных и их детенышей.
• Небольшие пластмассовые звери — дикие и домашние, сораз
мерные между собой.
• Конструктор деревянный и блочный.
• Несколько больших машинок (для перевозки пассажиров и
грузов), строительная техника.
• Наборы для ролевой игры: «доктор», «парикмахерская», «ма
газин».
• Всякие предметы-заместители: от природного материала (шиш
ки, листья) до различного «мусора» — крышек от бутылок, бума
жек, тряпочек и т.п. Эти игрушки многие родители недооценивают,
но в нашей Родительской академии эта тема — одна из самых инте
ресных для мам и пап. Вот что пишет по этому поводу Наталья Л ьво-
ва: «Часто, даже самая дорогая, самая «моднючая» игрушка вообще не интересует ребёнка. А вот палочки, гаечки, всякие баночки очень даже интересуют! Просто ребёнок так учится познавать мир! Не будем им мешать. Ведь пустая коробка из-под телевизора у него ни что иное, как самолет, корабль... А куча фантиков — это целое сокровище! Есть ещё один важный момент!!! Если то, что ВАМ кажется сплошным мусором, для ребёнка будет представлять огромную ценность. Поэтому мой Вам совет — прежде, чем выкидывать что-то из бездонных ящиков ребёнка — спросите его: вдруг вы выкинете что-то такое, что ребёнок считает самой лучшей игрушкой!»
• Предметные картинки с изображением животных, деревьев,
посуды, мебели и пр.
• Различные объемные и плоские вкладыши (4-5-составная мат
решка, бочонки, цилиндры и т.д.), пазлы, кубики с предметными и
сюжетными картинками (4-6 кубиков в коробке), мозаика.
• Игрушки-забавы (игрушки-дергунчики, игрушки, имитиру
ющие трудовые процессы (парные пилильщики и др.).
® Народные игрушки мастеров Дымково, Филимоново, белорусские народные игрушки.
• Музыкальные игрушки: образные игрушки с музыкальной
кнопкой, музыкальная шкатулка, пианино, гармонь, балалайка др.
ф Потолочные моторно-спортивные игрушки, мягкие мячи для игры дома, резиновые мячи дяя улицы, кегли среднего размера, кол ь-цебросы.
• Набор для игры с песком и водой.
Заканчивая данный обзор, хотелось бы добавить, что ребенок должен не просто ИМЕТЬ игрушки, а УМЕТЬ с ними играть. Такие игровые действия могут
—носить характер манипуляции (специфические — направле
ны на выявление свойства предмета (двигает машину вперед и
назад, рассматривает колеса), неспецифические — постуки
вание, покусывание, бросание (колотит куклу, нагромождает
кубики и бросает));
—быть процессуальными (действия не направлены на конеч
ный результат, ребенок получает удовольствие от самого про
цесса действия);
—сюжетными (действия, связанные между собой логикой сю
жета).
Ребенок учится использованию данных действий только в процессе общения со взрослым, поэтому родители должны научиться им прежде, чем показывать их малышу — именно поэтому данные
вопросы так интересуют взрослых из Родительской академии (как в России, так и в Греции, Германии и Франции, США и Израиле и др. странах мира). Приведем в качестве примера одно из писем в Родительскую академию:
• «Скажите пожалуйста, в каком возрасте деты самостоятельно начинают играть в игрушки? У меня сыночку 3 года. Ему ни машинки не нужны, ни солдатики, ни кубики. Он и один не играет, и со мной не очень-то хочет. Иногда только в железную дорогу играет и мозаику. Я вот думаю: или я что непра-вилъноделаю, или ему просто неинтересно еще?... Мыуже, наверно, год никаких игрушек не покупаем. Я, если честно, даже не знаю, какие игрушки нужны в этом возрасте. А покупать все подряд не хочется».
«В этом возрасте самостоятельно они совершают только процессуальные действия, то есть предметно-игровые. Их характер зависит от уровня взаимодействия со взрослым, который должен показать, как создавать, разыгрывать воображаемую ситуацию, требующую совершения этих предметно-игровых действий, как связывать их в логическую цепочку и разнообразить, как придумывать сюжет для игры, брать на себя роль, разыгрывая цепочку предметно-игровых действий, и находить предметы-заместители, которые будут «вместо чего-то», если не хватает самих предметов. При этом много игрушек и не надо. Зайдите в тему форума Родительской академии «И — игры и игрушки» — там есть список рекомендованных для данного возраста игрушек. Но играть в них ребенок пока может только при наличии эмоционального заинтересованного образца игровых действий взрослого. Чуть позднее, к 4-м годам формируются основы для сюжетно-ролевой игры, когда важнее, чем игрушка, становится роль ребенка в игре и отражение в ней игровых взаимоотношений между персонажами».