Сочетание Интуиции и Размышления




Серьезный и независимый ребенок-исследователь, стремящийся к тому, чтобы все знать, понимать, уметь объяснять, контролиро­вать и управлять.

Памятка для родителей и педагогов:

1. Ваш ребенок предпочитает спокойные игры, бережно отно­
сится к игрушкам. Поэтому делится ими только в том случае, если
уверен, что их вернут обратно.

2. Вовлечь ребенка в игру может предметно-практическая дея­
тельность с игрушками, которая носит экспериментальный харак­
тер («Что это? Что с ним можно делать? Почему он такой? Что будет,
если...?»).

3. В играх взрослый должен уступать ребенку главную роль, ис­
пользуя косвенные методы руководства игрой (при наличии игро­
вого материала игровая задача формулируется не прямо, а косвен­
но: «кукла хочет спать» и др.).

4. Общение ребенка и взрослого в процессе игры должно быть
направлено на отражение в игре обнаруженных свойств игрушки и
поиск альтернатив игровым действиям.

5. В развивающих целях полезно моделировать игровые обучаю­
щие ситуации с использованием игрушек-аналогов, позволяющих
сопоставить живой объекте его игрушечным изображением по внеш­
нему облику и способу функционирования (поведения), а также
игры-путешествия. В таких играх ребенка могут заинтересовать
задачи смастерить самодельный фотоаппарат или кинокамеру, сде­
лать макет подзорной трубы и бинокля («оптические приборы») и
г.д. Только родители должны помнить, что эти игрушки потом нуж­
но обыграть в маршруте «путешественника», чтобы деятельность
ребенка не осталась незаконченной.

6. В свободное время предпочтение можно отдавать играм позна­
вательного плана (дидактические настолько-печатные игры, голо­
воломки и т.д.) и конструктивным играм. Такой ребенок увлекается
самим процессом постройки — это нужно использовать для вовле­
чения в строительные игры и обучения способам творческих дей-


ствий в процессе развертывания игрового сюжета (добавлению или изъятию «лишнего», пространственному смещению и т.д.).

6. Особый интерес у детей вызовут режиссерские игры, создан­
ные на основе игровых макетов руками ребенка и взрослого, по сле­
дам прочитанных литературных произведений. При этом ребенок
не принимает на себя конкретной роли, но придумывает разные
сюжетные линии, оперируя предметами и игрушками и «действуя
словом» (при чем действует за всех персонажей, с точки зрения каж­
дого героя, проговаривая реплики всех действующих лиц). То есть
ребенок совмещает в своем лице одновременно несколько позиций
—- режиссера, драматурга, актера. Это учит его смотреть на события
с разных позиций, мысленно ставя себя на место каждого персона­
жа. Это очень важно для ребенка данного типа темперамента, так
ему свойственная некоторая эмоциональная холодность и отстра­
ненность от переживаний других людей.

7. Игра нужна ребенку для того, чтобы подтвердить, что создан­
ная им картина мира верна и что он имеет единомышленников.
Поэтому у него имеются проблемы с участием в коллективных иг­
рах с правилами: он будет участвовать в них только в том случае,
если согласен с правилами и если он сам — организатор такой игры.

В связи с этим нужно учить ребенка вступать в игровой контакт, договариваться, учитывать мнение других и регулировать конфлик­тные ситуации. Вплоть до того, что нужно учить проигрывать: «В игре важна не победа, а участие». Не следует поощрять стремление ребенка быть во всем первым и главным: при демонстрации ребен­ком этого желания нужно объяснить ему, что важнее быть «настоя­щим мужчиной» или «леди», уметь проигрывать и сдерживать себя.

Надеемся, что данные рекомендации помогут родителям и педа­гогам наладить игровое взаимодействие со своими детьми, учиты­вая особенности их темперамента, и вызовут у вас желание вклю­читься в процесс дополнения и совершенствования предметно-раз­вивающей среды дома и в детском саду.

Организация еюжетно-ролевой игры детей

В процессе обыгрывания предметно-игровой среды

Группы и детского сада

Комплексный подход к организации сюжетно-ролевых игр дош­кольников в процессе обыгрывания предметно-игровой среды груп­пы и детского сада включает следующие компоненты:


• Ознакомление детей с окружающим миром в процессе их ак­
тивной деятельности.

• Организация развивающей предметно-игровой среды.

• Цикл обучающих игр.

• Общение взрослого с детьми в процессе игры.

• Взаимосвязь в работе воспитателя, психолога и специалис­
тов: учителей-логопедов, дефектологов и т.д.

Опишем, как данные компоненты способствовали оптимизации условий руководства и развития сюжетно-ролевой игры в процессе обыгрывания предметно-игровой среды группы и детского сада у воспитанников разновозрастной группы, имеющих нарушения зре­ния12.

Начали мы с того, что определили содержание детских игр. Так, исследователи, занимающиеся вопросами развития сюжетно-ро­левой игры доказали, что содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения людей. Чтобы отражать их в игре, ребе­нок должен иметь необходимые знания об этом, поэтому, в процессе обучения необходимо проводить целенаправленную работу по обо­гащению жизненного опыта детей, формированию у них умения использовать имеющиеся знания в разных жизненных ситуациях.

В процессе специальных игровых занятий дети с нарушением зрения тоже должны получить разнообразные впечатления, питаю­щие игру, усвоить смысл действий людей в разных сферах деятель­ности. Начинать целесообразно с игр-импровизаций, в ходе которых дети смогут превращаться в бабочек, птиц, зайчиков и т. п. Жела­тельно присутствие музыки, которая будет настраивать ребенка на выполнение вместе с педагогом эмоционально насыщенных дей­ствий. Необходимым в организации игр-импровизаций также яв­ляется использование игровой атрибутики — деталей костюмов, элементов декораций, фрагментов наглядных изображений. Педа­гоги (воспитатели и дефектологи, психолог) учат детей выразитель­но передавать движениями, мимикой, голосом характер изобража­емого персонажа. Обычно игры-импровизации способствуют воз­никновению эмоционального контакта между детьми и педагогам, содействуют преодолению у детей безразличия, пассивности, а также негативизма по отношению к взрослым.

В процессе игр-импровизаций педагог как бы сбрасывает при­вычную маску взрослого над детьми. Физический контакт при этом

12 Здесь представлен опыт работы О.Н.Кудравец, воспитателя ГОУ детского сада № 112 СВАО г. Москвы.


содействует эмоциональным проявлениям, способствует сближе­нию с каждым ребенком, одновременно давая ему образец адекват­ного эмоционального игрового действия. Приведем пример такой игры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: