Цель. Развитие интереса к игре, умений придумывать сюжет и реализовать игровой замысел. Формирование положительных вза-
имоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду работников флота.
Примерный перечень тем: «Учимся строить корабль», «Моряки плывут по реке», «Матросы обедают», «Пассажиры плывут по морю».
Предварительная работа:
1. Индивидуальные экскурсии детей с родителями на речную
набережную, речной порт. По возможности, плавание на теп
лоходе.
2. Рассматривание последовательных картинок по ознакомле
нию с трудом капитана, матроса, корабельного доктора, по
вара (кока), рыболова.
3. Дидактические игры: «Катание кукол на пароходе». Изготов
ление совместно с воспитателем якоря, флажков, спасатель
ных кругов, бинокля и т.п.
4. Чтение стихотворений, рассказов о моряках, о флоте.
Атрибуты для игры:
Крупный строитель, спасательный круг, штурвал, бескозырки, якорь, посуда, сети, предметы-заместители, рупор. Игровые роли: Капитан, матросы, рулевой, повар, врач, пассажиры.
План-сценарий игры: «Пассажиры плывут по морю на корабле»
1. Подготовка корабля к плаванию, матросы проверяют обору
дование, моют палубу (перекрестные действия).
2. Пассажиры покупают билеты на корабль, пакуют багаж для
путешествия (перекрестные действия).
3. Пассажиры прибывают на пристань, поднимаются в свои
каюты.
4. Капитан отдает приказ убрать трап, поднять якорь, подгото
виться к отплытию (перекрестные действия).
5. Рулевой управляет кораблем, капитан смотрит в бинокль
вдаль.
6. Неожиданно за борт падает ребенок (кукла), родители в пани
ке, капитан организует спасательную операцию (проблемная
ситуация).
7. Ребенка поднимают на борт, врач оказывает первую помощь
(перекрестные действия).
8. Пассажиры продолжают путешествие в своих каютах, кушают.
9. На конечной остановке матросы опускают якорь, спускают
трап, прощаются с пассажирами (перекрестные действия).
Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»
Цель: Познакомить детей с профессией шофера. Продолжать формирование игровых навыков и умений, связанных с созданием и развертыванием воображаемой ситуации, развитием игрового замысла и реализации игровой роли.
Примерный перечень тем для игры: «Строим автобус», «Едем в детский сад», «Катаемся по городу», «Едем в гости» и т.п.
Предварительная работа:
1. Наблюдения и экскурсии: наблюдения за машинами на ули
це, экскурсия в гараж с папой или дедушкой.
2. Рассматривание картин «Шофер» (из серии «Кем быть?»),
«Едем в автобусе» (из серии «Мы играем»), беседы по карти
нам.
3. Чтение детских произведений. Рассказы Б. Житкова «Что я
видел?», стихотворение А. Барто «Грузовик» и др.
4. Индивидуальное обучение постройке гаража, улицы из строи
тельного материала, совместные игры старших детей с млад
шими.
Атрибуты для игры: стулья, крупный строительный конструктор, фуражки, руль, светофор, набор инструментов для ремонта и т.п. Игровые роли: шоферы, механик, пассажиры, бензозаправщик.
План-сценарий игры: «Катаемся по городу».
1. Осмотр автобуса перед выездом механиком, водитель выезжа
ет на маршрут (перекрестные действия).
2. Посадка пассажиров на остановке, покупка билетов у води
теля (перекрестные действия).
3. При посадке мальчик не хочет уступать место бабушке (про
блемная ситуация).
4. Очередная остановка «Зоопарк», желающие покидают салон
автобуса.
5. Дальше в пути становиться плохо одной девушке, подруга про
сит помочь пассажиров оказать помощь (проблемная ситуа
ция).
6. На конечной остановке пассажиры покидают автобус, конт
ролер проверяет билеты. У нескольких пассажиров нет биле
тов (проблемная ситуация)
7. Бензозаправщик заливает бензин в бак, водитель идет отды
хать (перекрестные действия).
Введение проблемных ситуаций в процесс осуществления перекрестных игровых действий является важным условием для разви-
тия самостоятельной игры у воспитанников разновозрастной группы, тем более, у детей с нарушением зрения. При этом необходимым условиям возникновения самостоятельных форм детской игры является педагогическая помощь ребенку, направленная на формирование предметных представлений, игровых умений и способов совместной деятельности в процессе активного участия самого педагога в играх с детьми.
Данные методические рекомендации были апробированы в ГОУ детском саду № 112, на примере работы разновозрастной группы воспитанников с нарушениями зрения. Апробация проводилась в виде обсуждения методических рекомендаций на педагогических советах детского сада, в процессе проведения групповых и индивидуальных консультаций воспитателей и учителей-дефектологов. Кроме то го, в ней приняли участие родители воспитанников (в виде наглядной агитации и индивидуальных консультаций, проведение открытых коллективных просмотров игровой деятельности и взаимодействия детей). Апробация доказала практическую значимость описанных выше методических рекомендаций и возможность формирования субъект-субъектной позиции у детей и взрослых в процессе обыгрывания предметно-игровой среды группы и детского сада.
§4. Моделирование интерактивной предметно-игровой среды13
Здесь мы опишем опыт работы детского сада общеразвивающе-го вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников. Это детский сад № 184 «Жигуленок» г. Тольятти.
Руководство детского сада и его сотрудники предположили, что предметно-развивающая среда детского сада приобретет интерактивный характер, если все субъекты образовательного процесса будут взаимодействовать друг с другом на основе следующих принципов:
• организация диалогического взаимодействия в системах «пе-дагог — дети», «ребенок — ребенок» и установление обратной связи друге другом (нравится — не нравится, хочется что-то изменить или нет и т.д.).
13 Параграф написан в соавторстве с заместителем заведующего по BMP детского сада №184 «Жигуленок» г. Тольятти, Гориной Людмилой Вадимовной.
Например, в рамках работы по социально-личностному развитию детей, установление обратной связи опиралось на следующие элементы предметно-игровой среды.
Возраст
Вопрос
Отражение в среде
Младший
Мне нравится... Какое у меня сегодня настроение?
Пиктограммы с символическим выражением эмоций на ленточках, которые прикрепляются к шкафчикам детей
Средний
Чему я научился? Что сегодня изменилось в моей жизни? Обмен мнениями с родителями: «У нас в саду» — «А как у вас дома?»
Панно «Мое настроение» Рулон ватмана с возможностью отражения впечатлений дня с помощью рисования
Сюжетное панно с изображением дерева и листьев — комментариев или просто высказываний детей Почтовый ящик для родителей
Старший
Меня удивило... У меня появился секрет За что бы я себя или другого сегодня похвалил? Что еще интересное скоро будет в моей жизни и жизни моих друзей?
Символьное панно «Лестница успеха»
Сюжетное панно «Что мне запомнилось сегодня»
Личные «почтовые ящики», прикрепленные к шкафчикам в раздевалке
Выставка детских рисунков, отражающих впечатления от деятельности
Рубрика детской стенгазеты «Событие недели: было — будет»
• формирование взаимосвязи между физической, социальной и познавательной видами активности детей, реализация принципа интеграции образовательных областей («Физическая культура», «Коммуникация», «Познание» и др,),
Примеры физической активности:
—меняют рабочее место;
—говорят;
—пишут, слушают, рисуют и т.д.
Примеры социальной активности:
—задают вопросы;
—отвечают на вопросы;
—обмениваются мнениями и т.д.
Примеры познавательной активности:
— вносят дополнения или поправки в предложения тренера;
—выступают как один из источников профессионального опы
та;
—сами находят решения проблемы.
• активно — ролевая (игровая) и тренинговая организация обу
чения в процессе совершенствования и изменения предметно-раз
вивающей среды групп, предполагающая использование в раз
ных формах организованной образовательной деятельности с вос
питанниками, интерактивных методов и приемов работы («мозго
вой штурм», «аквариум», работа в парах, малых группах, «кару
сель», творческие задания из системы Торренса, ТРИЗ и РТВ и
др.). Например, так был придуман «Театр ложки», когда дети в
ожидании завтрака или обеда, сидя за столом, играют своей лож
кой, передавая ее друг другу, разыгрывают какую-либо сказку или
сюжет.
• работа в малых группах на основе кооперации и сотрудниче
ства в процессе проектирования и моделирования предметно-раз
вивающей среды гругйт и детского сада в целом. Особенностью дет
ского сада при этом является организация общения детей в разно
возрастных группах. Так, при организации межвозрастных сюжет-
но-ролевых игр, таких как «Магазин», «Путешествие», «Семья»,
дети рядных возрастов сообща преобразовывают среду, в соответ
ствии с изменяющимися условиями, установками педагога. На
пример, в сюжетно-ролевой игре «Магазин», у «покупателей» за
канчиваются деньги, дети старшего возраста просят у младших бу
магу и карандаши для изготовления новых банкнот (игра прово
дится в помещении младшей группы). Или, педагог сообщает, что
«магазин игрушек» закрывается на ремонт, открывается новый «ма
газин одежды». Дети должны самостоятельно сориентироваться в
пространстве, чтобы начать новую игру. Например, младшие и стар
шие дети идут в уголок театра и, совещаясь, набирают одежду в
новый магазин для продажи.
• включение родителей в процесс совершенствования предмет
но-игровой среды группы и детского сада (акция «Радуга настрое
ний», создание творческой группы «Как сделать среду «живой и
гибкой?», конкурс детско-родительских проектов (конкурс детс
ких костюмов «Мы его слепили из того, что было», конкурс перча
точных кукол «Театр на ладошке» и др.), организация клуба «Оч.у-
глелые ручки» и т.д.)).
Диагностика среды
В процессе такого общения, предметно-игровая среда группы и детского сада постепенно становится интерактивной. Оценить степень ее интерактивности позволяет следующие параметры диагностики:
1. Возможность реализации сразу нескольких видов интересов
детей (от 0 до 4 баллов):
—эмоциональный интерес (1 балл);
—познавательный интерес (без «угасания» первого) (1 балл);
—практический интерес (1 балл);
—учет интересов девочек и мальчиков (1 балл).
2. Многофункциональность использования элементов среды и
возможность её преобразования в целом (от 0 до 3 баллов):
—мобильность (1 балл);
—гибкость (1 балл);
—реализация принципа «возьми и измени» («действенность»
среды— 1 балл).
3. Наличие и доступность, разнообразие автодидактических по
собий (с возможностью самоконтроля действий ребёнка) — оцени
вается от 0 до 3 баллов.
4. Наличие интерактивных пособий, сделанных детьми, педаго
гами и родителями — оценивается от 0 до 3 баллов.
5. Использование интерактивных форм и методов работы с деть
ми, позволяющих «оживить» среду, сделать её интерактивной (0 — 3
баллов):
—создание воображаемой ситуации, частью которой является
среда (интерактивные панно и ширмы, атрибуты, придуман
ные детьми);
—использование приёмов формирования обратной связи при
взаимодействии со средой (прием разговора от лица игрового
персонажа, ручка, оставляющая «след» и т.д.);
—владение воспитателем и родителями приёмами усовершен
ствования среды через систему творческих заданий Торренса,
Гилфорда, ТРИЗ-технологий.
Таким образом, возможности интерактивной среды оценивались
от 0 до 16 баллов:
0 — 4 балла — низкий уровень создания интерактивной предметно-игровой среды;
5 — 8 баллов — удовлетворительный уровень создания интерактивной предметно-игровой среды, который, однако, сопровождается недостаточным использованием элементов среды и не-
представлением детям возможностей для её преобразования, наличием небольшого количества интерактивных и автодидактических пособий или их отсутствием;
9—12 баллов — достаточный уровень создания и функционирования интерактивной предметно-игровой среды при эпизодическом соблюдении единства физической, социальной и познавательной активности воспитанников, временном поощрении самостоятельности и активности детей, связанной с изменением и совершенствованием среды;
13 — 16 баллов — высокий уровень проектирования и функционирования интерактивной предметно-игровой среды, признаки интерактивного общения детей и взрослых в обыгрывании и изменении среды, включенность родителей в ее совершенствование.