Структура государственной системы защиты информации (ГСЗИ)




Лекция 11

По дисциплине «История и современная система защиты информации в России»

Тема 8. Система защиты информации в Российской Федерации.

Раздел 1. Государственная система защиты информации на современном этапе

Содержание:

1. Основные задачи и направления работ государственной системы защиты информации (ГСЗИ).

2. Структура государственной системы защиты информации.

 

Основные задачи и направления работ государственной системы защиты информации.

Основные задачи:

· проведение единой технической политики, организация и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности;

· исключение или существенное затруднение добывания информации техническими средствами разведки, а также предотвращение ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, предупреждение преднамеренных программно-технических воздействий в целях разрушения (уничтожения) или искажения информации в процессе ее обработки, передачи и хранения;

· принятие в пределах компетенции правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации;

· анализ состояния и прогнозирование возможностей технических средств разведки и способов их применения, формирование системы информационного обмена сведениями по осведомленности иностранных разведок;

· организация сил, создание средств защиты информации и контроля за ее эффективностью;

· контроль состояния защиты информации в органах государственной власти и на предприятиях.

Направления работ государственной системы защиты информации:

· обеспечение эффективного управления системой защиты информации;

· определение сведений, охраняемых от технических средств разведки, и демаскирующих признаков, раскрывающих эти сведения;

· анализ и оценка реальной опасности перехвата информации техническими средствами разведки, несанкционированного доступа, разрушения (уничтожения) или искажения информации путем преднамеренных программно-технических воздействий в процессе ее обработки, передачи и хранения в технических средствах, выявление возможных технических каналов утечки информации, подлежащих защите;

· разработка организационно-технических мероприятий по защите информации и их реализация;

· организация и проведение контроля состояния защиты информации.

Структура государственной системы защиты информации (ГСЗИ)

Государственная система обеспечения информационной безопасности определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов личности, общества, государства.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности основывается на следующих принципах:

· соблюдения Конституции РФ, законодательство РФ, общепринятых законов и норм международного права;

· открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, с учётом ограничений, установленных законодательством РФ;

· правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия, основывающего на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

· приоритетное развитие отечественных, современных, информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств для соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации.

Государство, как основной субъект обеспечения защиты информации, через свои органы законодательной, исполнительной и судебной властей, обеспечивает создание условий для осуществления защиты, а именно:

· создание системы правовых норм, регулирующих отношения в области защиты информации;

· проведение единой технической политики, организация, координация и методическое руководство работами по защите информации;

· разработка технических норм и рекомендаций;

· разработка государственных программ по защите информации;

· общий контроль над состоянием защиты информации.

Основными элементами организационной основы системы обеспечения информационной безопасности РФ является:

Президент Российской Федерации;

Совет Федерации и Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Совет безопасности Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти;

межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации;

органы исполнительной власти;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления;

органы судебной власти;

общественные организации.

Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, формирует, реорганизует и управляет подчиненные ему органами и силами по обеспечению информационной безопасности российской Федерации, определяет приоритетные направления государственной политики.

Совет Федерации и Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации, на основании Конституции Российской Федерации, по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, формируют законодательную базу в области обеспечения безопасности информации Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации, а также при формировании в установленном порядке проектов федерального бюджета, предусматривает выделение средств, необходимых для реализации федеральных программ в этой области.

Совет безопасности Российской Федерации проводит работу по выявлению и оценке угроз информационной безопасности Российской Федерации, оперативно подготавливает проекты решений Президента Российской Федерации, разрабатывает предложения по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность органов и сил по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, контролирует реализацию федеральными органами, исполнительными властями и органами власти субъектов Российской Федерации решений Президента Российской Федерации.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайне, создана Указом Президента Российской Федерации от 08.11.95 г. №1108. К основным функциям этой комиссии относится: формирование Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, наделение полномочий по распоряжению от лица государства сведениями, отнесенных к государственной тайне, экспертиза и принятие решения о межгосударственном обмене сведений, составляющих государственную тайну.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) возглавляет государственную систему защиты информации. Она в пределах своей компетенции формирует общую стратегию и определяет приоритетные направления защиты информации, определяет основные направления исследований и утверждает концепции, требования, нормы, методики и критерии защиты информации; разрабатывает предложения по развитию научной, экспериментальной и производственной базы для защиты информации и осуществления контроля защищённости, осуществляет координацию работ по защите информации и методическое руководство по защите информации в условиях режимов открытости и функционирования на территории России предприятий и производств, созданных с участием иностранных фирм, осуществляет методическое руководство подготовкой кадров для ГСЗИ. Кроме того, ФСТЭК России проверяет организацию защиты информации в органах федерального и регионального управления, в государственных объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях, контролирует, с применением технических средств (с уведомлением и без уведомления) эффективность защиты государственных и промышленных объектов, информационных систем, средств и систем связи и управления, проводит радиоконтроль за соблюдением должностными лицами государственных объединений, предприятий, организаций и учреждений установленного порядка передачи служебных сообщений по открытым каналам радио-, радиорелейных, тропосферных и спутниковых линий связи, доступных для иностранной радиоразведки.

Федеральная служба безопасности России (ФСБ России) осуществляет контроль за обеспечением в органах государственного управления и на предприятиях, ведущих работы по закрытой тематике, организационно-режимных мероприятий, разрабатывает, внедряет и контролирует криптографические средства защиты информации, проводит работы по выявлению и предотвращению ущерба от средств съёма информации, выдает лицензию на право проведения работ со сведениями, составляющих государственную тайну.

Росстандарт выступает в качестве национального органа по стандартизации и сертификации продукции.

Органы судебной власти осуществляют правосудие по делам и преступлениям, связанных с посягательствам на законные интересы личности, общества, государства.

Другие органы государственного управления (министерства, агентства, ведомства), в пределах своей компетенции: определяют перечень охраняемых сведений, проводят работу по защите информации, разрабатывают отраслевые документы по защите информации, контролируют выполнения предприятиями, установленных норм и требований по защите информации, создает отраслевые центры по защите информации по контролю эффективности принятых мер по защите информации, организует подготовку и повышение квалификации специалистов по защите информации.

Для осуществления указанных функций в составе органов государственного управления функционируют подразделения по защите информации.

В акционерных обществах, выполняющие секретные работы, создаются подразделения по защите государственной тайны, в остальных обществах создаются подразделения по защите конфиденциальной информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: