Общие сведения о зубчатых передачах




Механизм, в котором два подвижных звена являются зубчатыми ко­лесами, образующими с неподвижным звеном вращательную или поступатель­ную пару, называют зубчатой передачей. Меньшее из колес передачи принято называть шестерней, а большее – колесом, звено зубчатой передачи, соверша­ющее прямолинейное движение, называют зубчатой рейкой. Термин «зубчатое колесо» является общим. При одинаковых размерах колес шестерней называют ведущее зубчатое колесо. Параметры шестерни сопровождаются индексом «1», а колеса – «2».

Классификация зубчатых передач:

1. В зависимости от относительного расположения геометрических осей валов:

- цилиндрическая (при параллельных осях), (рис. 2.1.1, а);

- реечная передача (для преобразования вращающегося движения в поступательное и наоборот), (рис. 2.1.1, б);

- коническая передача (при пересекающихся осях), (рис. 2.1.1, в);

- винтовая передача (при перекрещивающихся осях), (рис. 2.1.1, г).

Рис. 2.1.1 Цилиндрическая передача

а – цилиндрическая; б – реечная; в – коническая; г - винтовая

 

2.В зависимости от расположения зубьев на ободе колес:

- прямозубая (рис. 2.1.2, а);

- шевронная (рис. 2.1.2, б);

- косозубая (рис. 2.1.2, в).

а) б) в)

Рис. 2.1.2 Схемы передач в зависимости от расположения зубьев

а – прямозубая; б – шевронная; г – косозубая

 

Колеса с наклонными зубьями обладают большей несущей способностью, работают плавно и с меньшим шумом.

3.В зависимости от относительного расположения колес в пространстве:

- внешнего зацепления (рис. 2.1.3, а);

- внутреннего зацепления (рис. 2.1.3, б).

Рис. 2.1.3 Схемы передач в зависимости от относительного
расположения колес в пространстве

а - внешнего зацепления; б - внутреннего зацепления

 

4. В зависимости от конструктивного исполнения:

- открытые передачи (зубья колес не защищены от внешней среды);

- закрытые передачи (помещены в закрытые корпуса и работают в масляной ванне).

5. В зависимости от числаступеней:

- одноступенчатые (одна пара колес в зацеплении), (рис. 2.1.4, а);

- многоступенчатые (две пары зубчатых колес в зацеплении и более), (рис. 2.1.4, б).

а) б)

Рис. 2.1.4 Передачи в зависимости от числа ступеней

а – одноступенчатая; б - многоступенчатая

 

6.В зависимости от формы профиля зуба:

- эвольвентные (образующая профиля – эвольвента), (рис. 2.1.5, а);

- циклоидальные (образующая профиля – циклоида), (рис. 2.1.5, б);

- с зацеплением Новикова (образующая профиля – дуга окружности), (рис. 2.1.5, в).

а) б) в)

Рис. 2.1.5 Передачи в зависимости от профиля зуба

а – эвольвентные; б – циклоидальные; в – с зацеплением Новикова

 

Используются в высоконагруженных передачах, которые по конструктивным соображениям должны иметь малые габариты.

На практике в основном используют эвольвентный профиль зубьев, обеспечивающий их прочность, малые скорости скольжения в зоне зацепления

и высокий КПД.

Достоинства зубчатых передач:

1. высокая надежность;

2. малые габариты;

3. постоянство передаточного числа;

4. сравнительно малые нагрузки;

5. высокий КПД.

Недостатки зубчатых передач:

1. шум при больших скоростях;

2. высокие требования к точности изготовления и монтажа.

Методика расчета цилиндрических зубчатых передач



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: