Заведующая ГОУ детским садом №2104 г. Москвы
Т Л. Серебрякова
Старшие воспитатели:
О.Ю. Романова, Н.Н. Гаврылова
Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является сотрудничество родителей воспитанников с педагогами дошкольного учреждения. Таким способом, привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно-развивающей среды дома и детского сада оказался метод проектной деятельности. Рассмотрим опыт использования метода проекта в 2009 — 2010 учебном году в нашем дошкольном учреждении в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Для осуществления проекта с детьми младшего дошкольного возраста была выбрана актуальная тема: «Вода вокруг нас», составлен перспективный план с учетом форм работы возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей. В качестве привлечения родителей была проведена консультация, на которой были освещены формы по проектно-исследовательской деятельности и составлен ежемесячный план поданной теме. На консультации родители активно принимали участие в обсуждении и вносили коррективы в перспективный план на учебный год. Родителями было принято решение, что в конце учебного года будет организован «Фестиваль семейных проектов», а также воспитатели группы оформят библиотеку книг о воде.
Основной целью данного проекта является формирование у детей младшего возраста интереса к явлениям природы, закрепление представлений о важности и свойствах воды для всего живого на
Земле через игру, художественную литературу, продуктивные виды деятельности.
Задачи проектной деятельности:
• ввести детей в проблемную игровую ситуацию;
• способствовать мотивации детей к исследовательской деятель-
ности;
• активизировать познавательный процесс;
• формировать элементарные навыки поисковой деятельности
в практическом опыте.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: «ВОДА ВОКРУГ НАС*
Время проведения | Тематика реализации проектной деятельности | Формы работы в семье и детском саду | Ответственные |
Сентябрь | 1. «Водичка, водичка, умой моё личико!» (использование фольклора при обучении детей культурно- гигиеническим навыкам) | Воспитание культурно-гигиенических навыков | Воспитатели групп |
2. Бассейн детского сада | Экскурсия в бассейн | Инструктор по бассейну | |
3. «Кто живет в воде?» (аквариум в группе) | Комплексное занятие | Воспитатели групп | |
4. «Песенка про дождик» | Слушание | Музыкальный руководитель | |
Октябрь | 1. «Осень наступает, дожди к п рол и вает» | Комплексное занятие (ознакомление с природой + рисование) | Воспитатели групп |
2. «Солнышко и дождик» | Подвижная игра | ||
3.«Кто живет в воде?» (река) | Комплексное занятие (ознакомление с окружающим + лепка) | ||
Ноябрь | 1. «Вода, вода, кругом вода» | Оздоровительное плавание | Воспитатели групп |
Продолжение таблицы
Время проведения | Тематика реализации проектной деятельности | Формы работы в семье и детском саду | Ответственные |
2. «Маленькие помощницы» | Сюжетно-ролевая игра | ||
3.«Кто живет в воде?» (море) | Комплексное занятие (ознакомление с окружающим + аппликация) | ||
4. «Море волнуется раз, море волнуется два» | Досуг в бассейне | Инструктор по бассейну | |
Декабрь | 1.«Цветные льдинки» | Экспериментирование + конструктивная деятельность | Воспитатели групп |
2.«3аюшкина избушка» | Инсценировка русской народной сказки | ||
3. «Свойства воды» (жидкое) | Комплексное занятие (развитие речи: составление рассказа+экспе-риментирование) | ||
Январь | 1.Фокусы «Цветная водичка» | Исследовательская деятельность | Воспитатели групп |
2. «Раздувайся, пузырь» | Подвижная игра | ||
3. «Свойства воды» (твердое) | Комплексное занятие (развитие речи: составление рассказа + коллективное рисование в нетрадиционной технике) | ||
Февраль -— | 1.«Цветные снежинки» | Коллективное рисование на снегу | Воспитатели групп |
2. «Попади в цель» | Игра-аттракцион | ||
3. «Свойства воды» (газообразное) | Комплексное занятие (развитие речи + ознакомление с окружающим +экспериментиро-вание) |
Окончание таблицы
Время проведения | Тематика реализации проектной деятельности | Формы работы в семье и детском саду | Ответственные |
4.«По щучьему велению» | Досуг на улице | ||
5. Лиса и заяц | Показ сказок для детей | ||
Март | 1. Круговорот воды в природе | Исследовательская деятельность с родителями | Воспитатели групп |
2. Все состоит из воды (овощи, фрукты) | Экспериментирование | ||
3. «Угадай на вкус» | Дидактическая игра | ||
Апрель | 1. Вода нужна всему живому (человек) | Комплексное занятие (ознакомление с окружающим + аппликация) | Воспитатели групп |
2. Вода нужна всему живому (животным) | Комплексное занятие (ознакомление с природой + продуктивные виды деятельности по выбору) | ||
З.Вода нужна всему живому (растениям) | Формирование элементов трудового воспитания | ||
4. Ручеек | Игра малой подвижности | ||
Май | L«Мы садоводы» | Высаживание однолетних цветов на клумбе детского сада. | Воспитатели групп |
2. «Природные явления» (дождь, град) | Игра на детских музыкальных инструментах | ||
3. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» | Праздник воды | ||
Июнь | 1.«Фестиваль проектов» | Подготовка и показ «Семейных проектов», «Групповых проектов» | Воспитатели групп |
При реализации данного содержания проектной деятельности на практике использовался принцип интеграции образовательных областей и принцип партнерства с семьями воспитанников.
В процессе подключения родителей к проектной деятельности дошкольного учреждения специалистами и педагогами дошкольного учреждения была проведена следующая работа:
• Консультации для вновь пришедших родителей.
•Анкетирование родителей.
• Организация совместного экспериментирования детей и ро
дителей в условиях группы.
• Организация и проведение совместных игр на прогулке.
• Подготовка к совместным досугам и другим мероприятиям с
детьми младшего дошкольного возраста.
• Постановка спектаклей для детей младшего дошкольного воз
раста.
• Оформление проектов.
• Участие в методических объединениях (по желанию).
• Посещение с детьми «Дельфинария», «Зоопарка», «Аквапар-
ка», Выставки ледяных скульптур.
• Придумывание и оформление сказок о воде.
В процессе проделанной работы и по результатам анкетирования родителей можно сделать вывод, что интегрированные знания по разделу «Умственное воспитание» по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой — 5-е издание, исправленное и дополнено 2009 г) на начало учебного года составили 75%, на конец учебного года 89%. Видна положительная динамика, которая составила 14%. Такие результаты дали основание продолжить использование проектной деятельности в дошкольном учреждении в разных возрастных группах. В ходе данной работы сформировались детско-взрослые взаимоотношения, что способствовало раскрепощению воспитанников, формированию детского коллектива.
Подводя итог, можно сказать, что проектная деятельность, реализованная в детском саду, помогла интегрировать предметно-развивающую среду семьи и детского сада, связать воспитательно-образовательный процесс с социальной жизнью. Это позволило выйти на более качественный уровень образования, что способствовало формированию навыков исследовательской деятельности, предпосылок к раскрытию творческого потенциала детей.