Урок 16. Лес и человек. организационная структура (сценарий) урока. Ресурсный материал




Урок 16. Лес и человек

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам
методы и формы обучения Частично-поисковый, исследовательский; групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная
Образовательные ресурсы https://download8.proshkolu.ru https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-v-4-klasse-tema-les-i-
Оборудование Фотографии леса; видеосюжет «Пожар в лесу»; аудиозаписи звуков леса; гербарий
Основные понятия фитонциды

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала Русский лес
Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить – То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна. Течет вода-водица Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябинка, Орехи и цветы. Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит.

(С. Никулина.)

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Слушают, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей;высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету Устные ответы, организация рабочего места
II. Актуализация Проверка домашнего задания: Организует выставку рисунков на тему «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». комментируют рисунки.   Фронтальная, индиви- Познавательные: осуществляют логические действия: Устные ответы,

Продолжение табл.

             
опорных знаний конкурс рисунков. кроссворд     – разгадайте кроссворд     Решают кроссворд дуальная. Коллективная анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эф- фективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно использу- карточки
III. Изучение нового материала Работа по группам: выявление роли леса в жизни человека и природы и проблем леса.     «Знатоки». Чем является лес для человека? (Лес – место отдыха.) «Почемучки». что значит слово «излечит», прозвучавшее в стихотворении С. Никулиной? «Исследователи».где мы покупаем лекарства? лекарственные растения тоже растут в лесу. Значит, лес – это тоже аптека. А почему лес накормит? (Лес –источник чистой воды и пищи.) – А как лес может обогреть человека? (Лес –источник топлива.) –Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (шкафы, столы, стулья, карандаши, линейки, книги и тетради тоже сделаны из дерева.) Значит, лес – источник древесины. А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут.) – А животные, насекомые, птицы? (Они живут.) Значит, лес – дом для растений, животных, грибов. –Посмотрите, сколько значений у леса, но это не все. Лес – защитник воздуха, водоемов, почв. Делятся на 3 группы: «Знатоки», «Исследователи», «Почемучки». Отвечают на вопросы учителя.   Фронтальная, групповая.     Устные ответы, выполненные задания

Продолжение табл.

             
      Работа с учебником (с. 106).   Игра «Да – нет». – А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека: фитонциды. Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных. На доске: Значение леса
Место отдыха
Аптека
Источник чистой воды и пищи
Источник древесины
Источник топлива
Дом для растений, животных, грибов
Защитник воздуха, водоемов, почв

– О чем должен помнить человек, входя в лес?

• Мухомор увидев, я Мимо прохожу друзья. (да.) • Выпал птенчик из гнезда, Трогать нам его нельзя. (да.)  
• Кто бруснику собирает, С корнем кустик вырывает. (не я.) • Ландышей нарву в лесу На праздник маме принесу. (нет.)
• По тропинке кто шагает На жуков не наступает? (я.) • Веточки мы не ломаем, Когда по лесу гуляем. (да.)
• Мы ежонка увидали И домой его забрали. (нет.) • Муравейник мы найдем, Понаблюдаем и уйдем. (да.)
       

 

читают текст, выполняют задания.   Участвуют в игре.     Индивидуальная.   Коллективная. ют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют рече-  

Продолжение табл.

             
    Самостоятельная работа по группам «Исследователи».всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Проблемы леса Вырубка. – А какие еще проблемы у леса? (Показ Красной книги.) Незаконная охота (браконьерство). 1. «Почемучки» – почему четвертый лишний? 2. «Знатоки» – как знают лесную зону. 3. «Исследователи» – решают исследовательские задачи. «Почемучки».Что зависит от каждого из нас, когда приходим в лес? – Почему нельзя оставлять в лесу мусор? – Почему нельзя разводить костер? «Пожар в лесу» (показ видеосюжета)   Выдвигают предположения. Самопроверка и самооценка. Отвечают на вопросы учителя     Групповая вые средства для решения коммуникационных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета  
IV. Практическая деятельность Рассказ учителя. – Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас. Ведь лес – это еще и источник познания. Рассказывает по книге Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь». «Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется Внимательно слушают. высказывают свои пожелания, отвечают на вопросы. Фронтальная, индивидуальная. Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных Устные ответы, выполненные задания

Продолжение табл.

             
    листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на нее со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему? Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнется. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку». Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль. Значит, природа (лес) – источник познания. Все зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой беречь и сохранять лес – наше богатство, наши легкие планеты, нашу красоту. На листочках напишите пожелания и прикрепите к ним домашнее задание.     способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, опираясь на правило контроля. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое со-  

Окончание табл.

             
  Задания из электронного приложения к учебнику Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации Выполняют задания Индивидуальная держание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям  
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок Читает стихотворение: Звенит звонок, Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились! – Понравился вам урок? – Как вы оцениваете свою работу, работу класса на уроке? Отвечают на вопросы учителя Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности Устные ответы
VI. Домашнее задание Комментарий учителя – Найдите ответы на вопросы: 1. Почему на Земле не кончается кислород? 2. Какую пользу приносит лес людям? 3. Какую пользу приносят птицы? 4. Как человек должен вести себя в лесу? 5. Какое участие в охране леса могут принять школьники? 6. Какие советы вы дали бы отдыхающим в лесу? Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач  

Ресурсный материал

Кроссворд

1. Какое дерево является символом России? (Береза.)

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

5. Хвойный лес. (Тайга.)

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.)

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)

9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.)

Ключевые слова: берегите лес.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: