1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав дисциплин общепрофессионального цикла.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины является приобретение обучающимися теоретических знаний и профессиональных навыков в области современной электротехники, необходимых для успешной профессиональной деятельности специалистов.
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01-06 ОК 09 ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 3.2. | -определять характеристики электронных приборов и электрических схем различных устройств; -рассчитывать параметры и элементы электрических и электронных устройств; -измерять параметры электрической цепи; -эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов. | -параметры электрических схем, единицы измерения; -классификацию электронных приборов, их устройство и область применения; -физические процессы, происходящие в различных электронных приборах и принципиальных схемах, построенных на их основе; -физические процессы в электрических цепях; -основные законы электротехники и электроники; -методы расчета электрических цепей; -методы преобразования электрической энергии. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
РАЗДЕЛ 1. | Электрические и магнитные цепи. | ||
Тема 1.1 Электрические цепи постоянного тока. | Содержание учебного материала | ОК 01-06 ОК 09 ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 3.2. | |
Основные понятия и определения теории электрических цепей. Параметры электрических схем и единицы их измерения. Топологические параметры: ветвь, узел, контур. Последовательное, параллельное и смешанное соединения электроприемников. Сборка электрических схем. Источники напряжения и тока, их свойства, характеристики. Закон Ома. Основные законы электротехники. Простые и сложные цепи. Режимы работы цепей, баланс мощностей. | |||
Анализ и расчет линейных цепей постоянного тока. Расчет простых электрических цепей. Методы расчета сложных электрических цепей постоянного тока: метод непосредственного применения законов Кирхгофа, метод контурных токов, метод узловых потенциалов, метод двух узлов, метод суперпозиции (наложения) и метод эквивалентного генератора. | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | |||
1.Исследование резистивных цепей. Установление зависимости величин напряжения и силы тока. Закон Ома | |||
2. Обоснование второго закона Кирхгофа. Последовательное соединение резисторов | |||
3. Обоснование первого закона Кирхгофа на примере параллельного соединения резисторов | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | * | ||
Тема 1.2. Электромагнетизм | Содержание учебного материала | ОК 01-06 ОК 07-10 ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3 . | |
Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера. Индуктивность. Магнитная проницаемость. Магнитные свойства вещества. Намагничивание ферромагнетика. Гистерезис. Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции. Расчет неразветвленной магнитной цепи. Энергия магнитного поля. Электромагниты и их применение. | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | |||
1. Исследование магнитного поля и свойств магнита. | |||
2. Исследование электромагнетизма вокруг прямого проводника и катушки с током | |||
3. Исследование электромагнитной индукции | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | * | ||
Тема 1.3. Электрические цепи переменного тока | Содержание учебного материала | ОК 01-06 ОК 09-10 ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. | |
Получение синусоидальной ЭДС. Общая характеристика цепей переменного тока. Амплитуда, период, частота, фаза, начальная фаза синусоидального тока. Мгновенное, амплитудное, действующее и среднее значения ЭДС, напряжения, тока. Изображение синусоидальных величин с помощью и векторных диаграмм. Электрическая цепь: с активным сопротивлением; с катушкой индуктивности (идеальной); с емкостью. Векторная диаграмма. Электрические RС и RL-цепи переменного тока. Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Электрическая RLC-цепь переменного тока, резонанс напряжений и условия его возникновения. Разветвленная электрическая RLC-цепь переменного тока, резонанс токов и условия его возникновения. Схемы соединения обмоток генератора и фаз потребителя "звездой". Роль нулевого провода. Схемы соединения обмоток генератора фаз потребителя "треугольником". | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | |||
1. Исследование параметров цепей переменного тока. Постоянные и переменные напряжения. Параметры синусоидальных сигналов. Среднеквадратические величины напряжения и тока. | |||
2.Исследование индуктивности в цепях переменного тока. | |||
3. Исследование емкости в цепях переменного тока. Определение емкости по фазовому сдвигу между напряжением на конденсаторе и напряжением питания. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | * | ||
РАЗДЕЛ 2 | Электротехнические устройства. | ||
Тема 2.1. Трансформаторы | Содержание учебного материала | ОК 01-06 ОК 09-10 ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. | |
Назначение и области применения трансформаторов. Устройство и принцип действия. Идеальный и реальный трансформаторы. Режимы работы трансформатора. Опыты холостого хода и короткого замыкания, их назначение и условия проведения. КПД. Однофазный трансформатор. Трехфазные трансформаторы. | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | |||
1.Исследование передачи электроэнергии трансформатором в режиме холостого хода и при нагрузке | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | * | ||
Тема 2.2. Электрические машины | Содержание учебного материала | ||
1.Машины постоянного тока: конструктивная схема, принцип работы, области применения. Работа машины в режиме двигателя и генератора. Электрические машины переменного тока: вращающееся магнитное поле, конструктивная схема и принцип работы трехфазного асинхронного двигателя, области применения. | ОК 01-10 ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ПК 3.2. | ||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | * | ||
Всего: |