Организация - группа людей (не менее двух), добровольно ведущих определенную деятельность для достижения общей цели или целей. Это определение формальной организации.
В формальных организациях могут возникать неформальные группы людей, объединяющихся по различным причинам (общим интересам, для взаимной поддержки, общения). Динамика, взаимодействие людей в организациях может, как способствовать достижению целей формальной организации, так и мешать. Поэтому изучению групповой динамики также уделяется внимание в теории менеджмента.
Организационная структура – взаимодействие подразделений организации, связанных общей целью и реализующих общую стратегию посредством распределенных между ними функций.
Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками предприятия, ответственными за деятельность структурных подразделений.
Основные проблемы, возникающие при проектировании организации:
· установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулированием;
· распределение ответственности между руководителями подразделений;
· выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;
· организация информационных потоков. Факторы, определяющие структуру организации:
· Внешняя среда.
· Технология работы в организации.
· Стратегический выбор руководства.
Структура внешней среды организации представлена на рис.1.1.
Все составляющие (факторы) внешней среды можно характеризовать двумя параметрами - сложностью и изменчивостью.
Сложность – количество и схожесть составляющих внешней среды, воздействующих на организацию.
Изменчивость – частота изменения факторов внешней среды, воздействующих на организацию.
Сочетания этих параметров определяют структуру организации (см. рис. 1.2). В ситуации низкой неопределенности:
· нет необходимости корректировать стратегию предприятия;
· взаимодействие с внешней средой упрощено. В ситуации умеренной неопределенности:
· большое количество факторов воздействия внешней среды на организацию приводит к необходимости создания особых подразделений, взаимодействующих с внешней средой.
В ситуации умерено высокой неопределенности:
· увеличение скорости и частоты изменения факторов внешней среды приводит к необходимости постоянной корректировки стратегии организации.
В ситуации высокой неопределенности:
· большое число факторов внешней среды, воздействующих на организацию, а также высокая частота изменения этих факторов усложняет структуру организации и требует создания подразделений, взаимодействующих с внешней средой и прогнозирующих ее изменения, а также подразделений, корректирующих стратегию организации.
Рис. 1.1. Внешняя среда организации
|
|
Высокая
Низкая Сложность Высокая Рис.1.2. Ситуации воздействия внешней среды на организацию
1.2.Организация как система
Организации, изучаемые в менеджменте, представляют собой социо-технические системы. К ним полностью применим системный подход, представляющий собой методологию познания составных частей через целое и целого через составные части. Целое и части в организации выступают в диалектическом единстве и взаимосвязи.
Организации свойственны все признаки системы:
• множество элементов;
• единство главной цели для всех элементов;
• относительная самостоятельность элементов;
• наличие связей между элементами;
• целостность и единство элементов структуры;
• четко выраженное управление.
Организации создаются людьми для достижения определенных общественных, корпоративных и личных целей. В этом заключается смысл их существования. Таким образом, с одной стороны, организация является элементом общественной системы.
Вместе с тем, в рамках организации объединены интересы большого количества людей, сосредоточены материальные ресурсы, здания и оборудование. В процессе ее работы создается определенная информационная среда, определяющая коммуникационные связи внутри организации и связи организации с внешней средой, складывается свой социально- психологический климат, также определяющий отношения между людьми. Внутри организации существуют подразделения, решающие самостоятельные задачи. Между подразделениями устанавливается функциональное и информационное взаимодействие. Следовательно, с другой стороны, организация сама представляет собой сложную систему.
Основой деятельности любой организации является ее цель. Цель — это желаемое состояние системы в результате, управляемого процесса ее развития. Организация будет жизнеспособной только в том случае, если ее цель достаточно хорошо согласуются с целями, стоящими перед обществом в целом. Поэтому организация является целенаправленной системой.
Успешное достижение поставленной цели или реализация подцелей предусматривают согласованное действие всех членов организации, обоснованное распределение материальных и финансовых ресурсов, создание системы информационного обеспечения, использование современных технологий управления. Чтобы достичь цели с минимальными временными и материальными затратами, необходимо скоординировать деятельность всех звеньев организации. Для этого в любой организации выделяется:
• управляющая часть (дирекция, административно-управленческий аппарат, менеджеры),
• управляемая часть (исполнительные звенья).
Таким образом, организации относятся к управляемым системам.
Применительно к организации можно выделить три основных принципа, характеризующих ее как управляемую систему:
• принцип обоснованности: организация подчиняется определенным закономерностям, определяющим ее внутренние причинно-следственные связи, ее функционирование и существование;
• принцип целенаправленности: организации свойственно стремление к достижению поставленной цели, обеспечивающей со временем новое состояние организационной системы;
• принцип моделируемости: организация как сложная система может быть представлена конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную грань ее сущности.
Организация — явление живое, подвижное. Люди трудятся, вступают в различные организационные отношения: личные, властные, управленческие, дружеские, конфликтные. В процессе существования организации происходят изменения в материальных и финансовых ресурсах, в кадровом составе и информационных базах и т.п. Поэтому организации относятся к динамическим развивающимся системам.
Любая организация, ориентированная на коммерческую деятельность, активно взаимодействует с внешней средой, поэтому представляет собой открытую систему. Существенное влияние на деятельность организаций оказывают факторы и явления внешней среды, к которым, как уже было упомянуто, относятся:
• политические факторы, предопределяющие стабильность политической обстановки в стране;
• международные факторы, определяющие поведение организаций на мировом рынке;
• социально-экономические факторы, характеризующие структуру экономики страны и уровень развития отдельных секторов рынка;
• правовые факторы, отражающие законодательную систему взаимодействия организаций;
• научно-технические факторы, влияющие на использование новых технологий в управлении и производстве товаров;
• природные факторы, вызывающие колебания спроса на различные виды товаров и услуг;
• культурные факторы;
• форс-мажорные обстоятельства.
Организация как элемент общественной системы имеет собственный коллектив, внутреннюю структуру и взаимосвязи или в полном смысле слова свою внутреннюю жизнь и свои интересы. Поэтому вполне справедливо поставить вопрос о внутренней среде организации.
Внутренняя среда — это все то, что находится «внутри» организации. К внутренней среде относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация, социально-психологический климат, организационная культура и имидж организации. Ни одна организация, как элемент более сложной организационной системы не может обойтись без государственного вмешательства в ее деятельность. Поэтому наиболее важными объектами внешней среды деловой организации являются государственные органы.
Контрольные вопросы:
1. Что понимают в менеджменте под организацией как объектом управления?
2. Каковы элементы внешней среды организации?
3. Что относится к внутренней среде организации?
4. Почему при изучении организаций применим системный подход?