Тенденция усиления практической направленности и значимости педагогики как науки для человека, общества, государства.




Педагогика является прикладной наукой, выполняющей определенные социальные функции. Как и любая другая наука, педагогика имеет свой предмет исследований. Предметом современной педагогики является воспитание и квалифицированное руководство не только детей, но и взрослых людей всех возрастов. Главной задачей педагогики, как науки, является выявление, формирование, накопление и систематизация знаний о воспитании и образовании человека. От качества педагогического воздействия на развитие и становление человеческой личности зависит и качество образовывающегося в результате общества, его развитие и тенденции к прогрессу. К вопросам изучения педагогики относится: изучение процесса развития и становления личности; влияние сущности и закономерностей развития на воспитание; формирование целей воспитания; исследование, накопление и усовершенствование методов воспитания.Важнейшими понятиями педагогики является воспитание, обучение и образование, производимое в различных учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Воспитание, как общественное явление, выступает средством подготовки формирующегося человека к жизни в существующем обществе, развития у него необходимых для этого свойств и качеств, прививание соответствующих культурных навыков. Будучи неразрывно связано с образованием и обучением, воспитание отвечает за порождение стимулов и мотивации к получению образования, подготовку человека к процессу обучения.Большое и неоспоримое влияние оказывает педагогическая наука на развитие общества. Развиваясь, педагогическая наука накапливала все больше знаний, доступных людям на каждом этапе развития производства, науки и искусства. И каждое новое поколение имело доступ к более объемным, совершенным знаниям, которые постепенно складывались во взаимосвязанную систему, содержащую сведения об окружающем мире. Кроме этого, педагогическое влияние на формирование личности человека на каждом историческом этапе производилось с использованием новых, прогрессивных в рамках того времени, методов. Развиваясь, педагогика совершенствовалась за счет накопленного педагогического опыта, анализа и выявления наиболее результативных и позитивных методов и средств, применяемых в обучении, образовании и воспитании. Благодаря педагогической науке развивался и сам человек, получая все более ясную картину устройства мира, присущих ему процессов и закономерностей. Следствием всего этого явилось развитие общества, пополняющегося более интеллектуально и культурно развитым новым поколением, и, соответственно, предъявляющее все более высокие требования к образованию человека, способности легко вливаться в жизнь общества и полноценно реализовывать в его рамках свои возможности.

Определяющая роль

практики, как материальной деятельности людей, по отношению к

познанию, как духовной деятельности, выражается, с одной стороны, в

том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой

стороны, в том, что она является и средством проверки истинности

знаний, критерием истины. Обе эти стороны неразрывны уже потому,

что любой акт практики всегда есть в то же время и средство проверки

истинности имеющихся знаний, и источник получения новых знаний.и. Оторванная от

практики теория не может дать правильного и своевременного ответа

на запросы практики и теряет свое значение или, более того, приносит

вред. Оторванная от теории практика становится слепой, и это с

неизбежностью приводит к замедлению темпов ее развития, к застою. Можно добавить слова И.П. Павлова о том, что

«без наблюдаемых фактов нет науки – они воздух ученого, однако

столь же очевидно, что если нет в голове идеи, то и не видишь

фактов». Обращение к практике как основе знаний и критерию истины

совершается и в иной форме – как непрерывное адресование к данным

практики, сверка каждого этапа рассуждений с фактическим, из

практики почерпнутым материалом в самом ходе теоретического

мышления. К данному типу связи и относится педагогика. Суть педагогического мышления в том, что все

общеобязательные теоретические принципы при любом их

практическом применении модифицируются. Конкретизируясь,

теоретическое знание приспосабливается к неповторимо

индивидуальной ситуации и/или случаю. Оно преобразуется,

пересматривается, видоизменяется». Педагогика – это наука об искусстве воспитания, о творческой

деятельности, поэтому педагогике нельзя научиться путем

теоретического просвещения, необходимо овладеть искусством

воспитания на собственном опыте, при этом важны внутренние

предпосылки: личностные качества, душевные свойства, опыт

общения.

Педагогическая теория и практика взаимосвязаны и

взаимодействуют не как внешние друг другу силы, а как взаимно

проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой

человеческой деятельности.

Связь теории и практики в педагогике имеет непрерывный

характер, когда в конкретной деятельности учителя происходит

слияние знаний и деятельности, и осуществляется в сознании учителя в

момент постановки задач педагогической деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: