Методы производственного обучения в учебных мастерских




Здоровьесберегающие образовательные технологии и методика обучения в учебно-производственных мастерских основной школы. Помещения учебных мастерских. Оборудование учебных мастерских. Санитарно-гигиенические требования. Техника безопасности.

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

Аксиологический компонент - проявляется в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни.

Гносеологический компонент - связан с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.

Здоровьесберегающий компонент - включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха.

Эмоционально-волевой компонент - включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни.

Экологический компонент - учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.

Физкультурно – оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

 

Методы производственного обучения в учебных мастерских

Словесные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, эвристическая беседа, семинар, инструктаж, производственные семинары, работа с литературой, инструкционно-технологическими картами, инструкционными картами, карточками-заданиями.

Рассказ это логическое изложение материала. Применяется, когда материал совершенно нов и неизвестен учащимся, материал легкий по усвоению, когда мало времени отведено на изучение, проводится по небольшой части учебного материала.

Объяснение это способ изложения материала, при котором используется рассуждения, вопросы к учащимся, ответы. Объяснение активизируют работу учащихся. Рассказ и объяснения, как правило, используются вместе.

Беседа это диалог между мастером и учащимися. Она является более эффективным методом обучения, т.к. мастер путём умело поставленных вопросов вовлекает учащихся в активную работу, подводит их к пониманию и усвоению учебного материала.

Эвристическая беседа – вопросно-ответный метод организации и руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся. Дидактическая сущность эвристической беседы состоит в том, что мастер путем постановки перед учащимися вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим сущность нового учебного материала. При этом мастер побуждает учащихся воспроизводить ранее полученные знания, наблюдения, жизненный и производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, повышает внимательность и интерес учащихся, стимулирует их активную работу, обеспечивает осознанное усвоение знаний.

Наглядные методы производственного обучения обеспечивают наглядность и полноту представления, способствуют запоминанию объяснений и закреплению знаний, повышают внимание и интерес учащихся, облегчают их познание и восприятие.

К наглядным методам относятся: наблюдение учащихся, демонстрация наглядных пособий, применение кинофильмов, показ трудовых приёмов.

Наблюдение учащихся. Перед тем как учащиеся приступят к наблюдению, мастер инструктирует их о целях наблюдения, обращает внимание на трудности, указывает пути их преодоления, особое внимание отводится соблюдению правил техники безопасности. Этот метод применяет мастер при проведении экскурсии на производство в ознакомительный период с целью ознакомить учащихся с организацией работ на производстве, а также при проведении экскурсий в производственных мастерских.

Демонстрация наглядных пособий. Пособия могут быть: плоскостные; объёмные; натуральные; изобразительные.

Требования к наглядным пособиям: эстетическое оформление; демонстрируемое должно видеться впервые; наглядные пособия не должны мешать проведению урока; должна быть обеспечена видимость для всех; показ должен сопровождаться пояснением и рассказом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: