«КОЛОКОЛЬЧИК»№5. ЧАМЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«КОЛОКОЛЬЧИК»№5

ЧАМЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

 

Принято Утверждаю:

На педагогическом совете заведующая МБДОУ

От____________________ комбинированного вида

детский сад «Колокольчик»

__________А.Б.Аброськина

 

 

Образовательная программа

Дополнительного образования детей

«Шахматная азбука»

 

Срок реализации:2года

 

Составители:воспитатели

Васина Л.И.

Курнаева А.С.

 

п.Комсомольский

 

 

Пояснительная записка

 

Программа для старших дошкольников «Шахматная азбука» реализует общеинтеллектуальное направление игровой деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И.Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытиюспособностей детей. Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи— сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цели и задачи программы:

1. Развитие и тренировка психических процессов:

- Обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть

результаты своей деятельности; развитие логического мышления,

ориентировки на плоскости, внимания, памяти;

- Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений,

умозаключений.

2. Развитие познавательных интересов

- изучение основ шахматной игры,

- расширение кругозора;

3. Развитие творческих способностей:

- развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.

4. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:

- активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость,

спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;

- уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход

событий.

- воспитание умения вести себя в группе во время движения,

формирование чувства такта, культурных привычек в процессе

группового общения с детьми и взрослыми.

5. Подготовка ребёнка к школе. Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрее делают домашнее задание.

Объем программы: программа рассчитана на два года обучения.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Подходы и методы их реализации:

-Систематические занятия;

-Игры,игровые приемы;

-викторины и конкурсы на шахматную тематику.

Особенность возрастной группы 5-6лет:

В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения.

Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Особенность возрастной группы 6-7лет:

К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

Содержание программы «Шахматная Азбука»

Программой предусматривается 30 шахматных занятия (одно занятие в неделю) для старшей группы и 30 занятий для подготовительной группы. Учебный курс включает в себя 6 тем.Haкаждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каж­дой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Программа разработана для детей старших и подготовительных групп.

Ожидаемые результаты в конце курса: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые,черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.

Ожидаемые результаты освоения программы: ориентироваться на шахматной доске;играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;правильно помещать шахматную доску между партнерами;правильно расставлять фигуры перед игрой;различать горизонталь, вертикаль, диагональ;рокировать;объявлять шах;ставить мат;решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

Учебно-тематический план занятий по обучению детей игре в шахматы в старшей группе

 

Месяц Неделя Тема Цель Кол-во занятий
Октябрь 1-2   «В гостях у Горизонталика и Вертикалика» Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей.  
Октябрь 3-4   «Диагональ» Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями.  
Ноябрь 1-2 «Знакомство с шахматными фигурами. Пешка» Познакомить детей с шахматными фигурами Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения.  
Ноябрь 3-4   «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ» Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности.  
Декабрь 1-2   «Могучая фигура ФЕРЗЬ» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.  
Декабрь 3-4     «Прыг, скок и вбок» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.  
Январь 3-4   «Король жаждет боя» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.  
Февраль 1-2   «Ворота Каиссии» Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске.  
Февраль 3-4   «Шах – что это?» Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха».  
Март 1-2   «Шах – что это?» Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами.  
Март 3-4 «Мат и пат» Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске.  
Апрель 1-2 «Мат и пат» Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске.  
Апрель 3-4 «Шахматная страна» Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения играть в шахматы.  
Май 1-2 «Шахматный КВН» Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы.  
         

 

 

Учебно-тематический план занятий по обучению детей игре в шахматы в подготовительной группе

Месяц Неделя Тема Цели Кол-во занятий
Сентябрь 1-2 «В стране шахматных чудес» Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость  
Сентябрь 3-4 «Игра на уничтожение» Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две).  
Октябрь 1-2 «Один в поле воин»   Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей, на примере ладьи, «побивать» все фигуры противника.  
Октябрь 3-4 «Защита контрольного поля» Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей с помощью одной, двух фигур защищать выделенный участок шахматной доски.  
Ноябрь 1-2 «Как Ладья похудела»     Познакомить с понятием «рокировка», её разновидностями; развивать наблюдательность и внимание; расширять кругозор дошкольников; показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку.  
Ноябрь 3-4 «Захват контрольного поля»   Закрепить представление о слоне, туре, способах его передвижения, «веса». Учить детей, на примере слона - фигуры, за минимальное число ходов, проходить до определённой клетки шахматной доски; вырабатывать у ребёнка спокойствие.  
Декабрь 1-2 «Вежливые слоны»   Учить детей, играя лишь одними фигурами – на примере слонов (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух) проходить «лабиринт» до определённого поля на доске.  
Декабрь 3-4 «Шахматная нотация»   Закрепить понятие «шахматная нотация»; учить записывать шахматные партии; учить ориентироваться на плоскости; вырабатывать у детей волю; показать изящество и красоту шахматных комбинаций; тренировать память и внимание.  
Январь 3-4 «Волшебный квадрат»     Познакомить детей с понятием «квадрат пешки» и правилом квадрата; продолжать развивать интерес к миру шахмат; тренировать логическое мышление; вырабатывать у ребёнка спокойствие; обогащать детскую фантазию.  
Февраль 1-2 «Спасительница – оппозиция» Познакомить детей с понятием «оппозиция» к королю с пешкой; пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах.    
Февраль 3-4 «Непобедимый»   Продолжать развивать интерес к миру шахмат; разъяснить как правильно начинать игру и играть дебют; рассмотреть «хорошие и плохие» ходы в шахматной игре; вырабатывать у детей стойкий характер; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; приносить эстетическое наслаждение от игры.  
Март 1-2 «Волшебный мир комбинаций» Продолжить знакомить дошкольников с миром комбинаций («мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал); показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание.  
Март 3-4 «Волшебный мир комбинаций» Сформировать у детей понятия: «мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал; учить понимать о чём идёт речь; показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание.  
Апрель 1-2 «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу»   Учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор.  
Апрель 3-4   «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу»   Продолжать учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор.  
Май 1-2 «Здоровые телом – сильные духом!» Закреплять, используя физические упражнения, передвижения всех шахматных фигур; учить восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах и стойкий характер; развивать фантазию, воображение, творческий потенциал детей.  

 

 

Материально-техническое обеспечение

Для кружковой работы имеются:

-Демонстрационная магнитная шахматная доска;

-шахматы;

-часы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: